Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Мамзонова Ирина Альбертовна

В  материале представлена система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zkr_sr_gruppa_19.01.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы

по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Мамзонова И.А, воспитатель

Задачи: Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность речи, дикцию.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р (твердых и мягких) и дифференцировать их.

Формировать представления о понятиях «звук», «слово». Учить выделять звук в слове; подбирать слова с заданным звуком в начале слова.

Тема недели

Задачи

Методы и приемы

Оборудование для организации деятельности

Сентябрь

«Здравствуй детский сад»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков  С-с.

Развивать речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок». «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки», «Загнать мяч в ворота».

Игры на развитие речевого дыхания «Река- ручеек», «Плывут лодочки».

Упражнения «Холодный ветерок» (по лабиринту)

 «Эхо», «Фотограф», «Чего не стало», «Лабиринт»

Тазики с водой, бумажные лодочки.

Лабиринты для автоматизации звука С.

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, гусеница, персик.

Листочки, перья, поддувалочки

«Наша группа»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков  С-с.

Расширять представление о понятии «слово». Развивать фонематическое восприятие.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Конфета»

Упражнения «Наоборот», «Назови сладкие слова», «Поручения». «Скажи, как я»

Упражнения «Угадай», «Живое- неживое»,  «Лабиринт»

Чистоговорки «Су- су- су- очень холодно в лесу»,

«Со- со- со у машины колесо»

Игрушки: машина, домик, слон, собака, лиса, ослик, поросенок, гусь.

 Предметные картинки: солнце, сова, сережки, самовар, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, гусеница, персик.

«Во саду ли в огороде. Такие разные зернышки»

Уточнять и закреплять  правильное произношение звуков С-с.

Развивать дикцию, фонематическое восприятие, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Птенчик», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок»., «Часики», «Конфета».

Упражнения «Опиши овощ», «Чего не стало»

Скороговорка «Поля пошла полоть петрушку в поле», «Лабиринт», «Какой, какая, какие»

Игры на развитие речевого дыхания «Сдуй листочки, перышки»

Корзина, машина. Овощи:  свекла, салат, капуста, редис, чеснок,  морковь, лук, петрушка.

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, гусеница, персик.

Листочки, перья, поддувалочки

«На городских улицах»

 Уточнять и закреплять  правильное произношение звуков С-с.

Формировать элементарные представления о слове и предложении.

Развивать фонематическое восприятие.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок». «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки», «Загнать мяч в ворота».

Чистоговорки «Су- су- су- очень холодно в лесу»,

«Со- со- со у машины колесо»

Упражнения  «Назови транспортные средства», «Эхо», «Расскажи о транспортном средстве», «Чего не стало», «Фотограф», «Составь предложения с выбранным словом» «Лабиринт»

Игрушечные транспортные средства (такси, велосипед, самосвал, автобус, экскаватор)

Предметные картинки: солнце, сова, сережки, самовар, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, сито, синица, сыр, гусеница, персик.

Октябрь

«Дружная семья. Домашнее тепло. Благодарное слово»

Уточнять и закреплять  правильное произношение  звуков З-з. Формировать представление о словесном составе предложения. Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Наказать непослушный язычок», «Часики»,  »Загнать мяч в ворота».

Упражнение «Песенка комарика» (по лабиринту)

Упражнения «Фотограф», «В гостях у гномов», «Составь предложение», «Кто за кем», «Мой, моя, мое», «Скажи, как я»,  «Чего не стало» «Лабиринт»

Игры со звуковым кубом.

Скороговорка «У куклы Зины в корзине картины»

Игры на развитие речевого дыхания «Сдуй листочки, перышки»

Звуковой куб.

Игрушки: кукла, коза, заяц, морковка, капуста, корзина. Предметные картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна., ваза, коза, зебра, береза, гнездо, рюкзак, змея, стрекоза., зубы, язык, глаза.

Лабиринт «Песенка комарика»

Листочки, перья, поддувалочки

«Домашние животные»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков З-з.

Развивать дикцию, интонационную выразительность речи.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Наказать непослушный язычок», «Часики».

Упражнение «Песенка комарика».

Упражнение «Фотограф», «В гостях у гномов», «Составь предложение», «Кто за кем» «Лабиринт»

Инсценировка произведения Л.Пантелеева «Как поросенок научился говорить».

