Методическая разработка Конспект НОД по речевому развитию Наша родина - Россия
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Недосекина Людмила Леонидовна

Материал поможет педагогам систематизировать знания у детей подготовительной группы о России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

по развитию речи

«Наша Родина – Россия»

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные

Обобщить и систематизировать знания детей о России.                                Закрепить умение составлять слова из нескольких слогов.                           Закрепить знания детей о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага).                                                        

Развивающие:                                                                                                   развивать диалогическую речь, память, мышление, внимание, умение поддерживать непринуждённую беседу.

Воспитательные:                                                                                        воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране, уважительное отношение к государственным символам России.

Образовательные технологии: 

Здоровьесберегающие технологии.

Методы:

Практические: упражнения (составить слова из слогов, составить флаг из трёх полосок).

Наглядные: демонстрация наглядных пособий.

Словесные: беседа, объяснение, художественное слово (загадки).

Предварительная работа:

Рассматривание нашей страны на модели глобуса, карте мира, чтение стихов о Родине, прослушивание в записи гимна.

Оборудование и материалы:                                                                             Модель глобуса, карта мира, лазерная указка, карточки со слогами в конвертах, нарезанные полоски трёх цветов (по количеству детей), конверты с вопросами, кроссворд на листе ватмана.

                                                   

                                                 Ход НОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чём говорится в ней?

Реки, горы и поля, ох, огромная Земля.
Но на нём вся поместилась,
В шарик малый превратилась.
Ты его крути, верти, точку мира в миг найди.


Дети:
 Это глобус.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус? 

Дети: Модель планеты Земля.

Воспитатель:  Что изображено на глобусе?

- Ребята, посмотрите на карту (на доске). Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Чтение стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом»

                                            На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на нем найдем

Свою страну, наш общий дом.

II. Основная часть.

1.Воспитатель: Мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле. - А как называется наша страна? (Россия) 

Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.

- Назовите город, в котором мы с вами живём?  (Санкт-Петербург)

Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на карте? (Ребёнок показывает указкой)

Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Посмотрите на карту. Как много стран на нашей планете. Давайте поиграем в игру.

                           Игра: «Кто в какой стране живёт?»

Воспитатель: Наша страна - Россия, а как называется народ, живущий в России?  

Дети: Россияне.

Воспитатель задаёт вопрос детям: Как называется народ, который живёт в Италии?

В Италии живут итальянцы,

В Испании живут испанцы,

В Америке живут американцы,

Во Франции – французы,

В Германии – немцы,

В Китае – китайцы,

В Швейцарии – швейцарцы.

- Молодцы, как много стран и жителей мы с вами назвали.

2. Беседа о России.

Воспитатель: Ребята, какая Россия по величине? (большая, огромная). Наша Россия такая большая, что на поезде нашу страну можно пересечь за несколько дней, долететь на самолёте - за один день; если в одном конце утро, то на другом конце может быть уже ночь.

В нашей стране необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

От южных морей, до полярного края раскинулись наши поля и леса, реки и озёра.

Стихотворение (Н.Забила)

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

Народы – как одна семья.

Хотя язык их разный.

Все дочери и сыновья

Страны своей прекрасной.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежат конверты, посмотрим, что в них есть (дети по очереди берут по одной карточке из конвертов и становятся в круг. Воспитатель спрашивает детей, что написано на карточках). 

Воспитатель: Правильно, на карточках написаны слоги. Давайте их прочитаем.

Дети читают слоги на карточках:

ЧЕСТ, НА, ДИ, РО, ТЕ, СИ, Я, РОС, ЧИЗ, НА, ОТ, ВО, О.

Воспитатель: А сейчас вам задание: надо соединить карточки так, чтобы из слогов получились слова. (Дети выполняют задание). 

- Какие слова у вас получились?

Дети: РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО.

Воспитатель: Молодцы. Садитесь на места.

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия.

- Как вы думаете, почему мы называем Россию нашей Родиной?

Дети: Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с, наш дом. Родина у каждого человека одна.

Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, говорим родным нам языком.

- Подумайте, почему мы называем нашу Родину Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши).

- Есть ещё одно название у России – Родина-Мать.

Матерью мы называем Россию потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всяких врагов.

3. Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в белые берёзы.

Физкультминутка:

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Руки подняли и покачали,

Это – берёзки в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Воспитатель: Садитесь на места. Сейчас вспомним, какие три отличительные символа есть у любой страны, в том числе у России?

(Герб, флаг, гимн). 

Герб – это эмблема государства.

                                    У России величавой,

                                    На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Воспитатель: 

Расскажите, что вы знаете о гербе?                                         

Дети:

Двуглавый орёл - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

- На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем, что символизирует победу добра над злом, а этого воина зовут Георгий Победоносец.

Воспитатель: А где можно увидеть герб? (Ответы детей)

Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах. А ещё – на пограничных столбах.

Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?

Дети: Из белого, синего и красного.

Воспитатель: Что означает каждый цвет?

Дети: Красная полоса – огонь, отвага наших воинов, которые защищают нашу землю. Над землей – синее небо. Это синяя полоса. А над землей находится самое чистое, светлое, красивое, некая Божественная сила.

Воспитатель: Ребята, а кто - нибудь из вас знает стихотворение про флаг?

Самый лучший в мире
Триколор России
Чтоб не путать не гадать
Детям надо твёрдо знать
Как лежат в нём краски:
БЕЛЫЙ
СИНИЙ
КРАСНЫЙ.
(В. Шариков)

Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн.

- А что такое гимн? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, гимн - это торжественная песня. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях (на военных парадах, во время государственных праздников, на олимпиадах). Гимн России очень красивый и величественный.

Гимн исполняют и слушают стоя.

Воспитатель: у нас ещё остались конверты, а в них - вопросы, ( дети по одному подходят и берут по конверту).

Воспитатель зачитывает вопрос детям.

- Как зовут президента России? (Путин В.В.)

- Назовите столицу России. ( г.Москва).

- Назовите место работы президента России? (Москва, Кремль).

- Назовите города России. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск…) 

- Игра «Собери пазл».    

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

Ребята, в завершении нашего занятия предлагаю вам разгадать кроссворд. Если вы разгадаете кроссворд, то узнаете, какое слово зашифровано в выделенных клетках.

1) Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит? (Река)

2) На одном конце чудак — на другом конце — червяк. (удОчка)

3) Всё кружится и летает, а, присев на руку, тает. (Снег)

4) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (чаСы)

5) Умная, но не живая. Учит, но немая. (кнИга)

6) Когда он нужен — его выбрасывают, а когда не нужен — поднимают. (Якорь)

Ребята, какое слово получилось в выделенных клетках? (Ответы детей.) Правильно – Россия, название нашей Родины. 

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботиться о ней. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка конспекта по познавательно-речевому развитию

Цель:  создание оптимальных условий для развития речи детей посредством  игровых ситуацийЗадачи:Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; приобретать ...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наша Родина - Россия» в средней группе

материал предназначен для воспитателей средних групп ДОУ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект занятия по речевому развитию "Волшебница-вода".

Методическая разработка.Конспект занятия по речевому развитию с элементами исследовательских,игровых,здоровьесберегающих,коммуникативных технологий....

Конспект ООД по познавательному развитию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста

Це       Цель: расширять  и  уточнить   представления  детей  о  "большой"  и  "малой"  Родине,  ее...

Методическая разработка. Конспект НОД по познавательному развитию "Наше здоровье" в старшей группе.

Представляю вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию в сраршей группе на тему "Наше здоровье". Данный конспект может быть использован при подготовке открытого занятия и обычн...

Конспект занятия по речевому развитию «Наша Родина - Россия» (средняя группа)

-Расширять знания детей о природе России, о русском национальном костюме,о русских народных сказках, потешках, играх, развивать внимательность, речевую активность.-Воспитывать в детях любовь к своей Р...