Технологическая карта к занятию по развитию речи в подготовленной группе "Жалобная страница "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бутова Галина Николаевна
Занятие на тему природы леса.Бережного отношения , заботы и сохранения лесных насожденний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_15_tekhnologicheskaya_karta.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 15

Технологическая карта занятия по формированию естественнонаучных

представлений  о природе

Образовательная область:  "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Тема занятия: «Страница лесных радостей».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель занятия: конкретизировать и углубить представления детей о животном мире  леса.

Задачи:

  • Познавательные: содействовать закреплению знаний о лесных обитателях (соловей, кукушка, трясогузка, еж, лиса), об характерных особенностях внешнего вида данных животных, о способах питания.
  • Развивающие: активизировать самостоятельную познавательную деятельность  детей через составление рассказов о животных леса.
  • Воспитательные: воспитывать  умение работать со сверстниками, договариваться с  ними, не перебивать друг друга, отстаивать свое мнение, быть терпеливыми.

Словарная работа: кукушка, мошкара, семена хвойных деревьев.

Планируемые результаты занятия: дети будут иметь представление о лесных обитателях родного края  (соловей, кукушка, трясогузка, еж, лиса), об характерных особенностях внешнего вида данных животных, о способах питания, будут  составлять описательные рассказы  о животных леса, договариваться со сверстниками, не перебивать друг друга, отстаивать свое мнение, быть терпеливыми.

Материалы и оборудование: картинки с изображение животных, леса.

 

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы

и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организа-

ционно- мотива-ционный

этап

Организовать нап-равленное внима-ние и вызвать ин-терес у детей к теме занятия.

Игра – приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕ УТРО!!!

-Ребята, мы с вами уже узнали много интересного о лесе. Что растет в лесу, кто живет в лесу, как себя надо вести в лесу и почему.

Форма  фронтальная.

Игра- приветствие

Выполняют движе-ния в соответствии со словами.

Заинтересовались предстоящей дея-тельностью.

2.

Основной

этап

Побуждение к осоз-нанию.

 -А происходят ли в лесу радостные события? Какие они? Как вы думаете?

-Да, правильно, а еще большая радость для птиц - вернуться к себе на родину. Кто знает, какие птицы возвращаются в наш лес весной?

Форма фронтальная.

Словесный прием.

-Радостно птичкам, когда у них рож-даются птенчики. Весь лес радуется, когда наступает вес-на, когда солнечные дни, птицы так звонко поют, значит, радуются, а звери радуются, когда хо-рошая охота.

Ответы детей.  

   

Приняли постав-ленную задачу.

 

Соловей.                          

В темной зелени ветвей

Трель выводит соловей.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца!

-Ребята, а как выглядит соловей? Покажите его на картинке. Когда соловей прилетает в лес? Какие звуки издает соловей? Щебечет, свистит, цокает.

Есть пословица: «У соловья скромное оперение, да вол-шебное пение».

-Чем питается? Когда улетает на юг?

-Ребята, а кто что знает про кукушку? Как выглядит куку-шка? Вьет ли кукушка гнездо?

-Чем питается? Когда улетает на юг?

На лесной опушке

Слышится «ку-ку».

Так поет кукушка

Где-то наверху.

-Как выглядит скворец? Где скворцы строят гнезда? Как скворцы выманивают малышей из гнезда? Чем питается скворец? Где зимуют?

Прилетели скворцы-

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют.

-Как выглядит трясогузка? Чем питается?

-Когда прилетает в наши края? Где вьют гнезда? Почему?

-Когда улетают в теплые края?

Трясогузка, трясогузка,

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем лесу.

 -К нам прилетают и другие птицы, кого вы знаете? Ребята, а вам радостно от того, что лес наполняется звуками пения птиц?

-Послушайте их, когда пойдете с родителями в лес. Постарайтесь узнать голоса птиц, и на душе станет радостно, тепло. Как вы думаете, а какие еще радостные события происходят в лесу?

У зайцев рождаются зайчата. Кто кормит маленьких зайчат? Почему мама не сидит со своими детьми? Как называются зайчата, родившиеся ранней весной?

-А в конце лета? Почему?

Еж

-Ежики пробуждаются ото сна. Как выглядит ежик? Что помогает ему скрываться от врагов?

-Делает ли еж запасы на зиму?

-Назовите любимые лакомства ежиков?

Белка

Скачет белка там и тут,

Белкин хвост как парашют!

Управляет им умело,

Белка вниз с сосны слетела.

 -Как выглядит белка? Чем питается?

-Делает ли запасы на зиму?

Лиса

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она краса!

Плутовка- рыжая лиса.

-Как выглядит лиса? Как называют лис? Почему? Где она живет? Кто воспитывает маленьких лисят? Как лисы учат своих малышей ловить «еду»?