Скороговорка:

Пошел спозаранку Назар на базар,

Купил там козу и корзинку Назар.

Игрушки: девочка, поросенок, петушок, цыпленок, корова, утка, коза, овечка, гусь, лошадка.

Предметные картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна., ваза, коза, зебра, береза, гнездо, рюкзак, змея, стрекоза., зубы, язык, глаза.

Лабиринт «Песенка комарика»

«С днем рождения любимый город»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С-с.

Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Наказать непослушный язычок». «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки», «Загнать мяч в ворота».

 Чистоговорка: «Си- си – си- дети едут на такси».

Упражнения «Фотограф», «Составь предложения с выбранным словом». «Скажи как я» «Лабиринт»

Игры на развитие речевого дыхания «Сдуй листочки, перышки»

Игрушки: мяч, машина, домик, собака, слон, лиса, ослик, поросенок, гусь

Предметные картинки: солнце, сова, сережки, самовар, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, сито, синица, сыр, гусеница, персик.

Листочки, перья, поддувалочки

«Сказочный лес»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука З-з.

Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Наказать непослушный язычок», «Часики».

Упражнение «Песенка комарика»

Упражнения «Фотограф», «В гостях у гномов», «Составь предложение», «Кто за кем», «Скажи, как я», »Хлопушки», »Чего не стало», «Мой, моя, моё» «Лабиринт»

Скороговорка: Заяц косой сидит за осокой травой.

 Игра «Подуй на листочки»

Белка, сорока. Корзинка с предметами и мелкими игрушками в названиях которых есть звук З-з.

Предметные картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна., ваза, коза, зебра, береза, гнездо, рюкзак, змея, стрекоза., зубы, язык, глаза.

Лабиринт «Песенка комарика»

Мелкие листочки.

Ноябрь

«В гостях у трех медведей»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ш. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

Инсценировка народной сказки «Как коза избушку построила».

 Скороговорка «У Сашки в кармашке шишки и шашки»

Упражнения  «Скажи как я», »Змейка», «Волшебная палочка», »Хлопушки», «Чего не стало», «Мой, моя, моё» «Лабиринт»

Звуковой куб.

Элементы костюмов козы, козлят, деревьев.

Предметные картинки: лошадь, лягушка,, шапка, шарф, шуба, шмель, мыши, дедушка, бабушка,, кошка»

«Книжки про ёжиков и не только»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука  Ш.

Развивать артикуляционный аппарат детей, дикцию.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

 Упражнения  «Скажи как я», »Змейка», «Волшебная палочка», »Хлопушки», «Чего не стало», «Мой, моя, моё» «Лабиринт»

Инсценировка стихотворения Б.Заходера «Ёжик»

Скороговорка: «Шесть мышат в камыше шуршат Ш-Ш

Звуковой куб.

Игрушечный ёжик. Элементы костюмов зайца и ёжика.

Предметные картинки: лошадь, лягушка,, шапка, шарф, шуба, шмель, мыши, дедушка, бабушка,, кошка»

«Котятки и перчатки»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ш. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

 Упражнения  «Скажи как я», »Змейка», «Волшебная палочка», »Хлопушки», «Чего не стало», «Мой, моя, моё». «Лабиринт»

Скороговорка: «Выпила блюдце кошка,

Просит еще немножко.

Инсценировка истории «Маша и Тиша» (стр 185)

Кошка с котенком. Кукла. Веревочка с бантиком на конце.

Карточки с изображением кошки в разных действиях.

Предметные картинки: лошадь, лягушка,, шапка, шарф, шуба, шмель, мыши, дедушка, бабушка,, кошка»

Звуковой куб.

«Дороги добра.

Такая разная обувь»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука [Ж]. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

Упражнения «Пчелка жужжит», «Живое- неживое», «Доскажи словечко», «Фотограф» «Лабиринт»

Инсценировка стихотворения А.Усачева «Избушка на курьих ножках».

Скороговорка: «Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки»

Чистоговорки

 ЖИ-ЖИ-ЖИ в лесу живут ежи

ЖА-ЖА-ЖА я нашел ежа

Звуковой куб.

Игрушечный ёжик

Предметные картинки: жеребенок, жираф, жук, ёжик, ножницы, медвежонок

Декабрь

«Здравствуй, зимушка- зима»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука [Ж]. 

