Проект по формированию связной речи в дошкольном возрасте "Путешествие в страну красивой и правильной речи"
проект по логопедии

Бижова Оксана Анатольевна

Данный проект может быть реализован в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ

И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

 

«Развитие речи и языка должно лежать в

 основе всей системы воспитания в детском саду»

Е. И. Тихеева

Актуальность

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. 

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Несформированность связной речи отрицательно влияет на личность ребёнка, формирует отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, не уверенность, чувство неполноценности). Развитие связной речи у детей является трудным процессом, требующим использования особых методических приёмов и комплексного подхода. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем педагогов и родителей. Поэтому из всего разнообразия форм работы, я выбрала проектный метод. Проект помогает объединить усилия всех участников образовательного процесса для достижения главного результата – своевременное, полноценное развитие каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Кроме того, участие в проекте детей с нарушением связной речи дает им возможность развивать коммуникативные навыки, творческие способности, обогащать словарный запас, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя более уверенными Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.

. Главные преимущества проектной деятельности в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности, возможности сотрудничества, интеллектуального и творческого саморазвития.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Задачи проекта: 

1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.

2.Совершенствовать профессиональный уровень педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.

3. Создать условия для формирования компонентов устной речи.

4.Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Принципы:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно -практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители воспитанников.

Длительность: долгосрочный (01.10. 2019г.- 31.05.2020г.)

Ожидаемые результаты работы по проекту.

  • Создание системы работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста.
  • Успешное развитие коммуникативных и творческих способностей детей, повышение педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
  • Обогащенная предметно пространственная -развивающая среда групп ДОУ.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.

Практическая значимость:

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.
  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
  • Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
  • Данный проект адресован воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям.
  • Трансляция проекта:

- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом часе.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (сентябрь).

2. Основной (октябрь- март).

3. Заключительный (апрель-май).

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных

2. Анкетирование родителей.

3. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».

4. Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников. (анкетирование педагогов)

5. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности.

Основной этап.

1. Проведение смотра- конкурса «Лучший уголок по речевому развитию» (пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом).

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

3. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

4. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

5. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

6. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Реализация основного этапа

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

-«Пальчиковый театр»

Младшая группа

-Игровое занятие «В гостях у Сороки – белобоки»

воспитатели

- серия игр с песком «Песочный дворик» - на развитие игрового взаимодействия.

- Дидактические игры и упражнения на  на развитие звуковой культуры речи; на развитие грамматического строя речи (наличие картотек)

Ежедневно

- Заучивание стихов и потешек

В течение проекта

-Рассматривание игрушек, книг, иллюстраций

В течение проекта

- ОД по обучению детей рассказыванию

- беседа – диалог по теме недели

- слушание аудио сказок.

В течение проекта

«По речевой дорожке» – развитие речи детей средствами мнемотехник;

(картотека)

Средние группы

Октябрь

- Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании;

     

– Познавательные игры «Я и моя речь»;

– Речевые подвижные игры (картотека);

– Отгадывание и составление загадок (картотека с целями)

ежедневно

- Настольно печатные и дидактические игры

- Театрализация сказок

- ОД по обучению детей рассказыванию

- беседа – диалог по теме лексической недели

- слушание аудио сказок

Каждую пятницу, вторая половина дня

в утренний режимный момент

- физкультурное развлечение «Живые загадки»

Ноябрь 1 неделя.

Воспитатель

Физ. инструктор

- Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»

Старшая группа

Ноябрь 2 неделя.

Воспитатели

- «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику)

- Игра – драматизация: «Ожившая сказка»

– Обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме;(картотека)

– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);

– Использование приема изменения сюжета сказки: «Что будет если…»

– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»

– Сочинение сказок «Веселые сочинялки» ( альбом)

- Речевые игры с движением              (картотека игр)

– Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»; ( выставка рисунков и изготовление альбома сказок)

- Создание книжек-малышек

- Акция «Подари книжку малышам»

- ОД по обучению детей рассказыванию

- беседа – диалог по теме недели

- слушание аудио сказок

Ноябрь- начало декабря

декабрь

- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

–речевые тренинги с детьми;

– работа со схемами, мнематоблицами.(картотека)

– динамические этюды(картотека наличие )

– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»

– составление писем: своему другу; на передачу;

письмо сверстникам в другой детский сад;

– Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»; (изготовление альбома сказок)

письма – загадки;

письмо – приглашение.

- Сочинение сказок на новый лад

- Изготовление альбома «Мы любим сказки»

- Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»

- Игры-драматизации по знакомым сказкам

Создание книжек-малышек

- Акция «Подари книжку малышам»

- ОД по обучению детей рассказыванию

- беседа – диалог по теме недели

- слушание аудио сказок

Подготовительная к школе группа

В течение проекта

Конец ноября

Конец ноября

ноябрь

Конец ноября-начало декабря

  1. Работа с педагогами

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Консультация «Компоненты устной речи»

18.10.2019

учитель-логопед

Консультация «Формирование связной речи у дошкольников»

октябрь

учитель-логопед;

ст. воспитатель

Экспресс-опрос педагогов «Речевое развитие »

октябрь

учитель-логопед;

ст. воспитатель

Семинар «Особенности работы по развитию связной речи дошкольников»

Ноябрь

ст. воспитатель

Консультация «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников»

Ноябрь

учитель-логопед;

Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»

Декабрь 1 неделя

Все педагоги

Фестиваль педагогических идей «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника»

Декабрь 2 неделя

Все педагоги

Мастер-класс «Планируем среду по ОО «Речевое развитие»

Ноябрь

ст.воспитатель

Составление памятки для педагогов «Речь педагога»

октябрь

учитель-логопед;

ст.воспитатель.

Викторина для педагогов «Красивую речь приятно слышать»

Февраль

учитель-логопед;

ст.воспитатель

Смотр конкурс мини-центров по ОО «Речевое развитие»

Декабрь

Воспитатели всех возрастных групп

«Копилка для родителей» - памятки, практические задания, советы, рекомендации

В течение проекта

Воспитатели всех возрастных групп

Тренинг «Этика общения»

 Январь

Педагог психолог

Мини проекты по речевому развитию во всех возрастных группах.

Декабрь 3 неделя

Воспитатели всех возрастных групп

  1. Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка»

все

Воспитатели

Групповые родительские собрания по теме проекта (с элементами практической деятельности)

все

В течение проекта

Воспитатели, учитель- логопед

Акция «Подари книжку в группу»

все

В течение проекта

Воспитатели

Размещение материала на сайте ДОУ

все

В течение проекта

 

Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

все

В течение проекта

Воспитатели,

учитель- логопед

Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей)

все

В течение проекта

Воспитатели

Выпуск газеты «Речевая палитра»

 

В конце проекта

Творческая группа

Открытый просмотр  образовательного события  для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок.

Старшая

Май

Учитель- логопед

  1. Заключительный этап

1.Повторный мониторинг речевого развития дошкольников.

2. Анализ и оценка результатов проекта.

3.Определение новых перспектив.

Данный проект может быть реализован в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию активно включены родители воспитанников.

Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию связной речи детей с ОНР "В страну Красивой Речи"

  В проекте представлен материал  по развитию связной речи детей в условиях ее общего недоразвития. Логопедическая работа реализуется в условиях ее интеграции с образовательными облас...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской п...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родител...

Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...