Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zkr_sr_gr_ikt.docx52.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

«Система работы по формированию звуковой культуры речи детей

 среднего дошкольного возраста»

Разработала: воспитатель

Филь О.А.

Нефтеюганск 2019г.

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Задачи: Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность речи, дикцию.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р (твердых и мягких) и дифференцировать их.

Формировать представления о понятиях «звук», «слово». Учить выделять звук в слове, подбирать слова с заданным звуком в начале слова.

Тема недели

Задачи

Методы и приемы

Содержание предметно- развивающей среды

Сентябрь

«Здравствуй детский сад»

Уточнять и закреплять  правильное произношение звуков  С-с. Развивать речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки», «Загнать мяч в ворота».

Игры на развитие речевого дыхания «Река- ручеек», «Плывут лодочки»

Упражнение «Холодный ветерок» (по лабиринту)

Упражнение «Фотограф», «Чего не стало?», «Эхо», «Лабиринт»

Чистоговорки

Пальчиковая гимнастика

Тазики с водой, бумажные лодочки.

Лабиринты для автоматизации звука С.

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, персик, гусеница.

Листочки, перья, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Помоги лесовичку»

ИКТ «Артикуляционная гимнастика»

«Наша группа»

Уточнять и закреплять  правильное произношение звуков  С-с.

Расширять представление о понятии «слово». Развивать фонематическое восприятие.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики», «Конфета».

Игры «Наоборот», «Сладкие слова», «Поручения», «Скажи, как я»

Упражнение «Эхо», «Живое -неживое»,  «Угадай», «Лабиринт».

Чистоговорки «Су- Су- Су – очень холодно в лесу», «Со- Со- Со – у машины колесо»

Пальчиковая гимнастика

Игрушки: машина, домик, слон, собака, лиса, ослик, поросенок, гусь.

 Предметные картинки: солнце, сова, сережки, самовар, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, сито, синица, сыр, гусеница, персик.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Помоги лесовичку»

ИКТ «Артикуляционная гимнастика»

«Во саду ли в огороде. Такие разные зернышки»

Уточнять и закреплять  правильное произношение звуков С-с.  Развивать дикцию, фонематическое восприятие

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики», «Конфета».

Упражнения  «Опиши овощ», «Чего не стало», «Какой, какая, какие?», «Лабиринт».

Скороговорка «Поля пошла полоть петрушку в поле».

Игры на развитие речевого дыхания «Холодный ветерок», «Сдуй листочки», «Перышки»

Корзина, машина. Овощи:  свекла, салат, капуста, редис, чеснок, картошка,  морковь, лук, петрушка.

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, персик, гусеница.

Листочки, перья, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Помоги лесовичку»

ИКТ «Артикуляционная гимнастика»

«На городских улицах»

Уточнять и закреплять  правильное произношение звуков С-с. Формировать элементарные представления о слове и предложении.

Развивать фонематическое восприятие.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки», «Загнать мяч в ворота».

Упражнение «Расскажи о транспортном средстве», «Назови транспортное средство»,

 «Эхо», «Чего не стало», «Фотограф», «Составь предложение с выбранным словом»,

«Лабиринт».

Чистоговорка:

«Си- си – си- дети едут на такси».

Игрушечные транспортные средства

( такси, велосипед, машина скорой помощи, самосвал, автобус, экскаватор, светофор)

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, персик, гусеница.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Помоги лесовичку»

ИКТ «Артикуляционная гимнастика»

Октябрь

«Дружная семья. Домашнее тепло. Благодарное слово»

Уточнять и закреплять  правильное произношение свистящих звуков З-з.

Формировать представление о словесном составе предложения. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки», «Загнать мяч в ворота».

Упражнение «Песенка комарика» (по лабиринту),  «Фотограф», «В гостях у гномов», «Составь предложение», «Кто за кем», «Мой, моя, моё», «Хлопушки»,

«Скажи, как я», «Чего не стало», «Лабиринт» Игры со звуковым кубом.

Скороговорка «У куклы Зины в корзине картины»

Игры на развитие речевого дыхания «Холодный ветерок», «Сдуй листочки», «Перышки»

Звуковой куб.