     

 -Я видела полянку, всю в цветах: иван-чай, ромашки, колокольчики… Я думаю, что полянка тоже радовалась.

-А мы с вами можем помочь лесу побольше радоваться? Как?

     

   

-Да, ребята, вмешавшись в жизнь леса, мы можем помешать птицам, животным и растениям. В лесу надо быть очень осторожными, внимательными. А чтобы не делать ошибок, надо знать о лесе и его обитателях как можно больше.

-Посмотрите на наше дерево. На нем необычные листья, что вы на них видите?

 -Давайте почитаем их и узнаем, какие обитатели леса поделились своей радостью с нами.

  • Добрым и одиноким птицам помогут обрести семейное счастье! Воспитайте моих птенцов, материнских чувств у меня не было и не будет. Ку-ку!
  • Прошу разбудить меня весной. Приходить с медом.
  • Всем! Всем! Всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращаться ко мне.
  • Приходите ко мне в гости, адреса не имею, свой дом ношу с собой.
  • Друзья! Кому нужны иголки, обращайтесь ко мне!
  • Учу всем наукам! Из птенцов в короткое время сделаю настоящих птиц. Занятия проходят в ночное время.
  • Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь вокруг пальца обведу, обману. Патрикеевной прошу не называть.

Форма организации фронтальная.

Рассказ педагога.

Вопросы детям.

Демонстрация кар-тин.

Рассказ воспитателя.

Ответы детей.

-Она похожа и по размерам, и по окраске на ястреба и летает так же, как он.

-Мохнатыми гусени-цами.

- В лесу, в дуплах.

- В Африке.

-Мошкарой, бабоч-ками, жуками, кома-рами.

-Ранней весной.

-Около ручейков, водоемов.

-В конце лета.

-Журавли, лебеди, утки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Настовиками.

-Листопадничками.

Ответы детей.

-Нет.

-Ядовитые змеи, лягушки, мыши, ящерицы, жуки, черви.

-Орехами, семенами хвойных деревьев, грибами, соцветиями цветков.

-Да.

Ответы детей.

-Мама, папа.

-А еще звери, птицы и все растения радуются, когда нет пожара и засухи.

-Соблюдать правила леса и учить им взрослых.

-Не надо мешать лесу жить своей жизнью.

-Объявления.  

3.

Заключи-

тельный этап

Подведение итогов

Ребята, хочу закончить нашу встречу словами замечательного писателя и большого любителя русской природы М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина, и охранять природу - значит охранять родину!»                                   Вопросы:

1.Ребята, о чем мы сегодня говорили?

2. Какие правила надо соблюдать лесу?

Рефлексия.

Ответы детей.

Формирование у детей  умение обо-бщать полученные  знания и подво-дить его  итоги, проводить самоа-нализ деятельнос-ти.

Технологическая карта занятия по формированию естественнонаучных

представлений  о природе

Образовательная область: "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Тема занятия: «Жалобная страница».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель занятия:  формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.

Задачи:

  • Познавательные: содействовать закреплению первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы поведения.  
  • Развивающие: активизировать самостоятельную познавательную деятельность  детей через выстраивание экологических цепочек.
  • Воспитательные: воспитывать  умение работать со сверстниками, договариваться с  ними, не перебивать друг друга, быть терпеливыми.

Словарная работа: лесной, пожар, сова, жук, лиса, муравьи.

Планируемые результаты занятия: дети будут иметь представление об экологически грамотном и безопасном для природы поведении, будут  выстраивать экологические цепочки, используя предметные картинки: выросла трава, появились насекомые, мелкие грызуны, появились насекомоядные птицы и хищники; выросли кустарники деревья, появились звери и птицы, живущие на них. Дети выбирают и выкладывают знаки «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костер», «Не рви цветы на поляне», «Не разоряй муравейники», «Не подбирай птенчиков, выпавших из гнезда»; работать со сверстниками, договариваться с ними, не перебивая друг друга, быть терпеливым.

Материалы и оборудование: письмо, демонстрационная картина «Лес после пожара» (О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию!),  дидактическая игра «Кто вернется в лес?».

Этапы, продолжи-тельность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы

и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организа-ционно- мотиваци-

онный этап.

2 мин.

Создать положи-тельный эмоцио-нальный настрой.

-Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты – мой друг. Крепко за руку возьмёмся. И друг другу улыбнёмся.

-Тихо в лесу, кажется, что, кроме деревьев, здесь никого нет. Но давайте прислушаемся. Слышите грустные и жалобные голоса растений и животных?

-Как вы думаете, почему они грустные?

Форма организации фронтальная.

Словесные методы.

Дети проявляют ин-терес.

Ответы детей.

Эмоциональный настрой к предсто-ящей деятельности.

Отвечают на воп-росы.

 2.

Основной этап. 20 мин.