Развивать речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

Упражнения «Пчелка жужжит», «Живое- неживое», «Доскажи словечко», «Фотограф», «Один- много» «Лабиринт»

Игры со на снежинками

Чистоговорки

 ЖИ-ЖИ-ЖИ в лесу живут ежи

ЖА-ЖА-ЖА я нашел ежа

ЖУ-ЖУ-ЖУ молока даю ежу

Звуковой куб.

Ёжик.

Предметные картинки: жеребенок, жираф, жук, ёжик, ножницы, медвежонок

Снежинки.

«Наш город Нефтеюганск» «День ночь сутки прочь»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука «Ж»

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

Упражнения «Пчелка жужжит», «Живое- неживое», «Доскажи словечко», «Фотограф», «Один- много»

 «Поймай звук»

Игры со  звуковым кубом

Чистоговорки ЖИ-ЖИ-ЖИ в лесу живут ежи

ЖА-ЖА-ЖА я нашел ежа

ЖУ-ЖУ-ЖУ молока даю ежу

Игрушки: медвежонок, ежик, кроватка, табурет.

Звуковой куб.

Предметные картинки: жеребенок, жираф, жук, ёжик, ножницы, медвежонок

Снежинки

«Подарки Деда Мороза» (2 недели)

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ч.

Развивать дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом

Упражнения  «Паровозик», «Живые слова»,  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало». «Лабиринт»

Чистоговорка

ЧО-ЧО-ЧО ничего, что горячо

Чу- чу- чу , молоточком я стучу

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха,, мяч, ческок, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка

Снежинки.

Январь

«К нам гости пришли»

(2 недели)

Уточнять и закреплять правильное произношение звука «Ч». Учить выделять первый звук в слове.

Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

 Упражнения  «Паровозик», «Живые слова»,  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Доскажи словечко» «Назови первый звук в слове» «Лабиринт»

Чистоговорка Чу- чу- чу – калачи испечь хочу

Песенка поезда «Ч-ч-ч, чу-чу-чу, чух-чух-чух – мчится поезд во весь дух»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха,, мяч, ческок, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка

Элементы костюмов для детей: Дед Мороз, мышка, белочка, зайчик; «рукавичка» - яркий платок, «мешок» - другой яркий платок

Снежинки.

«Зимние развлечения»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука «Щ». Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Чистоговорки ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

\ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Упражнения  «Поймай звук», «Фотограф», «Назови первый звук в слове» «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Назови первый звук в слове» «Лабиринт»

Предметные картинки щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик.

«Добрая забота. Праведный труд. Зимние холода»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [л], [ль], дифференцировать их. Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы»

Упражнения «Поймай звук», «Скажи как я», «Мой, моя, моё», «Фотограф», «Назови первый звук в слове» «Лабиринт»

Игра «Четвертый лишний»

Игры в парах: «Раздели картинки».

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, , бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Февраль

«Путешествие в Африку с доктором Айболитом»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука Ц . Учить выделять и называть первый звук в слове.

Развивать речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Упражнения  «Не разбуди Катю»,, «Фотограф», «Лабиринт»»Волшебная палочка», »Хлопушки», »Чего не стало», «Назови первый звук в слове»» «Какой, какая, какие»

Чистоговорка» «Цо- цо-цо- снесла курица яйцо»

Игра «угадай что это, (кто это)»

Игры в парах: «Раздели картинки» ( живое- неживое)

Игра «Четвертый лишний»

Игры со снежинками.

Предметные картинки: гусеница, лестница,, лицо, цветок, кольцо, огурец, леденец, продавец, певец, яйцо, цапля, перец, заяц, цыпленок, курица.

 Снежинки, поддувалочки.

«Море и его обитатели»

Уточнять и закреплять правильное произношение звука  [Щ]; упражнять детей в дифференциации звуков ч-ш-щ.

Воспитывать интерес к письменной речи, элементарное осознание языковой действительности.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Упражнения  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Назови первый звук в слове» «Лабиринт»

Чистоговорка ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

\ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Скороговорка «Волки рыщут- пищу ищут»

Упражнение «Повтори пары и цепочки слогов

Шу-щу; ши-ши-щи; Ча-ща;  ащ-ач-ащ.

Предметные картинки щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик.

