Конспект НООД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зайцева Мария Николаевна

Конспект

непосредственно - организованной образовательной деятельности

с воспитанниками старшей  группы 

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (развитие речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lisa_i_kuvshin.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№5»

городского округа город Шарья Костромской области

        

Конспект

непосредственно - организованной образовательной деятельности

с воспитанниками старшей  группы «Сказка»

общеразвивающей направленности

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (развитие речи)

             

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                      Автор-разработчик:

                                                                                                                                                                                   Зайцева Мария Николаевна

                                                                                                                                                          воспитатель                  

г. Шарья

 2021 г.

Тема: «Пересказ сказки «Лиса и кувшин».

Цель: развитие у детей связной монологической речи через пересказ русской народной сказке «Лиса и кувшин»

Образовательные задачи:

Обучающие: формировать умение у детей рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры мнемотаблицу; объяснить значение слова жать; формировать умение подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу;

Развивающие: развивать умение в игре составлять из отдельных слов предложения, читать предложения после перестановки каждого слова; развивать умение детей произносить предложения с разными оттенками интонации  (ласковая, просительная, сердитая);

Воспитательные: воспитывать усидчивость, выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.

Интегрируемые образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации НООД: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Форма проведения: фронтальная.

Материал и оборудование: шкатулка,  записка, иллюстрированная книга со сказкой «Лиса и кувшин», картинка с лисой и кувшином, мнемотаблица к сказке «Лиса и кувшин», раскраска по сказке на каждого ребенка.

Предварительная деятельность с воспитанниками: чтение сказок о лисе («Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка»,   «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.);  разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»);  рассматривание иллюстраций к сказкам;  отгадывание загадок о животных;

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности

Создание образовательной ситуации

Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

 Девочки и мальчики, посмотрите на своих соседей слева и справа, улыбнитесь им. Посмотрите на меня и улыбнитесь, а я улыбнусь вам. Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им, а они улыбнутся вам.

Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла, когда пришла в детский сад. Это волшебная шкатулка, а в ней книга и записка.

Дети заходят в группу.

Здороваются с гостями.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Вопросы

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Послушайте, что написано в этой записке:

«Уважаемые читатели!

Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.

Чтобы сказку прочитать,

Её название сначала придётся угадать!»

Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её … 

 (Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей) .

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода

 (Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).

Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка?

Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?»

Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.

Вопросы детям:

1. «Как в сказках называют лису ласково?» 

2. А какой лису в сказках изображает автор? 

3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? 

4. А почему? 

Лиса

Кувшин

«Лиса и кувшин»

«Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот»  и др.

Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна

Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой

Нельзя

лисенок – это детеныш

Вопросы

2 часть - основная

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».

Формулирование цели предстоящей деятельность и принятие её детьми

Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

 Словарная работа

«Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.

«подобралась» - тихо подбежала;

«вылакала» - выпила;

«кувшин не отстает» - не отпускает.

Воспитатель и дети располагаются на стульчики по кругу.

Воспитатель говорит «волшебные слова»«Раз, два, три, четыре, пять, можно сказку начинать!».

Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.

( Воспитатель читает сказку).

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

- Кто пришел в поле?

-Что делала баба в поле?

Жала хлеб - это значит, серпом срезала хлебные колосья. Серп — это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни комбайнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.

(Словарная работа сопровождается показом иллюстраций).

-Что, кроме серпа, принесла баба в поле?

-Что было в кувшине?

-Для чего баба взяла в поле молоко?

-Куда баба поставила кувшин?

-Кто нашел кувшин?

- Что сделала лиса?

- Как лиса достала молоко из кувшина?

-Что потом случилось с лисой?

-Что лиса говорила кувшину?

-Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису?

-Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса?

-Что лиса стала делать?

-Утонул ли кувшин?

-А лиса?

-Удалось ли лисе перехитрить кувшин?

А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть

 Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

Хорошо отдохнули. А теперь занимайте свои места.

И я вам предлагаю внимательно послушать сказку еще раз

(Повторное чтение с установкой на запоминание.)

Воспитатель: А сейчас я хочу, чтобы вы мне пересказали сказку. (3-4 человека)

Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы (два – три ребенка)

Молодцы.

А теперь я вам предлагаю поиграть в знакомую нам игру  «Живые слова».

(Вызываю троих детей)

 Первый ребенок становится словом «рыжая», второй – словом – «лиса». Третье слово, завершающее предложение, называют дети«крадется»«мчится»«несется» и т. д. Воспитатель выбирает одно слово и предлагает ребенку, назвавшему его встать рядом с первыми двумя детьми. Дети «читают» получившееся предложение«Рыжая лиса крадется».

Затем педагог меняет детей местами.

Воспитатель: А сейчас какое предложение получилось? 

Организуется игра «Угадай, какое слово заблудилось?». Воспитатель вызывает четверых детей и каждому дает слово – «кувыркается»«шустрый»«весело»«лисенок», предлагает повторить.

Воспитатель: Догадались, почему игра так называется? Правильно, слова стоят не по порядку, они «заблудились», и поэтому не очень понятно, что же говорится о лисенке. Подумайте, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным.

Дети предлагают варианты перестановок. Каждый раз называют слова в новой последовательности. Когда, наконец, получится предложение, воспитатель производит еще одну-две перестановки.

Аналогично проводится работа со словами – «лежит»«норы»«лиса»«около».

После чтения последнего предложения воспитатель предлагает детям-«словам» разойтись по комнате, а остальным – подозвать их и снова поставить так, чтобы получилось предложение «Около норы лежит лиса».

Молодцы.

Баба

Жала рожь

кувшин

молоко

Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока.

за снопы

лиса

вылакала молоко

Всунула в кувшин голову

Голова застряла в кувшине

«Отпусти меня. Пошутил — и будет».

Нет

Лиса

Стала топить кувшин

Да

Да

Нет

Крадется рыжая лиса.

Вопросы

Вопросы

Положительная оценка

Вопросы

Положительная оценка

3 часть - заключительная

Цель: Подвести общий итог НООД, провести плавный переход деятельности детей.

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Воспитатель:

- С какой русской народной сказкой мы познакомились?

- Кто главные герои сказки? 

- Какой лиса оказалась в сказке? 

- Чему нас научила эта сказка? 

Мне очень понравилось, как вы сегодня пересказывали сказку.

«Лиса и кувшин»

Баба и лиса

Хитрая, жадная

Жадность до добра не доведет

Вопросы

Положительная оценка

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

И я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о сказке, которую мы с вами сегодня читали.

Дети отправляются вместе с воспитателем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

КОНСПЕКТ НООД ОО «Речевое развитие» «Моя семья»

Занятие по нравственно- патриотическому воспитанию...

Конспект НООД по речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста с использованием игрового парашюта "Прогулка по лесной тропинке"

Конспект НООД в группе младшего дошкольного возраста с использованием игрового парашюта. Тема "Прогулка по лесной тропинке"...

Конспект НООД по речевому развитию

Занятие по звуковой культуре речи группы раннего возраста....

Конспект НООД по речевому развитию "Наши помощники - бытовая техника" (старшая группа)

Конспект НООД по речевому развитию "Наши помощники - бытовая техника" (старшая группа)...

Конспект НООД по речевому развитию "Листвы прощальная краса" (подготовительная группа)

Конспект НООД по речевому развитию "Листвы прощальная краса" (подготовительная группа)...

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы, по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»

Конспект НООД по речевому развитию с детьми старшей группы,по теме «Буква Р, р. Письмо буквы Р, р»Цель: Ознакомление с согласным звуком [р, р,], буквой Р,р.Целевые ориентиры:Умет...