Смотивировать детей на работу.

Пробудить интерес к занятию с помощью сюр-призного момента

-Дети, я сейчас увидела, как к окну прилетела сорока. Ин-тересно, что она хотела сообщить?

- Ой, посмотрите, что это такое?

 На конверте адрес наш.

-А обратный чей?

-Вам ребята интересно, что же пишут нам из леса?

Послушайте, на что жалуется лес.

«Любят люди ко мне в гости приходить, воздухом свежим подышать. Но очень много мусора оставляют, а от грязи одни болезни - гибнут растения, животные. Любят мои гости цветов нарвать, а цветы завянут, и выбросят их еще по дороге, не доходя до дома. А кто-то в лес с ножиком приходит, кору портит, ветки ломает и срезает. И стоят мои дубы и березки, слезами горькими обливаются. Придут люди в лес, начнут кричать шуметь, а птицы и звери пугаются, поэтому уходят и улетают в чащу лесную. Но если придет самая большая беда, то тогда всем моим жителям и мне буде очень плохо».

-Ребята, какая же беда самая страшная для леса? Как вы думаете?

-Ребята, давайте отгадаем кроссворд и узнаем, какая же беда для леса самая страшная.

 -Ребята, как вы думаете, что здесь произошло?

-Почему это могло случиться?

-Послушайте, как плачет лес.

   

А теперь отгадаем загадки.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк,

Покупайте, мухи, шелк!

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло.

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да без копыт.

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

Мы -лесные жители,

Мудрые строители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

 -От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву никто не держит, ее уносят ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут. Помогите!

-Ребята, почему после пожара лес умирает?

     

-Ужасна картина погибшего леса! Но можем ли мы чем-то помочь лесу, чтобы он возродился?

        

Сюрпризный момент

Словесный метод

Воспитатель откры-вает демонстрацион-ную картину «Лес после пожара» (О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в эколо-гию!)

Выстраивают эколо-гическую цепочку.

- Письмо.

- Лесной.

- Да!

Ответы детей.

Дети отгадывают кроссворд «Пожар».

Ответы детей.

Отгадывают загадки.

- Паук.

- Сова.

- Жук.

- Лиса.

- Муравьи.

Ответы детей.    

-Погибли растения - негде жить и нечем питаться зверям, птицам, насекомым.

-Погибшие растения не выделяют кисло-род, это вредит здоровью людей.

Ответы детей

Смотивированы на предстоящую дея-тельность.

Дети предлагают посадить новые растения, перечис-ляют растения леса, отбирают картинки с их изображениями

3.

Заключительный этап. 5 мин.

Подведение итога совместной деятельности, создание ситуации успеха

Рефлексия:

Дидактическая игра. Детям предлагается выстроить эколо-гические цепочки.

   

-Для рождения нового леса нужно очень много времени, поэтому очень важно беречь лес от пожара, не доводить его до такого состояния. Как вы думаете, какие правила необходимо соблюдать, чтобы помочь лесу?

Дидактическая игра «Кто вернется в лес?».

Выполняют игровые действия.

Ответы детей.

Выполняют игровые действия.

Дети выстраивают экологические це-почки, используя предметные картин-ки: выросла трава, появились насеко-мые, мелкие грызу-ны, появились насе-комоядные птицы и хищники; выросли кустарники деревья, появились звери и птицы, живущие на них.

Дети выбирают и выкладывают знаки «Не разжигай кос-тров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костер», «Не рви цветы на поляне», «Не разо-ряй муравейники», «Не подбирай птен-чиков, выпавших из гнезда».

Технологическая карта занятия по формированию естественнонаучных

 представлений о природе

Образовательная область: "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Тема занятия: «Тайная страница леса».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель занятия:  углубить представления детей о тайнах леса.

Задачи:

  • Познавательные: содействовать закреплению знаний о тайнах леса, об особенностях явлений.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, кругозор, связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе, к лесу.

Словарная работа: тайна, секрет.

Планируемые результаты занятия: дети углубили представления о тайнах леса, проявляют интерес и любовь к природе, лесу.

Материалы и оборудование: нет.

Этапы, продолжительность.

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организации-онно- мотива-ционный этап.

Замотивировать детей к предсто-ящей деятельно-сти.

Встанем рядышком друг к другу

Скажем «здравствуйте» всем людям!

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Форма организации: фронтальная.

Словесные методы.

Выполняют движе-ния в соответствии со словами.

Дети замотивирова-ны.

2.

Основной этап.

2.1.

Этап постановки проблемы

Создать проблем-ную ситуацию.

-Ребята, вы знаете, что такое тайна?

-Да, это то, что скрывается от других, что известно не всем: секрет.

-А вы знаете, ребята, у леса тоже есть много тайн, которые не заметит, не увидит и не узнает человек, не любящий лес, невнимательный, не интересующийся окружающей природой.

