Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "В гостях у дедушки Корнея"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мингалиева Надежда Ивановна

Конспект занятия предназначен для развития речи детей и обогащения словарного запаса посредством ознакомления и обобщения знаний художестенной литературы. В основой данной работы являются произведения К.И. Чуковского.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема: «В гостях у дедушки Корнея»

Цель: показать детям волшебный мир сказок; обобщить и закрепить знания детей о произведениях К.И.Чуковского.  

Задачи: прививать уважение и любовь к художественной литературе; формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям; продолжать активизировать и расширять словарный запас детей; совершенствовать диалогическую форму речи;  развивать фразовую речь, логическое мышление; развивать воображение, внимание и память; продолжать формировать  умение слушать и слышать речь детей и взрослых. Актуализировать позитивный эмоциональный опыт.

Оборудование: портрет К.И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к ним.

Предварительная работа: Чтение произведений К.И.Чуковского. Просмотр мультфильмов по мотивам произведений К.И.Чуковского.

Планируемые результаты: дети хорошо понимают занимательность сюжетов сказок Чуковского; у детей сформирован устойчивый интерес к художественной литературе, к чтению произведений К.И.Чуковского. Дети умеют эмоционально проносить произведение через себя; узнают и называют известные сказки по иллюстрациям, по строкам из текста; драматизируют с помощью взрослых отрывки из сказок; у детей развита связная речь, словарный запас активный  и  разнообразный.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, сегодня мы с вами отправимся в мир сказок дедушки Корнея. Вы догадываетесь, о ком я говорю?

Дети: о Корнее Ивановиче Чуковском (показ портрета).

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей.

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят.

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

В:  кем же был этот замечательный человек? Ребята! Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса.

Мать была простой прачкой, но старалась дать своим детям образование.

 Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были интересными и скучными.

 Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А бывало и так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как – нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работал в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться.  Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР».  Дети поняли и полюбили сказку Корнея Чуковского. Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

В: мы с вами читали сказки  К.И.Чуковского,  смотрели мультфильмы по его произведениям и сейчас попробуем провести небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь правильно отвечать на них.

Вопросы викторины:

1. Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (пирогами и блинами, и сушеными грибами)

2. На каком виде транспорта ехали медведи в сказке Тараканище»? (велосипеде).

3. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора)

4. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (крокодил)

5. Как звали злого разбойника, жившего в Африке? (Бармалей)

6. Какой подарок принесли Мухе-цокотухе блошки? (сапожки)

7. Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (воробей)

8. От кого доктору Айболиту пришла телеграмма? (гиппопотама)

9. Кто первым пришёл к доктору Айболиту на приём? (лисичка)

10. Что купила Муха-цокотуха, когда пришла на базар? (самовар)

11. Муха по полю пошла…Что же она нашла? (денежку)

12. Кто хотел погубить Муху-Цокотуху? (паук)

13.Вдруг из маминой из спальни…Кто же вышел из спальни?(умывальник)

14. Кто спас Муху-Цокотуху от злодея паука?(комарик)

15. Кто освободил солнышко в сказке «Краденое солнце»? (медведь)

16. Одеяло убежало…От кого убежали все вещи?(от мальчика грязнули)

В. Молодцы!  А сейчас попробуйте угадать, из каких сказок ваши друзья прочтут отрывки.

1 ребенок: Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня

Я за свечку, свечка - в печку,

Я за книжку, та бежать и  вприпрыжку под кровать…(Мойдодыр).

2.ребёнок: ой вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои

Вы пойдите-ка, немытые,  домой,

Я водою вас умою ключевой,

Я почищу вас песочком, окачу вас кипяточком

И вы будете опять, словно солнышко сиять…(«Федорино горе»).

3.ребенок: прыг да прыг, да чик-чирик,

Чики-рики, чик-чирик,

Взял и клюнул великана, вот и нету таракана

Поделом таракану досталося и усов от него не осталося…(«Тараканище»)

В.: Какие вы все молодцы. А теперь давайте немного с вами отдохнем.

Физкультминутка:

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать.

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.  (гладят живот)

К солнцу руки мы потянем,   (руки поднимаем вверх)

А потом к траве присядем,   (присаживаются на корточки)

Как орлы летим, парим,   (руками машем как птицы)

Во все стороны глядим.   (ладонь ко лбу, смотрим в стороны)

Где же Африка - страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем, (скачем на месте)

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок.

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам      (идут по кругу)

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать.    (идем, высоко поднимая колено)

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали.

Сами сильными мы стали.    (показать руками, какие мы сильные)

В.: замечательно! Вижу, знаете героев сказок Чуковского. Кроме сказок, Корней Иванович придумывал ещё и загадки для детей. Давайте попробуем отгадать их!

1. Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл -прямо по морю пошёл (пароход)

2. Был белый дом, чудесный дом.

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое (яйцо и цыплёнок)

3.Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала, заржала, побежала.

Глядите, побежала телега без коня (машина)

4. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня! (крапива)

5. Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная (коньки)

6. Лежу я у вас под ногами, топчите меня сапогами,

А утром во двор унесите меня, и бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне (ковёр).

7. Мудрец в нём видел мудреца ,глупец-глупца, баран-барана,

Овцу в нем видела овца и обезьяну- обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого (зеркало)

8.Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-заплачет она и умрёт (сосулька).

9.Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расчёска)

10.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят,. молока они хотят (ёж).

В.: а ещё Чуковский писал для детей весёлые, забавные и добрые стихи.

Сколько Чуковский стихов написал!

Каждый, наверное, их все прочитал.

Всё ж, хорошо с ними встретиться снова

Вы к этому, дети, сегодня готовы?

Дети читают стихи  К.И.Чуковского  «Ёжики смеются», «Бутерброд» и  стихотворение В. Берестова:

«Нам жалко дедушку Корнея,

В  сравнение с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея» и «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник,

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг!

В.: дети, вот мы и встретились  ещё раз с удивительно умным, добрым, блистательным и весёлым миром произведений К.И.Чуковского. Вам понравилось это путешествие по сказкам? Что вам особенно запомнилось и почему? Какие из его сказок вы хотели бы рассказать своим друзьям, родителям? Я надеюсь, что книги Корнея Ивановича Чуковского навсегда останутся вашими друзьями, и вы ещё не раз будете обращаться к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "В гостях у Каравая"

Главная цель данного материала - дать детям представление о том, как хлеб пришел к нам  на стол....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «В гости к пингвиненку Ло-ло».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ и социо- игровой технологии «В гости к сказкам»

Конспект НОД по развитьию речи в подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ и социо- игровой технологии:" В гости к сказкам"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «В гостях у сказки»

Программное содержание. Задачи:Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словес...