НОД по развитию речи по теме «Творческий пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»».
план-конспект урока по развитию речи (средняя группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

Обучение связному последовательному пересказыванию текста с наглядной опорой на сюжетные картинки-фрагменты зимних забав, отображающих последовательность рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение творческому пересказу17.18 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи по теме «Творческий пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»».


Цель
: обучение связному последовательному пересказыванию текста с наглядной опорой на сюжетные картинки-фрагменты зимних забав, отображающих последовательность рассказа.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление представлений о зиме;
  • выделение признаков и действий зимы из прослушанного текста рассказа К.Д.Ушинского;
  • обогащение лексики признаками-прилагательными, в том числе однородными, и синонимами;
  • творческий пересказ рассказа по плану с добавлением детьми эпизодов об отлете зимующих птиц, о зимовье медведя, белки и о зимних забавах детей.

  Развивающие:  

  • формировать связную речь, зрительную память, мышление;
  • развитие диалогической речи – «свободный» диалог по содержанию рассказа;
  • развитие временной ориентации

  Воспитательные: воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Оборудование: предметные картинки лесных зверей, птиц, рыб, насекомых; сюжетные картинки зимних забав; текс рассказа К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем в игру «До – между – за» и повторим заодно зимние месяцы. Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц январь.)

Воспитатель: Какой месяц был до января? (До января был месяц декабрь.)

Воспитатель: Какой месяц наступит за январем? (Наступит февраль.)

Воспитатель: Какой месяц между декабрем и февралем? (Между декабрем и февралем январь.)

Воспитатель: А сейчас мы с вами назовем приметы зимы по цепочке. (Зимой идет снег, зимой холодно, реки покрываются льдом, на деревьях нет листьев, медведь спит в берлоге и т.д.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Кто где и как зимует?». Птицы зимуют где? (Клест, воробей, синица, голубь остаются зимовать у нас. Журавли, гуси, лебеди, утки улетают в теплые края.)

Воспитатель: А сейчас дети послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи зимы».

Педагог читает детям рассказ.

Воспитатель: Ребята, что задумала зима? (Зима задумала всех заморозить.)

Кого зима решила заморозить? (Зима решила всех заморозить.)

На кого накинулась зима сначала? (Зима сначала накинулась на птиц.)

На кого зима пошла после птиц? (Зима накинулась на зверей.)

Испугались ли звери зимы? (Да. Испугались.)

Сумела ли зима заморозить зверей? (Нет. Звери в норы забились.)

Кого заморозила зима? (Зима заморозила реки и озера.)

Испугались ли рыбы зимы? (Нет. Подо льдом рыбам было тепло.)

Как встретили зиму люди? (В своих домах они затопили печи. Стали ездить в лес на заготовку дров. Дети играли во дворе и радовались снегу.)

Воспитатель: Ребята, я еще раз прочитаю рассказ, а вы мне скажите, что делала зима.

Педагог повторно читает текст рассказа.

Воспитатель: Что сделала зима? (Зима разозлилась, задумала заморозить, задула холодом, разметала листья и  т.д.)

Воспитатель: Ребята, а зима в этом рассказе какая? (Она злая, злобная, суровая, грустная и т.д.)

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз. А вы попробуйте его пересказать.

Педагог тритий раз читает рассказ. Дети выделяют смысловые отрывки и пытаются пересказать по частям.

Воспитатель: А теперь ребята попробуйте пересказать рассказ сами. Вы может смотреть на наш план и на картинки.

Дети по очереди пересказывают рассказ с опорой на план и картинки.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали на занятии. (Играли в игру «Кто, где зимует». Слушали рассказ Ушинского «Проказы матушки зимы». Отвечали на вопросы. Пересказывали рассказ.)

Воспитатель: А теперь каждый из вас может нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Дети иллюстрируют рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект НОД по развитию речи на тему:"Ветер и солнце" К.Д.Ушинский. Пересказ. (для учителей начальных классов)

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный текст.Развивать наблюдательность, память, интонационную выразительность речи.Воспитывать чувство доброты, желание помогать тем,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»....

НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Четыре желания" К. Д. Ушинского"

Цель: Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского.Образовательные задачи:Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.Совершенствовать умения детей создавать ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа.Д.Ушинского "Наше Отечество"

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы "Наше Отечество"...