-А вы, ребята, хотите узнать, какие удивительные явления можно увидеть на прогулке по лесу, подметить необычное, тайное?

Форма организации: фронтальная.

Словесные методы

Ответы детей.

 

- Да!

Осознают проблем-ную ситуацию.

2.2.

Этап восприятия материала.

 -Лес живой, он чувствует тех, кто хочет научиться дружить с ним, кто его любит, тому он и открывает свои тайны.

 -Ребята, кто из вас любит собирать в лесу грибы?

-Вы знаете их внешние признаки, как эти грибы называются?

-В каком месяце лета вырастает больше всего грибов?

     

-Правильно, август – месяц -грибник. В этом месяце все чаще появляются оранжево-красные подосиновики, пух-ленькие подберезовики, корич-невые крепкие боровики и разноцветные сыроежки.

-А знаете ли вы, сколько времени растут грибы?

-Большинство грибов вырастают до средних размеров от одного до шести дней. Например, маслята и сыроежки вырастают за один-два дня, подберезовики и подосиновики - за два-три дня, а былым грибам надо пять- семь дней. Любят грибы не только люди, их охотно едят олени, лоси, кабаны, зайцы, мыши, белки запасают на зиму.

-Ребята, а знаете ли вы, как в лесу не заблудиться, найти дорогу домой без компаса и в ненастный день? Какую тайну нам откроет лес?

     

-Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать, как можно определить стороны горизонта без компаса:

На отдельно растущем дереве сучья длиннее и гуще с южной стороны;

На свежем пне годичные кольца располагаются более тесно с северной стороны;

На лиственных деревьях мох гуще покрывает ствол с северной стороны;

На стволах берез больше темных пятен с северной стороны;

На камне-валуне мох растет с северной стороны.

Форма организации: фронтальная.

Вопросы к детям.

Рассказ воспитателя.

Ответы детей.

- В августе.

Ответы детей.

Ответы детей.

2.3.

Этап практического решения проблемы.

 -Ребята, а вы можете определить возраст дерева? Как раскрыть эту тайну?

     

-Тайну возраста дерева можно определить по срезу, когда дерево спиливают. Деревья растут не только  в высоту, но и в толщину, по диаметру. Каждый год у них образуется новое кольцо древесины. Если внимательно рассмотреть срез недавно спиленного дерева, мы заметим годичные кольца, посчитав их, можно узнать возраст дерева.

-А кто из вас,  ребята, был наблюдательным и заметил, какие ягоды в лесу слаще: те, которые растут на поляне или под деревьями?

     

-Конечно, на поляне, так как крахмал и сахар в растениях образуются только на свету.

-Ребята, гуляя по лесу, вы, наверное, заметили, как совсем рядом кружит стрекоза. Стремительно летит то вверх, то вниз, будто хочет поиграть с нами.

-Как вы думаете, почему она так себя ведет?

     

-Это, оказывается, стрекоза охотится на комаров, которые преследуют нас в лесу. Стрекоза в лесу- самый прожорливый хищник, так как за день она съедает в несколько раз больше пищи, чем весит сама.

-Вот, ребята, еще один секрет леса: на муравейник опустилась птица, вытянула крылья в стороны и сидела несколько минут. Для чего? Что за тайна здесь скрывается?

     

-Оказывается, птицы так принимают «муравьиную» ванну. Муравьи, стараясь прогнать птицу с муравейника, опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой, от которой гибнут паразиты, мелкие насекомые, живущие на птицах.

Иногда в лесу под осиной или березой встречается много сосновых или еловых шишек, хотя поблизости ни сосен, ни елок нет. Откуда же они взялись - чья это тайна?

-Кучи сосновых шишек под осиной - это работа дятла. Дятел любит полакомиться семенами хвойных деревьев, извлекая их из шишек. Для удобства засовывает шишку в развилку сучьев или расщелину коры, выбирает семена, а пустую шишку бросает на землю. Такие места, где дятлы устраивают свои «столовые», еще называют «кузницей» дятла.

Форма организации: фронтальная.

Вопросы к детям.

Рассказ воспитателя

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. 

Ответы детей.

Ответы детей.

3.

Заключительный этап.

Подведение итогов.

Рефлексия:

-А что вы, ребята, видели необычного в лесу, какие тайны раскрыл вам лес? Расскажите об этом, нарисуйте вместе с родителями.

Рефлексия.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"

Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"...

Технологическая карта итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие с колобком»

Цель: выявить знания детей, полученные в течении  учебного года по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эст...

Технологическая карта итогового занятия по Развитию речи "Цветик - семицветик".

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по Развитию речи "Цветик - семицветик".Цель ООД: Закрепление активного словаря и обобщение умений детей в формировании ...

Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»

Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образ...

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"...