Игрушки: кукла, коза, заяц, морковка, капуста, корзина. Картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна.

Предметные картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна, ваза, коза, зебра, береза, гнездо, рюкзак, змея, стрекоза, зубы, язык, глаза.

Лабиринт «Песенка комарика»

Листочки, перья, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка»

ИКТ «Живое – неживое»

ИКТ «Артикуляционная гимнастика»

«Домашние животные»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков З-з..

Развивать дикцию, интонационную выразительность речи.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики».

Инсценировка произведения Л.Пантелеева «Как поросенок научился говорить» ( стр 118). Упр. «Кто как голос подает».

Игры «Прятки», «Путаница».

Упражнение «Песенка комарика» (по лабиринту), «Фотограф», «В гостях у гномов», «Составь предложение», «Кто за кем», «Лабиринт»

Скороговорка:

Пошел спозаранку Назар на базар,

Купил там козу и корзинку Назар.

Игрушки: девочка, поросенок, петушок, цыпленок, корова, утка, коза, овечка, гусь, лошадка.

Предметные картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна, ваза, коза, зебра, береза, гнездо, рюкзак, змея, стрекоза, зубы, язык, глаза.

Лабиринт «Песенка комарика»

Листочки, перья, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка»

ИКТ «Живое – неживое»

ИКТ «Артикуляционная гимнастика»

«С днем рождения любимый город»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С-с. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки», «Загнать мяч в ворота».

Чистоговорка:

 «Си- си – си- дети едут на такси».

Упражнение «Фотограф», «Составь предложение с выбранным словом», «Скажи как я», «Лабиринт»,  «Чего не стало?»

Упражнение «Холодный ветерок»

Игры на развитие речевого дыхания «Сдуй листочки, перышки»

 

Игрушки: мяч, машина, домик, собака, слон, лиса, ослик, поросенок, гусь.

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, персик, гусеница.

Листочки, перья, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Помоги лесовичку»

ИКТ «Чистоговорки»

ИКТ «Гусеничка»

ИКТ «Положи на полку предметы со звуком «С»

«Сказочный лес»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука З-з.

Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность, речевое дыхание.

 

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Птенчик», «Часики».

Упражнение «Скажи, как я», «Песенка комарика»,  «Фотограф», «Мой, моя, моё», «Хлопушки», «В гостях у гномов», «Чего не стало», «Лабиринт»

Скороговорка:

Заяц косой сидит за осокой травой.

 Игра «Подуй на листочки»

Белка, сорока. Корзинка с предметами и мелкими игрушками в названиях которых есть звук З-з.

Предметные картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна, ваза, коза, зебра, береза, гнездо, рюкзак, змея, стрекоза, зубы, язык, глаза.

Лабиринт «Песенка комарика»

Мелкие листочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка»

ИКТ «Живое – неживое»

ИКТ «Отгадай загадку»

ИКТ «Отгадай слово»

Ноябрь

«В гостях у трех медведей»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ш.

Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

Инсценировка народной сказки «Как коза избушку построила».

Упражнение «Змейка»,  «Волшебная палочка», «Мой, моя, мои, моё»,  «Чего не стало», «Хлопушки», «Скажи как я», «Лабиринт».

Скороговорка «У Саши в кармашке шишки и шашки»

Звуковой куб.

Элементы костюмов козы, козлят, деревьев.

Предметные картинки: лошадь, лягушка, шапка, шарф, шуба, шмель, мыши, дедушка, бабушка, кошка.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка «Змея»

ИКТ «Найди слово»

«Книжки про ёжиков и не только»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков  Ш.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

Упражнение «Змейка»,  «Волшебная палочка», «Мой, моя, мои, моё»,  «Чего не стало», «Хлопушки», «Скажи как я», «Лабиринт».

Инсценировка стихотворения Б.Заходера «Ёжик»

Скороговорка: «Шесть мышат в камыше шуршат Ш-Ш-Ш.

Звуковой куб.

Игрушечный ёжик. Элементы костюмов зайца и ёжика.

Предметные картинки: лошадь, лягушка, шапка, шарф, шуба, шмель, мыши, дедушка, бабушка, кошка.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка «Змея»

ИКТ «Найди слово»

«Котятки не перчатки»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ш.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Игры со звуковым кубом.

