"Развитие речи дошкольников с использованием инновационных технологий.» «Кейс- технология.»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Сухомлинова Оксана Васильевна

"Что такое "кейс-технологии" и как применять методы "кейс-технологии" на практике с дошкольниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_s_ispolzovaniem.pptx89.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи дошкольников с использованием инновационных технологий.» «Кейс- технология.» МК ДОУ Павловский детский сад №11 Воспитатель: Сухомлинова Оксана Васильевна 2018 г.

Слайд 2

Кейс-технология от лат. casus – запутанный, необычный случай, case -от анг . –портфель, чемоданчик. Из истории возникновения. Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале ХХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека, в т. ч. в России.

Слайд 3

Познакомимся с Кейс – методом . Кейс-метод - это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличии от вопросов, текстов и задач он позволяет оценить не объём усвоенной информации, а готовность ребёнка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний. Суть Кейс-метода- стимулировать познавательную активность через практическую деятельность и диалога с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как её решить, и выбирают лучший вариант. У дошкольников развиваются любознательность, коммуникативные навыки, потребность и умение работать в команде, способность решать трудные задачи, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации.

Слайд 4

Методы кейс – технологии - Кейс-прогнозирование; - Кейс-инцидент; - Проблемно – ролевой кейс; - Эвристический кейс; - Неоднозначная ситуация; - Кейс-дискуссия, кейс-диспут; - Деловой штурм; - Кейс с добавлением внешней проблемы.

Слайд 5

Как использовать кейс-метод? Можно использовать кейс для эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Ситуация, которую предлагает детям воспитатель, должна не просто дать информацию детям, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический . Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные. Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств: - социальные и естественно-научные проблемные ситуации; - словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием. - фантазийные ситуации и нелепицы; - фото и видеоролики; - объекты и явления окружающей действительности.

Слайд 6

Из чего состоит кейс? Алгоритм 1-й шаг. – определить цель кейса: компетенции, умения или способности, который педагог хочет выявить или сформировать у детей. 2-й шаг. – описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира. 3-й шаг.- подвести к кульминации кейс ситуации: это ещё не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решений. 4-й шаг. – момент проблемного включения: вопрос или задание, которые воспитатель предлагает детям. Идеи для кейсов можно брать из реальной жизненных ситуаций, рассказов коллег, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят идеи в своих вопросах, поступках, игре.

Слайд 7

Примеры кейсов 1 . Кейс-прогнозирование Направлен на: - умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию -умение строить логические и обоснованные прогнозы,в т.ч . с помощью элементарных естественно-научных представлений. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Кому адресован: - дети среднего и старшего дошкольного возраста. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ситуация: Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: « Как было бы здорово, если бы было вечное лето и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Момент - Представьте себе, что желание девочки сбылось. проблемного - Будет ли это здорово? включения детей -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Комментарии: Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьёз задуматься о последствиях и опасности такой ситуации

Слайд 8

2. Кейс- неоднозначная ситуация. Направлен на : -проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон. - способность анализировать, строить гипотезы, предполагать -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Кому адресован : дети старшего дошкольного возраста. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ситуация : Воспитатель демонстрирует мультфильм Винни Пух и день забот». Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришёл поздравить его с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре… --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Момент - Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный? проблемного включения детей ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Комментарии : Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный , но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа , но и разобраться в причине того, почему всё так вышло и как этого можно было бы избежать.

Слайд 9

3 . Кейс-проблемная ситуация Направлен на : - умение воспитанников видеть возможный парадокс окружающих явлений; - способность формулировать проблему; - умение анализировать, строить гипотезы, предполагать - способность коллективно решать сложные задачи. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Кому адресован : дети подготовительной к школе группы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ситуация : Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение, (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Момент - Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается? п роблемного Она же так всё тепло выпустит! Может, нужно, наоборот ,- включения детей перья прижать, чтобы теплее было? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Комментарии : Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание на парадоксе явлений, чтобы личный опыт пошёл «вразрез» с действительностью.

Слайд 10

4. Кейс-диспут Направлен на : - умение воспитанников аргументированно отстаивать своё мнение; - способность вести конструктивный диалог; -умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Кому адресован : дети старшей и подготовительной группы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ситуация : Дети слушают песню « Виноватая тучка»( Д. Тухманов ) П осле этого воспитатель подумать, действительно ли тучка была виновата? - Кто готов её обвинить? А может быть, кто-то встанет на её защиту? ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Момент Педагог предлагает детям игр «Прокурор и адвокат». Задача проблемного детей разбиться на пары. Участники каждой берут на себя - включения детей роль прокурора и адвоката. Цель- привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь. Например,« Я обвиняю дождь за то,что он мокрый, холодный, не даёт погулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потом что он даёт жизнь смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы.» Комментарии: Основная задача воспитателя сформировать у детей компетен цию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности,в т.ч . и фантастические.

Слайд 11

5. Кейс с добавлением проблемной ситуации Направлен на : - умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение; - предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форсмажор . - способность вести конструктивный диалог. - - способность выбирать наиболее актуальные решения. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Кому адресован : дети средней , старшей и подготовительной группы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Ситуация : Однажды девочка по имени Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли очень ответственно. Бабушка проверила каких продуктов не хватает, составила список и попросила Нина взять с собой,положить в рюкзак.Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавков, обнаружили,что бабушка забыла очки и прочитать не может. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Момент - Что дальше делать в такой ситуации? проблемного включения детей --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Комментарии : Задача воспитателя : чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например, - Надо попросить продавца прочитать!- отвечают дети. -Продавец не в настроении и не хочет помогать,- возражает воспитатель. -Может, Нина прочтёт? -Нина не умеет читать. Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.

Слайд 12

Виды кейс-технологий - анализ конкретных ситуаций; - кейс – иллюстрации; - фото – кейс; - проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Слайд 13

Шесть признаков хорошего кейса 1. Соответствует поставленной цели. 2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. 3. Является актуальным и интересен детям. 4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление. 5. Провоцирует дискуссию. 6. Имеют несколько решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи дошкольников посредством использования информационно - коммуникационных технологий»

Варианты работы по использованию ИКТ в образовательной деятельности по  развития речи....

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Дополнительно образовательная программа по развитию речи дошкольников через применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии Су-Джок терапии «Волшебство с Су-Джок»

Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные прог...

Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)

      Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...