Презентация на тему "Развитие диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
презентация по развитию речи

Мордовцева Мария Алексеевна

Презентация на тему "Развитие диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 Кировского района Санкт-Петербурга «Развитие диалогической речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Подготовила: Мордовцева Мария Группа: «Гномики»

Слайд 2

«Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки», - утверждает М.М. Алексеева. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет быть средством общения.

Слайд 3

В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки общения дошкольников с окружающими людьми. Эта задача достигается формированием у детей монологической и диалогической речи. Стародубова Н.А. утверждает: «Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребёнку она присуща ещё в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений» Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами словесности в разные периоды времени. Это такие учёные как: Е.А. Тихеева, А.М. Бородич, О.И. Соловьёва, О.С. Ушакова, В.В. Гербова, А.Г. Арушанова, Е.А. Флёрина и другие.

Слайд 4

Через диалог ребёнок черпает для себя полезную информацию, удовлетворяет свою потребность в общении. Особенности диалога по Л.П. Якубинскому: - состоит из отдельных реплик или цепи речевых реакций; - осуществляется либо в виде разговора двух или более участников, либо в виде чередующихся вопросов и ответов; - участники диалога всегда понимают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании высказывания и мысли; - речь может быть сокращённой, неполной, фрагментарной; характерно кратковременное обдумывание реплики, разговорная лексика и фразеологические обороты, простые и сложные бессоюзные предложения, использование шаблонов, речевых стереотипов, клише; связность обеспечивается минимум двумя собеседниками; - часто сопровождается мимикой и жестами; стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами.

Слайд 5

В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы развитие диалогической речи включается в образовательную деятельность «Коммуникация» направления «Познавательно – речевое развитие». В образовательные задачи программы не входит отдельная задача обучения связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста. Это связано с возрастными, анатомическими, психологическими, умственными особенностями развития младших дошкольников. Программа рекомендует начинать целенаправленное обучение диалогу, начиная со старшей возрастной группы (5 лет), а раннее, младшее и среднее дошкольное детство является подготовительным этапом для этого.

Слайд 6

Но ребёнок, родившись, своим криком, первым вступает в диалог с окружающими. Являясь существом социальным, ребёнок с первых дней жизни начинает общаться. Это общение выражается как невербальным (мимика, жесты), так и вербальным (голосовым, речевым) способом. Взрослый помогает этой речи формироваться и развиваться.

Слайд 7

Особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста выделила румынская учёная психолингвист Т. Слама-Казаку: «- диалог занимает значительное место в детской речи; - у детей кроме простой формы общения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»; - многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу; - диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми; - у детей диалог очень редко состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового; - диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчёркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаёт более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребёнком – слушателем;

Слайд 8

- структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник; - в диалоге ребёнка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики; - неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнёрами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнёр включается в диалог, другой – выходит); непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлечённый новым интересом, начинает говорить о чём-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, её часть переключается на новую тему» Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

Слайд 9

Задачи работы по обучению связной речи: Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развитие диалога неотрывно связано с развитием памяти, мышления, воображения ребёнка. Необходимо давать детям разные упражнения, задания и игры на развитие этих качеств, что благотворно скажется и на развитии всех речевых функций.

Слайд 10

Методы обучения диалогической речи. - разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог); - подготовленная беседа; - чтение литературных произведений; - словесные поручения; - речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов; - разнообразные игры (сюжетно–ролевые, словесные дидактические, подвижные, игры–инсценировки, игры–драматизации и т д.)

Слайд 11

Разговор При проведении разговоров рекомендуется следующее: - с самого начала необходимо расположить к себе ребёнка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.; - начинать разговор можно только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместным; - разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу; - внимание к одному ребёнку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют; - говорить надо так, чтобы у ребёнка осталось удовлетворение от того, что его выслушали; - необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье. Содержанием разговоров служит жизнь в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги, мультфильмы, фильмы и т.д.

Слайд 12

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Беседа учит детей логически мыслить. Помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Воспитатель беседует с детьми рассматривая картины, иллюстрации книг, предметы, игрушки, наблюдая за природными явлениями и объектами живой и неживой природы, а также о жизненных и бытовых ситуациях, которые близки ребёнку. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Помогать доброжелательно общаться друг с другом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Беседа

Слайд 13

Искренне и ярко рассказывая об ожидаемых событиях, воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе, настраивает на позитив завтрашнего дня. Рассказы воспитателя о себе в сказочной форме помогают детям преодолеть различные страхи, понять нежелательность некоторых поступков. В моей работе существуют благоприятные условия совместного рассматривания картин, подготавливающие детей к пересказу и активизирующие инициативную речь: - использование в завязке рассказа воспитателя фраз, заключающих в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображаемому; - включение в рассказ взрослого предложений, содержащих вопросы, восклицания, прямую речь; - выстраивание сюжета в строгой последовательности, чтобы одно высказывание дополняло и продолжало другое.

Слайд 14

Чтение литературных произведений Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. В программу можно включать русский и зарубежный фольклор: песенки, потешки, сказки; авторские произведения, содержащие диалоги. Такие как рассказы В. Сутеева «Утёнок и цыплёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Кораблик»; Я. Тайца «Ага», «Кубик на кубик» и др.

Слайд 15

Словесные поручения Можно дать ребёнку поручение убрать на место книги, игрушки, помочь товарищу в одевании, показать новому ребёнку игрушки и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и её лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения «Матрёшка иди вверх – вниз», «Попроси мишку» и др. Поручения должны содержать одно – два - три действия.

Слайд 16

Разнообразные игры. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и т.д. Используются игры «Магазин», «Путешествия», «Дочки – матери» и другие.

Слайд 17

Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (В.В. Гербова, А.К. Бондаренко, О.С. Ушакова и др.): ,«Согласен – не согласен», «Добавь словечко», «Один - много», «Скажи иначе», «Продолжи фразу», «Когда это бывает?», «Правильно – не правильно», «Кто как кричит», «Что изменилось?», различные загадки и др. Игры проводятся с опорой на наглядность и без неё.

Слайд 18

Подвижные и полуподвижные игры Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Вороны и собачка», «Такой листок, беги ко мне», «Будут на зиму дрова» и др.), способствуют приучению детей к очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать. Пальчиковые игры и игры со словом также способствуют активизации диалогической речи.

Слайд 19

Все игры, задания и упражнения, используемые в работе направлены на формирование у детей следующих речевых умений, необходимых в диалоге: узнавать, называть, описывать предметы и явления (игра «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек») задавать вопросы и отвечать на них ( рассматривание сюжетных картин, игрушек, предметов; наблюдения) соотносить разные части речи друг с другом, употребляя правильно числа, роды и падежи слов( игра «Один – много», «Добавь словечко») находить ошибки в описании и повествовании и исправлять их ( упражнение «Что напутал снеговик», игра «Так - правильно, так –неправильно») развивать актёрские способности, свободно общаться со взрослыми и сверстниками (игры – инсценировки, драматизации) быть вежливыми, дружелюбными, уметь выслушивать собеседника

Слайд 20

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Организация работы по профилактике нарушения произносительной стороны речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. 1.Нарушение речи – достаточно распространённое явление среди дете...

Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий

Развитие речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельностина основе инновационных технологий...