Упражнение «Змейка», «Волшебная палочка»,  «Мой, моя, мои, моё», «Чего не стало», «Хлопушки», «Лабиринт»

Скороговорка: «Выпила блюдце кошка,

Просит еще немножко»

Инсценировка истории «Маша и Тиша» (стр 185)

Игра «Карусель»

Кошка с котенком. Кукла. Веревочка с бантиком на конце.

Карточки с изображением кошки в разных действиях. Звуковой куб.

Предметные картинки: лошадь, лягушка, шапка, шарф, шуба, шмель, мыши, дедушка, бабушка, кошка.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка «Змея»

ИКТ «Найди слово»

«Дороги добра.

Такая разная обувь»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ж.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Игры со звуковым кубом.

Инсценировка стихотворения А.Усачева «Избушка на курьих ножках».

Упражнение «Пчелка жужжит» (по лабиринту), «Живое - неживое»,  «Доскажи словечко», «Фотограф».

Скороговорка:

«Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки»

Чистоговорки

 ЖИ-ЖИ-ЖИ в лесу живут ежи

ЖА-ЖА-ЖА я нашел ежа

Звуковой куб.

Игрушечный ежик

Предметные картинки: жеребенок, жираф, жук, ёжик, ножницы, медвежонок.

Перья, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка»

ИКТ «Веселая жужжалка»

ИКТ «Скажи наоборот»

ИКТ «Складные слова»

ИКТ «Покупки»

ИКТ «Все профессии важны»

ИКТ «Желтая считалка»

ИКТ «Живое - неживое»

ИКТ «Положи на полку»

ИКТ «Отгадай загадку»

ИКТ «Что между чем?»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Два слова – один звук»

Декабрь

«Здравствуй, зимушка- зима»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ж.

Развивать речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Игры со звуковым кубом.

Упражнение «Пчелка жужжит», «Живое - неживое»,  «Доскажи словечко», «Фотограф», «Один - много», «Поймай звук»

Игры со снежинками

Чистоговорки

ЖИ- ЖИ- ЖИ- в лесу живут ежи

ЖА-ЖА-ЖА- я нашел ежа

ЖУ-ЖУ-ЖУ- молока даю ежу

Звуковой куб.

Ёжик.

Предметные картинки: жеребенок, жираф, жук, ёжик, ножницы, медвежонок.

Снежинки, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка»

ИКТ «Веселая жужжалка»

ИКТ «Скажи наоборот»

ИКТ «Складные слова»

ИКТ «Покупки»

ИКТ «Все профессии важны»

ИКТ «Желтая считалка»

ИКТ «Живое - неживое»

ИКТ «Положи на полку»

ИКТ «Отгадай загадку»

ИКТ «Что между чем?»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Два слова – один звук»

«Наш город Нефтеюганск» (ХМАО) «День ночь сутки прочь»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ж.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Игры со звуковым кубом.

Упражнение «Пчелка жужжит», «Живое - неживое»,  «Доскажи словечко», «Фотограф», «Один - много», «Поймай звук»

Игры со снежинками

Чистоговорки

ЖИ- ЖИ- ЖИ- в лесу живут ежи

ЖА-ЖА-ЖА- я нашел ежа

ЖУ-ЖУ-ЖУ- молока даю ежу

Игры на развитие речевого дыхания

Игрушки: медвежонок, ежик, кроватка, табурет.

Звуковой куб.

Предметные картинки: жеребенок, жираф, жук, ёжик, ножницы, медвежонок.

Снежинки, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Звуковая дорожка»

ИКТ «Веселая жужжалка»

ИКТ «Скажи наоборот»

ИКТ «Складные слова»

ИКТ «Покупки»

ИКТ «Все профессии важны»

ИКТ «Желтая считалка»

ИКТ «Живое - неживое»

ИКТ «Положи на полку»

ИКТ «Отгадай загадку»

ИКТ «Что между чем?»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Два слова – один звук»

«Подарки Деда Мороза» (2 недели)

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ч.

Развивать речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Упражнения «Паровозик», «Живые слова», «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Лабиринт».

