Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Литвишко Марина Николаевна

 

Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimuyushchie.docx145.8 КБ

Предварительный просмотр:

Районное   методическое  объединение  
воспитателей  дошкольных   образовательных организаций
Семилукского муниципального  района

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения детский сад № 4 «Теремок» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области.                                                                          

Конспект занятия по развитию речи

 «Зимующие птицы»

https://youtu.be/_-p4e9lFano

 

Воспитатель: Литвишко М.Н

https://www.clipartmax.com/png/full/274-2742046_pine-trees-and-birds-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B5-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82.png

2021 год.

Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

Рассматривание энциклопедий, книг, сюжетных картинок, фотография

Просмотр видео презентаций «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Строение пера птиц»

Отгадывание загадок о птицах нашего края

Наблюдение за птицами на прогулках

Чтение: Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка», Л.Н Толстой «Галка и кувшин». Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке»

Задания для детей:

«Птичка-невеличка» - рисование, «Раскрась птиц», вылепи из пластилина воробья. «Посчитай птиц», «Расскажи о птице» с использованием мнемотаблиц.

Понаблюдай за птицами в течение дня, нарисуй на бумаге «Кормушка для птиц», Игры Дидактическая игра «Кто как кричит?» Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Зимующие и перелетные птицы»

Опыт: «Летает не летает», рассматривание под лупой перо птицы.

Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Меню птиц», «Зимние гости», «Зачем помогать птицам зимой»

Материал.

Для воспитателя: магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел); деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Снегиря в конверте. Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене –плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева, Лэпбук.

Ход занятия:

Психогимнастика.

Воспитатель: - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Cлайд 1

Воспитатель: Посмотрите на наш экран. Какое сейчас время года? Слайд 2

Дети – Зима.

Воспитатель: Назовите пожалуйста признаки зимы. Слайд 3

Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

(звучит фонограмма «Голоса птиц» - ворона)

Воспитатель: Что это?

Дети: Это кричат птицы.

Воспитатель.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Воспитатель: Вороны – это какие птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: а каких зимующих птиц вы еще знаете?

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Слайд 4

Воспитатель: Сегодня утром по дороге в детский сад мне почтальон вручил извещение, я сходила на почту и получила вот эту посылку. . Слайд 5

Нам пришла посылка от снегиря. У воспитателя большая коробка с адресом «Детский сад «Теремок». Детям средней группы» и письмо

Воспитатель (читает письмо).

Воспитатель: «Дорогие ребята!  Вы не забываете о нас зимой и летом. И мы, птицы, решили вам сделать подарок, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы играть было интересно, выполняйте наши задания!» Готовы?

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же прислали нам птицы. Дети в посылке находят мяч.

Воспитатель: Хотите поиграть? Тогда встаем в круг!

«Игра с мячом «Подбери действие». Слайд 6

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей посылке. (Дети находят в посылке лэпбук).

Воспитатель: Наши друзья птицы прислали вам в подарок книгу, которая называется Лэпбук. Эта необычная книга, ее можно не только читать, но и играть с ней. Поиграем? Тогда я приглашаю вас к столу.

Воспитатель: Первое задание из нашей книги - игры – «Отгадай загадки и найди ответ»

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

(находят изображение дятла)

Слайд 7

Воспитатель: -Дятел - врач лесного царства, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной.

Воспитатель:

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

(находят изображение совы)

 Слайд 8

- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Воспитатель:

Третья загадка

Я зимой люблю кормушки,

 Как на ёлочках игрушки,

Если поклевать хочу,

От одной к другой лечу.

Желтогрудая я птичка, И зовут меня… (Синичка)
(находят изображение синицы)

Слайд 9

 Синица настолько проворная птичка, что легко отыскивает запасы кормов, собранных другими пернатыми. У большой синицы достаточно крепкий и мощный клюв, которым птица разбивает орехи и другие плоды с твердой поверхностью, перед тем, как съесть вкусные внутренности.