Карточки со словами «кит», «черепаха»; наборное полотно

«Защитники»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш- щ, дифференцировать их в речи. Учить выделять и называть первый звук в слове

Развивать дикцию, артикуляционный аппарат.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Упражнения  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Назови первый звук в слове» «Лабиринт» «Какой, какая, какие»

Чистоговорки ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

\ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Скороговорка: «Шесть мышат в камыше шуршат Ш-Ш-Ш

Игра в парах «Раздели картинки»

Игра «Четвертый лишний».

Предметные картинки щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик

Предметные картинки: лошадь, лягушка,, шапка, шарф, шуба, шмель, мыши, дедушка, бабушка,, кошка»

«Чаепитие»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [л],[л’], дифференцировать их . Учить выделять и называть первый звук в слове

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы»

Упражнения «Поймай звук»,  «Скажи как я», «Мой, моя, моё, мои», Фотограф», «Добавь словечко» «Лабиринт» «Какой, какая, какие»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Упражнение  «Придумай чистоговорку» (с опорой на картинки)

Оборудование:

предметы посуды: кастрюля, ложка, вилка, тарелка, солонка;

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок,, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, , бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Март

«Праздник бабушек и мам. Благодарное слово»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [сь], [щ], дифференцировать их. Учить выделять первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Птенчик», «Часики», «Конфета», «Почистим зубки».

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка»,  «Качели», «Погреем ладошки»

Упражнения  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Назови первый звук в слове» «Лабиринт»

Чистоговорка ЩИ-ЩИ-ЩИ- ты меня ищи, ищи

\ЩУ-ЩУ-ЩУ- я в шкафу тебя ищу

Игра «Придумай чистоговорку» (с опорой на картинки)

Игра в парах «Раздели картинки»

Игра «Четвертый лишний».

Предметные картинки щенок, щетка, щука, ящик, ящерица, плащ, овощи, гонщик, барабанщик, крановщик, экскаваторщик

Предметные картинки: солнце, сова, сорока, собака, сарафан, лось, рысь, бусы, весы, часы, синица, сыр, гусеница, персик.

Карточки со словами «мама», «идет»; наборное полотно.

Какой бывает огонь?

Уточнять и закреплять правильное произношение звука «ч».

 Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Учить выделять первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Скороговорка «У крошки матрешки пропали сережки. Сережка сережки нашел на дорожке»

Игры со звуковым кубом.

 Упражнения  «Паровозик», «Живые слова»,  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Доскажи словечко» «Лабиринт» «Какой, какая, какие»

Чистоговорка Чу- чу- чу – калачи испечь хочу

ЧА-ЧА-ЧА- печка очень горяча

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха,, мяч, ческок, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка

Снежинки.

Какой бывает вода?

Уточнять и закреплять правильное произношение звука «Ч». Учить выделять и называть первый звук в слове

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

 Упражнения  «Паровозик», «Живые слова»,  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Доскажи словечко» «Лабиринт» «Какой, какая, какие»

Чистоговорка

Чу- чу- чу – калачи испечь хочу

ЧА-ЧА-ЧА- печка очень горяча

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха,, мяч, ческок, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка

Снежинки.

Любимая сказка. Благодарное слово

Уточнять и закреплять правильное произношение звука «ч». Учить выделять и называть первый звук в слове

Артикуляционные упражнения «Накажем язычок», «Лошадка», «Улыбка, «Качели», «Погреем ладошки»

Игры со звуковым кубом.

 Упражнения  «Паровозик», «Живые слова»,  «Поймай звук», «Фотограф», «Волшебная палочка», «Скажи как я», «Хлопушки», «Чего не стало», «Доскажи словечко«Лабиринт»»

Чистоговорка Чу- чу- чу – калачи испечь хочу ЧА-ЧА-ЧА- печка очень горяча

Песенка поезда «Ч-ч-ч, чу-чу-чу, чух-чух-чух – мчится поезд во весь дух»

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания со снежинками.

Предметные картинки: часы, чайка, бабочка, чашка, чайник, девочка, черепаха,, мяч, ческок, чемодан, ключ, ночь, врач, зайчонок, бельчонок, кузнечик, ручка

Снежинки.

Апрель

«К нам весна шагает»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль». Учить выделять и называть первый звук в слове.