Чистоговорки

ЧО-ЧО-ЧО ничего, что горячо

ЧУ-ЧУ-ЧУ молоточком я стучу.

Игры на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха, мяч, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка.

Снежинки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Два слова – один звук»

Январь

«К нам гости пришли»

(2 недели)

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ч.

Учить выделять первый звук в слове.

Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Упражнения «Паровозик», «Живые слова», «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Лабиринт», «Назови первый звук в слове»

Чистоговорка

ЧУ-ЧУ-ЧУ калачи испечь хочу

Песенка поезда «Ч-ч-ч, чу-чу-чу, чух- чух- чух- мчится поезд во весь дух»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха, мяч, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка.

Элементы костюмов для детей:

Дед мороз, мышка, белочка, зайчик;

«рукавичка»- яркий платок,

«мешок»- другой яркий платок.

Снежинки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Два слова – один звук»

«Зимние развлечения»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Щ.

Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Чистоговорки

 ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

 ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Упражнения  «Поймай звук»,  «Фотограф», «Волшебная палочка», «Живое-неживое»,  «Хлопушки», «Чего не стало?», «Назови первый звук в слове», «Лабиринт»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик.

Снежинки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Звуковая дорожка «Дворник»

ИКТ «Рифмушки»

ИКТ «Посчитайка»

ИКТ «Доскажи словечко»

ИКТ «Отгадай загадки»

«Добрая забота. Праведный труд. Зимние холода»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Л-л, дифференцировать их.

Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Улыбка»,  «Заборчик», «Конфета», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы» Упражнение «Поймай звук», «Скажи как я»,

 «Мой, моя, мои», «Фотограф», «Назови первый звук в слове», «Лабиринт»

Игра «Четвертый лишний»

Игры в парах «Раздели картинки»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками, перьями.

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Снежинки, перья.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Что изменилось?»

ИКТ «Кто это? Что это?»

ИКТ «Отгадай загадки»

ИКТ «Четвертый лишний»

Февраль

«Путешествие в Африку с доктором Айболитом»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ц.

Учить выделять первый звук в слове. Развивать речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Упражнение «Не разбуди Катю», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Живое-неживое», «Хлопушки»,  «Чего не стало?», «Назови первый звук в слове», «Лабиринт», «Какой, какая, какие »

Чистоговорки

ЦО- ЦО- ЦО снесла курица яйцо

Игра «угадай что это (кто это)»

Игры в парах: «Раздели картинки» (живое - неживое)

Игра «Четвертый лишний»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками, перьями.

Предметные картинки: гусеница, лестница, лицо, цветок, кольцо, огурец, леденец, продавец, певец, яйцо, цапля, перец, заяц, цыпленок, курица.

Снежинки, перья, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Положи на полку»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Четвертый лишний»

«Море и его обитатели»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Щ.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Упражнение «Фотограф», «Поймай звук», «Волшебная палочка», «Живое-неживое»,

«Хлопушки», «Чего не стало?», «Назови первый звук в слове», «Лабиринт»

Игра «Четвертый лишний»

Игры в парах: «Раздели картинки»

Игра «Повтори пары и цепочки слогов»

Шу-щу ши-ши-щи

Ча-ща ащ-ач-ащ

Чистоговорки

 ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

 ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Скороговорка «Волки рыщут- пищу ищут»

Предметные картинки: щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Звуковая дорожка «Дворник»

ИКТ «Рифмушки»

ИКТ «Посчитайка»

ИКТ «Доскажи словечко»

ИКТ «Отгадай загадки»

«Защитники»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ш-Щ,

Дифференцировать их в речи.

Учить выделять и называть первый звук в слове.

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Дыхательные упражнения «Самолеты», «Кораблики»

Чистоговорки

ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Упражнение «Поймай звук», «Змейка» (лабиринт), «Фотограф», «Волшебная палочка», «Какой, какая, какие»

Скороговорка:

«Шесть мышат в камыше шуршат Ш-Ш-Ш»

Игра в парах «Раздели картинки»

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Звуковая дорожка «Дворник»

ИКТ «Звуковая дорожка «Змея»

ИКТ «Рифмушки»

ИКТ «Посчитайка»

ИКТ «Доскажи словечко»

ИКТ «Отгадай загадки»

«Чаепитие»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Л-л.

