Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Рыжкова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска»

Воспитатель: Рыжкова Наталья Николаевна ( из опыта работы)

ТЕМА: Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Важное значение в жизнедеятельности любого человека имеет речь. Речь – это один из важнейший факторов психического развития человека, формирования его как личности. Все познавательные психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Благодаря речи возможно общение между людьми. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

Навыки общения являются одним из важных составляющих личности ребенка в дошкольном детстве. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. И одним из важных видов творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, так как в ее основе лежит игра, которая является одной из ведущих видов деятельности ребенка. Игра реализует все основные потребности ребенка и здесь наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

          Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Дети быстро запоминают слова всех персонажей и начинают импровизировать. Речь становится более выразительной, понятной и грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. В процессе игры ребенок приобретает богатый жизненный опыт – он учится брать на себя роль и действовать.

Таким образом театрализованная деятельность:

  • Помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
  • Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • Совершенствует артикуляционный аппарат;
  • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • Позволяет формировать опыт социального поведения;
  • Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • Происходит стимуляция активной речи;
  • Дает детям эмоциональный подъем.

       В течении года мы проводим различные занятия с детьми по театрализованной деятельности. Уделяем большое внимание дыхательным упражнениям, читаем много сказок и рассматриваем к ним иллюстрации, разучиваем различные коротенькие стихотворения, знакомимся с различными видами театров: настольный, пальчиковый, кукольный, магнитный, масочный.

      Одним из полюбившихся в нашей группе театров стал масочный театр. Дети с удовольствием «перевоплащаются» в различных животных, подражают их повадкам и издают звуки животных ( корова медленно ходит и мычит: муууу, лошадка скачет «иго-го.. и т.д.). Так же очень любят играть в пальчиковый театр, так как они еще малы, то основную речь произносит воспитатель, а дети либо повторяют за воспитателем либо произносят самые короткие фразы.

   Из этого можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является источником развития речи, чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщая ребенка к духовным ценностям. Это является конкретным зримым результатом. Но так же важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сопереживать разыгрываемым событиям и проявлять сочувствия персонажам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

В данной статье показана роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста....

Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей. Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...