Развивать интонационную выразительность речи, дикцию, речевое дыхание

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы»

Упражнения «Поймай звук»,  «Скажи как я», «Мой, моя, моё, мои», Фотограф» «Лабиринт» «Какой, какая, какие»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Игры и упражнения с листочками

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок,, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, , бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Листочки, поддувалочки.

«Кто построил этот дом»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [л], [ль].

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы»

Упражнения «Поймай звук»,  «Скажи как я», «Мой, моя, моё, мои», Фотограф», «Назови ласково» «Лабиринт» «Какой, какая, какие»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Оборудование: игрушки: домик, заяц, лиса, петух

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок,, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, , бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Что там в небе голубом?

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [л], [ль], учить различать их на слух Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы»

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Упражнения «Поймай звук»,  «Скажи как я», «Мой, моя, моё, мои», Фотограф»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок,, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, , бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Выдумщики и изобретатели

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [л], [ль]. Развивать речевое внимание; речевое дыхание. Учить выделять и называть первый звук в слове.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Конфета», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы»

Упражнения «Поймай звук»,  «Скажи как я», «Мой, моя, моё, мои», «Фотограф» «Лабиринт», «Какой, какая, какие»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Игра «Четвертый лишний»

Чистоговорки

Ла-ла-ла у меня в руках юла

Ли-ли-ли прилетели журавли

Предметные картинки: лист, лиса, лисенок,, лимон, лев, львенок, лес, лейка, летчик, малина, улитка, яблоко, белка, волк, бельчонок, кукла, лыжи, футболка, свекла, лопата, клубника, мыло, пила, голубь и др.

Май

«Во поле береза стояла»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р», «рь». Формировать понятия «звук» и «слово»

 Развивать фонематическое восприятие, дикцию. Учить выделять и называть первый звук в слове, подбиратьслова с заданным звуком.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик».

Упражнения  «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Фотограф», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов» «Вчера , сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово- предмет», «Лабиринт». «Посчитай».

Скороговорка «У четырех черепашек по четыре черепашонка»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, блюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

«Праздничная почта»

уточнять и закреплять правильное произношение звуков [р], [рь] в стихотворных строчках. Учить выделять и называть первый звук в слове

Формировать понятия «звук» и «слово».

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик».

Упражнения  «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Фотограф», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов» «Вчера , сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово- предмет», «Лабиринт». «Посчитай»,

 Скороговорка «На реке поймали рака, из-за рака вышла драка»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, блюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

«Такие разные насекомые»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [р], [рь];  учить различать их на слух и при произношении Учить выделять и называть первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат; речевое дыхание.

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик».

Упражнения  «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Фотограф», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов» «Вчера , сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово- предмет», «Лабиринт». «Посчитай»,

Игры в парах: «Раздели картинки».

Игра «Четвертый лишний».

Игры с листочками, перышками.

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, блюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

Листочки, перышки.

«Летние путешествия»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [р], [рь]; учить различать их на слух. Учить выделять и называть первый звук в слове,   подбирать слова с заданным звуком..

Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели», «Барабанщик».

Упражнения  «Заведи мотор», «Чего не стало», «Угадай», «Волшебная палочка», «Мой, моя, моё», «Фотограф», «Доскажи словечко», «Что делает», «В гостях у гномов» «Вчера , сегодня, завтра», «Назови звуки», «Назови слова», «Подбери слово- предмет», «Посчитай», «Лабиринт».

Скороговорка «На дворе трава, на траве – дрова»

Игры в парах: »Раздели картинки».

Игра «Четвертый лишний»

Предметные картинки: репка, редис, ребенок, рябина, курица, мандарин, огурец, перец, снегирь, гриб, брюки, варенье, варежки.

Предметные картинки: мороженое, муравей, шар, торт, рубашка, ромашка, ведро, радуга, жираф, виноград, тигр, ракета, рыба, роза, арбуз, сорока, шорты, воробей, фрукты, помидор.

Использованная литература:

1.Методические пособия Л.А.Комаровой «Автоматизация звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р (твердых и мягких) в игровых упражнениях» М., 2016

2.А.И.Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М. 1988

3.О. С. Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М., 2004 г

4.Л.Н.Парамнова  «Развивающие занятия для детей 4-5 лет, М.2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.

Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Система работы по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста...

Система работы по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность речи,дикцию.Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С, З, Ш, Ж, Ч, Ц, Щ, Л, Р(...