Дифференцировать их в речи.

Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения  «Лошадка», «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Маляр», «Иголочка», «Чистим зубы».

Упражнение  «Мой, моя, мои», «Поймай звук», «Скажи как я», «Фотограф», «Добавь словечко», «Какой, какая, какие», «Лабиринт».

Игры в парах: «Раздели картинки»

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Игра «Придумай чистоговорку» (с опорой на картинки)

Оборудование:

предметы посуды: кастрюля, ложка, вилка, тарелка, солонка.

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Что изменилось?»

ИКТ «Кто это? Что это?»

ИКТ «Отгадай загадки»

ИКТ «Четвертый лишний»

Март

«Праздник бабушек и мам. Благодарное слово»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С-с, Щ.

Дифференцировать их в речи.

Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения  «Птенчик», «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Часики», «Чистим зубы».

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Упражнения «Поймай звук», «Фотограф»,  «Чего не стало?», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Назови первый звук в слове», «Лабиринт»

Чистоговорка

Са-са-са вот идет лиса

ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Игра «Придумай чистоговорку» (с опорой на картинки)

Игра «четвертый лишний»

Игра в парах «Раздели картинки»

Предметные картинки: щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик.

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, персик, гусеница.

 ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Звуковая дорожка «Дворник»

ИКТ «Рифмушки»

ИКТ «Посчитайка»

ИКТ «Доскажи словечко»

ИКТ «Отгадай загадки»

ИКТ «О чем мечтает незнайка»

ИКТ «Незнайка в зоопарке»

ИКТ «четвертый лишний»

Какой бывает огонь?

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ч.

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Учить выделять первый звук в слове. 

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Упражнения «Паровозик», «Живые слова», «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Лабиринт», «Назови первый звук в слове»

Чистоговорка

ЧУ-ЧУ-ЧУ калачи испечь хочу

Песенка поезда «Ч-ч-ч, чу-чу-чу, чух- чух- чух- мчится поезд во весь дух»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания с корабликами, капельками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха, мяч, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка.

Капельки, кораблики, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Два слова – один звук»

Какой бывает вода?

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ч.

Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Учить выделять первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Упражнения «Паровозик», «Живые слова», «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Лабиринт», «Назови первый звук в слове»

Чистоговорка

ЧУ-ЧУ-ЧУ калачи испечь хочу

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания с корабликами, капельками

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха, мяч, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка.

Капельки, кораблики, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Два слова – один звук»

Любимая сказка. Благодарное слово

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ч.

Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка», «Качели», «Погреем ладошки».

Чистоговорки

ЧА-ЧА-ЧА- печка очень горяча

ЧУ-ЧУ-ЧУ- калачи испечь хочу

Песенка поезда «Ч-ч-ч, чу-чу-чу, чух- чух-чух- мчится поезд во весь дух»

Игра «Назови ласково»

Разучивание звукоподражания Тик-тик (часики) и т.д

Игра «Угадай что это»

Упражнение «Паровозик»,  «Фотограф», «Волшебная палочка», «Живое-неживое»,

«Хлопушки», «Чего не стало?», «Поймай звук», «Скажи как я », «Лабиринт»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания с корабликами, капельками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха, мяч, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка.

Капельки, кораблики, поддувалочки

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Два слова – один звук»

Апрель

«К нам весна шагает»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Л-л. Учить выделять и называть первый звук в слове. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения  «Лошадка», «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Маляр», «Иголочка», «Чистим зубы».

Упражнение  «Мой, моя, мои», «Поймай звук», «Скажи как я», «Фотограф», «Добавь словечко», «Какой, какая, какие», «Лабиринт».

Игры в парах: «Раздели картинки»

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Игра «Придумай чистоговорку» (с опорой на картинки)

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Капельки, цветочки, поддувалочки.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Что изменилось?»

ИКТ «Кто это? Что это?»

ИКТ «Отгадай загадки»

ИКТ «Четвертый лишний»

«Кто построил этот дом»

уточнять и закреплять правильное произношение звуков Л-л.