Четвертая загадка

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
   Снегирь

 Снегири не перелетные птицы. Они обитают в хвойных и смешанных лесах. С наступлением холодных осенних дней снегири сбиваются в стаи и начинают кочевать в поисках корма. Так они оказываются в городе, где хорошо заметны людям благодаря яркой красной грудке у самцов, снегу и отсутствию листвы на деревьях.

Слайд 10    

Воспитатель: Посмотрите, какие еще зимующие птички у нас тут еще есть? (Дети перечисляют названия зимующих птиц, используя карточки)

Воспитатель:

Молодцы, вы хорошо знаете зимующих птиц.

Перевернем страничку нашей волшебной книги, и поиграем еще в одну игру

- Вы любите собирать пазлы? Я предлагаю вам из частей собрать целую картинку, и мы узнаем, что здесь зашифровано.

Дети собирают картинку с изображением воспитателя и детей на площадке, которые кормят птиц.

Воспитатель:

Вопросы: а вы помните, как мы с вами ходили на площадку, чтобы покормить птиц?

Что мы делали? Какой корм мы брали с собой? Почему не было птиц, когда мы гуляли? (ответы детей) Слайд 11

Воспитатель:

Вот еще пазлы. Это детали птичек. Давайте соберем из частей целое. (Дети собирают птиц из нескольких частей: голова, туловище, хвост)

Затем дети выполняют задание: «Расставь птиц!».

Далее детям предлагается собрать целую картину прикрепив птиц на ветки и словесно описать их.  На стене висит плакат «Зимний лес», под ними – кормушка, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

 Воспитатель: Давайте немного поиграем и превратимся в зимующих птиц.

Проводится подвижная игра «Птицы на прогулке»

Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Воспитатель: Все птички шустрые и знают где же поблизости есть кормушки.

А чем же питаются птицы зимой, вы знаете?

Давайте снова поиграем и узнаем, какая птичка, что любит кушать.

Слайд 12

Дети садятся полукругом на свои места и выполняют еще одно задание: «Отгадай и назови!».

Детям предлагается игра «Круги Луллиа. Зимующие птицы»

По очереди дети вращают большой круг, где изображены птицы, рассказывают, что это за птица, затем другой ребенок, вращая малый к р у г, рассказывает, какой корм любит та или иная птица.

Воспитатель (помогает в определении корма) - Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

 - А теперь давайте покормим наших птичек на кормушке. Идите, возьмите любой пригодный корм и угостите птиц.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.

Дети несут кормушку к столику и наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

 Воспитатель -Дети, а какие правила мы должны соблюдать при подкормке птиц? (Называют правила (воспитатель при необходимости помогает): кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом).

Воспитатель. Настало время выполнить последнее задание Снегиря: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы.

- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

- Куда можно подкладывать птицам зимой корм?

- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

- Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)

- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)

- Какая птичка очень любит сало?

- Какая птица охотится ночью?

Воспитатель (читает вторую часть письма Снегиря). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваш Снегирь».

Воспитатель раздает детям подарки – раскраски «Птицы».

Воспитатель. Выполним пожелания птицы? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А ещё в нашей книге осталось много страниц с играми, в которые мы не успели поиграть. Мы обязательно будем играть в игры и разгадывать загадки, которые придумали для нас птицы.

Спасибо вам, ребята, мне очень понравилось с Вами играть сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Этот материал я использовала для занятия по развитию связной речи....

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы".(старшая логопедическая группа)

На занятии закрепляется тема "Зимующие птицы".  Проводятся игры на речевое дыхание,  на словообразование: "Образование сложных слов","Скажи ласково". На р...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Развитие речи - сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимующие птицы с использованием пересказа рассказа Н. Сазоновой "Теплая кормушка"

Данный материал могут использовать воспитатери речевых групп для детей подготовительного возраста....