Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины "Илья Муромец и Соловей -разбойник"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Аверина Любовь Алексеевна

Этот конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Материал будет интересен для воспитателей подготовительной группы.  Конспект  направлен  на ознакомление дошкольников с жанром устного народного творчества – «былиной», на  воспитание интереса к истории нашей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект нод по развитию речи387 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель. Познакомить с   жанром устного народного творчества – «былиной», ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

Образовательные:  Учить  находить сходства и различия былины со сказкой, рассказом, стихом. Обогатить словарный запас новыми словами:  баян, былина, гусли, доспехи, булава, меч, кольчуга, лук. Развивать связную речь. Знакомить с историей древней Руси.

 Развивающие:  Развивать умение эмоционально восприятие содержание былины, подвести к пониманию содержания произведения. Развивать умение выявлять положительные и отрицательные качества героев былины.

Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к русским богатырям, стремление им подражать. 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Демонстрационный материал: Репродукция картины В. Васнецова «Баян», Фрагмент репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря».

Раздаточный материал: Картинки с изображением оружия богатырей. Методические приемы: Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физминутка, подведение итогов.

Ход занятия

  1. Организационная часть

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы начать наше занятие с хорошим настроением. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, кого вы видите на картине.  

2.Основная часть

Рассказ воспитателя по   картине «Баян»  В. Васнецова

 На зеленом холме, расположились древнерусские воины. О том, что эти воины из давнего - давнего прошлого, мы можем судить по их доспехам.   Все внимание воинов обращено на пожилого человека в белой одежде. Наверняка он что-то  интересное рассказывает им. Этого человека зовут Баян, от слова «баять» - «говорить», так в старину называли сказителей. Обратите внимание, что у него на коленях лежит музыкальный инструмент. Это - гусли, и рассказывает  Баян особые песенные сказания о богатырях – былины. Былина от слова «быль», она рассказывает о реальных событиях, о подвигах героев, которые действительно жили на русской земле и защищали ее от врагов, но описываются эти события как сказочные. Подвиг былинных героев иногда преувеличен.

Сегодня мы с вами познакомимся с  былиной о русском богатыре Илье Муромце.

 -Слышали вы об этом богатыре раньше? (Ответы).

-Как вы его себе представляете? (Ответы)

Посмотрите, каким его изобразил художник   Виктор Васнецов.

-Какие доспехи у Ильи Муромца?

-Шлем, щит, кольчуга.

Какое у него оружие?

-Булава, копье.

- Какими словами можно охарактеризовать Илью Муромца?

- Сильный, могучий, храбрый, мужественный. 

Физминутка: «Богатыри»

 Дружно встанем – раз, два, три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри. (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

 Мы ладонь к глазам приставим. (Правую руку подносят козырьком ко лбу) Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. (Повороты вправо-влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Дружно встанем раз, два, три. (Маршируют)

Мы теперь богатыри.

Чтение отрывка

-Похоже ли это произведение на стих?

-Чем похожа былина на сказку?

Один человек не может победить целое войско, даже если он наделен необыкновенной силой. 

А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он эту силу всю великую.

Игра: «Назови признаки»

Сила богатыря (богатырская)

Копье из железа  (железное)

Стрела врага (вражеская)

Меч, который сверкает (сверкающий)

Конь черный как ворон (вороной)

 Игра «Назови оружие богатыря»

Итог занятия:

-Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?

-В прошлое.

-С кем мы познакомились?

-С русским богатырем Ильей Муромцем.

-Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?

-Из былины.

-Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях?

-Баян.

Понравилось вам  наше путешествие? Хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца?  (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".

Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....

конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Овощи"

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само су...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Посуда"

Представленный конспект урока по разделу: «Ребёнок и окружающий мир» разработан с учетом требований  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида  под ред. Л.И.Пла...

конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме "Это моё право"

конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме "Это моё право"....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...