Артикуляционные упражнения  «Лошадка», «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Маляр», «Иголочка», «Чистим зубы».

Упражнение  «Мой, моя, мои», «Поймай звук», «Скажи как я», «Фотограф», «Добавь словечко», «Какой, какая, какие», «Лабиринт».

Игры в парах «Раздели картинки»

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Что изменилось?»

ИКТ «Кто это? Что это?»

ИКТ «Отгадай загадки»

ИКТ «Четвертый лишний»

Что там в небе голубом?

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Л-л, учить различать их на слух. Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения  «Лошадка», «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Маляр», «Иголочка», «Чистим зубы».

Упражнение  «Мой, моя, мои», «Поймай звук», «Скажи как я», «Фотограф», «Добавь словечко», «Какой, какая, какие», «Лабиринт».

Игры в парах «Раздели картинки»

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Что изменилось?»

ИКТ «Кто это? Что это?»

ИКТ «Отгадай загадки»

ИКТ «Четвертый лишний»

Выдумщики и изобретатели

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Л-л. Развивать речевое внимание, речевое дыхание. Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения  «Лошадка», «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Маляр», «Иголочка», «Чистим зубы».

Упражнение  «Мой, моя, мои», «Поймай звук», «Скажи как я», «Фотограф», «Добавь словечко», «Какой, какая, какие», «Лабиринт».

Игры в парах «Раздели картинки»

Чистоговорки

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Что изменилось?»

ИКТ «Кто это? Что это?»

ИКТ «Отгадай загадки»

ИКТ «Четвертый лишний»

Май

«Во поле береза стояла»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Р-р. Формировать понятия «звук» и «слово». Развивать фонематическое восприятие, дикцию. Учить выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик»

Упражнения «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово - предмет», «Лабиринт», «Посчитай».

Скороговорка «У четырех черепашек по четыре черепашонка»

Игры в парах «Раздели картинки»

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, брюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Назови морских обитателей»

ИКТ «Подбери слово - предмет»

ИКТ «Что забыл нарисовать художник»

ИКТ «Соедини картинки »

ИКТ «Веселый поезд»

«Праздничная почта»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Р-р, в стихотворных строчках.

Учить выделять и называть первый звук в слове. Формировать понятия «звук» и «слово».

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик»

Упражнения «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово - предмет», «Лабиринт», «Посчитай».

Скороговорка «На реке поймали рака, из – за рака вышла драка»

Игры в парах «Раздели картинки»

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, брюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Назови морских обитателей»

ИКТ «Подбери слово - предмет»

ИКТ «Что забыл нарисовать художник»

ИКТ «Соедини картинки »

ИКТ «Веселый поезд»

«Такие разные насекомые»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Р-р, учить различать их на слух и при произношении. Учить выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик»

Упражнения «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово - предмет», «Лабиринт», «Посчитай».

Игры на развитие речевого дыхания с капельками и перышками

Игры в парах «Раздели картинки»

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, брюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

Капельки и перышки

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Назови морских обитателей»

ИКТ «Подбери слово - предмет»

ИКТ «Что забыл нарисовать художник»

ИКТ «Соедини картинки »

ИКТ «Веселый поезд»

«Летние путешествия»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков Р-р,  учить различать их на слух.

Учить выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик»

Упражнения «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово - предмет», «Лабиринт», «Посчитай».

Игры на развитие речевого дыхания с капельками и перышками

Игры в парах «Раздели картинки»

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, брюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

ИКТ «Назови предмет»

ИКТ «Два слова – один звук»

ИКТ «Четвертый лишний»

ИКТ «Назови морских обитателей»

ИКТ «Подбери слово - предмет»

ИКТ «Что забыл нарисовать художник»

ИКТ «Соедини картинки »

ИКТ «Веселый поезд»

Использованная литература:

  1. Методические пособия Л. А. Комаровой «Автоматизация звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р (твердых и мягких) в игровых упражнениях» М., 2016 г.
  2. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М. 1988 г.
  3. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М. 2004 г.
  4. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» М. 2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

В  материале представлена система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием....

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность речи,дикцию.Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р(...