Методические рекомендации по развитию связной речи во второй младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Методические рекомендации по развитию связной речи во второй младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи во второй младшей группе

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Дидактические игры по развитию связной речи во второй младшей группе

1. «Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

  • Веселый праздник – грустный
  • Большой подарок – маленький
  • Светлое небо – …
  • Чистое платье – …
  • Хорошее настроение – …
  • Теплая погода - …

2. «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

  • - дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
  • - голова, туловище, лапы, крылья (птица)

3. «Кто у кого?»

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

4. «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

  • В: посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

  • Описать предмет, которого не стало
  • рассказать о месте, где он стоял
  • на какой звук начиналось название этого предмет

в названии каких еще предметов есть этот звук?

5. «Угадай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.

Усложнение:

  • дети объясняют свой выбор
  • роль водящего выполняет ребенок

6. «Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

  • Санки – саночки
  • Гора – горочка
  • Зима – зимушка
  • Шуба – шубка
  • Шапка – шапочка
  • Снег – снежок

И т.д.

7. «Что из чего сделано?»

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

  • Стакан из стекла – стеклянный
  • Нож из железа – железный
  • Чашка из фарфора – фарфоровая
  • Ваза из хрусталя – хрустальная
  • Ложка из дерева - …
  • Сковорода из чугуна - …

8. «Кто как кричит?»

Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

  • Вспомните, как подает голос поросенок
  • Хрю – хрю
  • Что он делает?
  • Хрюкает
  • Как подает голос котенок?
  • Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

9. «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

10. «Кто больше увидит и назовет».

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе "Наступила настоящая весна"

Цель: уточнение знаний детей о таком времени года как весна; развитие связной речи.

Задачи:

-активизировать знания детей о весне, о сезонных изменениях в природе;

-учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями;

-формировать интерес к природным явлениям;

-закрепить представления детей о первых признаках весны.

-обогащать словарный запас детей;

-воспитывать любовь к природе.

Воспитатель приносит в группу игрушечного медведя.

-Ребята, посмотрите, кто это? (медведь) Мишка пришел к нам из леса за помощью. Он вчера вышел гулять и очень удивился: раньше везде лежал снег, но вдруг его не оказалось. Как вы думаете, куда исчез снег? (он растаял) А почему он растаял? (потому что наступила весна, светит солнышко) Молодцы! Давайте мишке расскажем, что происходит весной.

-Ребята, а Мишка пришел не один, а с девочкой Машей. (показ куклы) Посмотрите на нее. Во что она одета? (шуба, шапка, шарф, перчатки) Мы одеваемся так весной? Давайте расскажем Маше, как нужно одеваться. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением одежды. Дети говорят, что это такое и в какое время года мы это надеваем: зима/весна)

-Послушайте мою загадку и постарайтесь ее отгадать:

"Звонкий, громкий, озорной

Появляется весной.

И бежит до моря,

Звонко тараторя"

-Что же это такое? (ручеек) А откуда появляются ручейки? (светит солнышко, снег тает и появляются ручейки)

-А когда светит солнце нам тепло или холодно? (тепло) Смотрите, к нам спустилось наше солнышко (показ игрушки). Давайте мы с вами поздороваемся с солнышком, улыбнемся ему. Оно дает нам тепло, греет нас своими лучиками. Но еще весной бывает и дождик (показ "тучки"). Давайте поиграем вместе с солнышком и тучкой.

Проводится игра "Солнышко и дождик".

-А что это за звук? (включается аудиозапись капели) А почему сосульки капают? (потому что светит солнце и они тают) Давайте с вами подуем на сосульки, чтобы стряхнуть с них капельки. (выполняется дыхательное упражнение)

-Отгадайте еще одну мою загадку:

"Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы

Одним словом это..." (птицы)

-Молодцы, давайте вспомним, каких птиц мы знаем (показ иллюстраций).

Далее воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором стоят фигурки разных птиц.

-А сейчас птички поиграют с вами прятки. Когда вы закроете глазки, одна из птичек спрячется. Потом вы должны будете назвать ту птицу, которой не стало.

Проводится игра на внимание.

-Сейчас мы с вами сравним, чем отличаются зима и весна (показ картинок)

-Что изображено на первой картинке? (идет снег, стоит снеговик, дети катаются на санках) Какое это время года? (зима)

-А на этой картинке что изображено? (светит солнце, тает снег, бегут ручьи) Какое это время года? (весна)

-Третья картинка: деревья стоят все в снегу, на них нет листиков. Это зима.

-Четвертая картинка: на дереве распустились листики. Это весна.

-Пятая картинка: Здесь изображены птицы, их мало. Многие птицы улетели в теплые края. Это зима.

-Шестая картинка: птиц много, они вьют гнезда. Это весна.

-Мишка очень любит рисовать и он принес с собой свои картины, но на них кое-что не так. Посмотрите внимательно: как вы думаете, что Мишка перепутал?

Дети рассматривают картинки, указывают на ошибки,объясняют свой выбор.

-Молодцы, все ошибки нашли. Теперь Мишка будет внимательней. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Проводится игра с мячом "Назови ласково".

Цветок-цветочек;

Дождь-дождик;

Птенец-птенчик;

Росток-росточек;

Лист-листочек;

Облако-облачко;

Капля-капелька;

Солнце-солнышко;

Птица-птичка;

Ручей-ручеек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ФОРМАМИ»...

Конспект по развитию связной речи во второй младшей группе «Рассказывание детям народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Конспект по развитию связной речи "Рассказывание детям народной сказки "Петушок и бобовое зернышко"....

Конспект НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»

Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»ЦЕЛЬ: научить составлять рассказ по сюжетной картинеЗадачи:Образовательные:- связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию карти...

Технологическая карта НОД по развитию связной речи (во второй младшей группе) Тема: Путешествие в зимний лес

Данная технологическая карта - это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. Возможно коллегам...

Конспект занятия по развитию связной речи во второй младшей группе.

Конспект занятия по развитию связной речи во второй младшей группе.Тема: «Составление рассказа о белочке по опорным схемам»Интеграция с образовательными областями: «Чтение ...