конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Огаркова Галина Георгиевна

конспект НООД по развитию речи в средней группе Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№»

городского округа город Шарья Костромской области

        

Конспект

непосредственно - организованной образовательной деятельности

с воспитанниками средней  группы «Золотая рыбка»

общеразвивающей направленности

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

                   

                                                                                                                                                                       

Автор-разработчик:

воспитатель    

             

г. Шарья, 2021 г.

Тема НООД: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»»

Цель: систематизация понятий «зимняя одежда.

Задачи:

Обучающие: связная речь: формировать умение давать описания зимней одежды; формировать умение правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие " зимняя одежда"; продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Обучать выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах.

Развивающие: развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, внимание.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения,  дружелюбие, уважение друг к другу.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: конструктивное общение со взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.

Форма организациидетей: фронтальная.

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный): кукла; зимняя кукольная одежда; картинки - жук, ежик, медвежонок, посылка, письмо, видеокамера, письмо, книга «Животные жарких и холодных стран» Е. Чарушин, фото жителей Африки.

Предварительная деятельность с воспитанниками: беседы о сезонных изменениях; Сравнение одежды по сезонам, выявление сходства и различия сравниваемой одежды, познавательные беседы, наблюдения за людьми (в чем одеты) на улице, проведена сюжетно-ролевая игра в магазин «Одежда».

Методы и приемы: показ, рассказ, объяснение, указания, художественное слово, проблемная ситуация,

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки

 детской инициативы

1 часть – вводная

Цельсоздание условий для совершенствования умения составлять описательные рассказы.

Создание образовательной ситуации

Ребята, сегодня к нам пришли гости. А как мы встречаем гостей?

Стук в дверь, воспитатель вносит посылку из Африки.

Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, встретила почтальона, который принес посылку? Откуда же эта посылка? Это посылка из Африки.

Вам интересно, что в ней?

И мне интересно. Как же узнать, что у нее внутри.

Дети здороваются

- да

- открыть

Создание в группе положительного психологического  микроклимата.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

Посмотрите, здесь камера, фотография, письмо. Предлагаю, начать с письма (читаю письмо).

Вы хотите помочь жителям жарких стран?

Какие же вы добрые и отзывчивые. Тогда предлагаю вам пройти на свои места (напоминаю про осанку).

- да

Дети проходят и садятся на стулья.

Развивать активный интерес детей к новым знаниям, стремление получений новых знаний и умений, создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

2 часть – основная

Цель: систематизация понятий «зимняя одежда.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Как вы считаете, для чего Африканцы прислали нам камеру?

Все верно, ребята. Мы запишем фильм на видеокамеру с ответами на все вопросы жителей жарких стран и отправим им наш фильм  (Ставлю камеру и читаю письмо)

 

Дать совет, задавать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Внимательно послушайте стихотворение: «Пришла зима»  И. Черницкая

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Почему вы думаете, что это зима?

Кто из вас любит зиму? Почему?

Теперь спросите меня, почему я люблю зиму.

Зимой на улице тепло или холодно?

А как люди одеваются зимой?

Посмотрите на фотографию жителей Африки, они могли бы пойти с нами на прогулку зимой?

Почему?

Наша кукла Катя тоже хочет оправиться сегодня с нами на прогулку. Расскажите, что же ей надеть, чтобы не замерзнуть на улице зимой?

Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.

Какая это куртка?

Какого цвета?

Что есть у куртки?

Зачем нужен шарф?

Про что мы скажем - пушистый, меховой, мягкий?

Зимняя, теплая

Розовая вязаная

Теплые, шерстяные

Штаны, свитер, куртка, шапка, шарф, варежки – как назовем одним словом?

Какая зимняя одежда есть у вас? (отвечают 2-3 ребенка)

Спасибо, вы отлично справились со всеми вопросами, и я думаю, что жителям жарких стран стало понятно, что же такое зима, и они с удовольствием посмотрят, как мы немного поиграем.

Вставайте на ноги, подходите ко мне.

- о зиме

Ответы детей

- потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах

Дети спрашивают

- холодно, морозно

- тепло

- нет

- у них нет теплой одежды

- Кукла Катя замерзнет на прогулку без зимней одежды

- зимняя, теплая

- воротник, капюшон, рукава, кнопки

- чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть

- про воротничок

- куртка

- шапка

- штаны

- зимняя одежда

Учить вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, информационно – познавательная инициатива.

Физминутка

Сейчас мы с вами представим как будто пойдем гулять. Наденем штаны, кофту, шапку, куртку, застегнем пуговицы.

Раз, два, три, четыре, пять -                  

Собираемся гулять.

Завязала Катенька                                    

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки                                    

Валенки, сапожки.

И пойдём скорей гулять,                            

Прыгать, бегать и скакать.      

Как же быстро вы сегодня оделись, я надеюсь, что вы сегодня также быстро оденетесь на прогулку.

- дети имитируют одевание

- шагают на месте  

- показывают, как завязывают шарф                          

- имитируют движения

- шагают на месте

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

Теперь, когда вы отдохнули, предлагаю выполнить вторую часть просьбы жителей жарких стран и отгадать их загадки.

Летит – воет,

А сядет – землю роет.

Как жук жужжит? (дети отвечают)

Маленькие жуки жужжат тихо. Покажи как?

А большие жужжат громко. Покажи как?

Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове?

А это загадка о ком?

Ползун ползет, иголки везет

Кто детеныш у ежа?

Есть в слове ежонок звук [ж]?

Предлагаю вместе дружно проговорить чистоговорку:

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа

А вот еще одна загадка:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос

Кто детеныши у медведя?

Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове?

А в слове медведь есть звук [ж]?

Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько

Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж- жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.

Правильно, молодцы.

Дети садятся на стулья

- жук

дети отвечают

дети показывают

дети отвечают

- еж

- ежонок

- да

- Медведь

- медвежонок

- дети отвечают

- дети отвечают

- жук, медвежонок, ежик, жаба, жеребенок, желудь

Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

3 часть – заключительная

Цель: закрепить знания детей.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Посмотрим на наше письмо, что же написано в нем дальше.

Ребята, оказывается мы дали ответы на все вопросы жителей Африки. С уверенностью можно сказать, что наш фильм готов и пора выключать камеру.

Чем мы сегодня с вами занимались?

Для кого был фильм?

О чем он?

А с каким звуком мы с вами познакомились?

Что тебе больше всего понравилось?

А мне сегодня понравились ваши дружные ответы, ваша готовность придти на помощь и ваша сообразительность и для вас приготовила книгу об обитателях Африки, мы ее с вами обязательно прочтем и рассмотрим.

Побуждение детей к формированию привычки выражать собственную оценку воспринимаемого

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Я обещаю, что сегодня же отправлю наш фильм жителям Африки, но прежде предлагаю вам нарисовать рисунки о зиме и отправить их вместе с фильмом. Но прежде, чем пройти рисовать, нужно попрощаться с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по развитию речи в средней группе "Прогулка в весеннем лесу"

Сезонные изменения в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде, образе жизни весной....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "составление описательных рассказов «Времена года»».

Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе "составление описательных рассказов «Времена года»»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"Задачи:связная речь: учить давать описания зимней одежды;словарь и грамматика: учить правильно называт...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект для проведения занятия по развитию речи  в старшей группе поможет научить детей составлять повествовательный рассказ по картине "Зимние забавы"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа о предметах одежды.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа о предметах одежды....