Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей 6 - 7 лет с ОНР Тема « ПОСУДА». Учитель - логопед: Бичёва Ирина Александровна 2021г
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Бичёва Ирина Алкесандровна

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной логопедической  группы по лексической теме "Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_posuda.docx747.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №5

КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  Г.БИКИНА  

БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА

ХАБАРОВСКОГО  КРАЯ

Конспект логопедического занятия по развитию речи

для детей 6 - 7 лет с ОНР

Тема « ПОСУДА».

Учитель - логопед:

Бичёва Ирина Александровна

ЛЕКСИЧЕСКАЯ   ТЕМА «ПОСУДА».

Подготовительная подгруппа

Цель: Закрепление представлений о посуде и её назначении.  

Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит. Формирование понятий  чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация  словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, тарелка, ложка, вилка, готовить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, чайный, кухонный, металлический, пластмассовый). Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных косвенных падежей, навыков слогового чтения.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей мелкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Магнитная доска, наборное полотно, мешочек с кукольной посудой, конверты с частями плоскостного изображения чашек, пластмассовые кукольные кастрюли с водой, соломинки для коктейля по числу детей, листочки с геометрическими фигурами.       

Ход занятия:

1.Организационный момент. Игра «Загадки из мешочка».[Развитие связной речи, тактильных ощущений. Объявление темы занятий.]

Логопед достаёт мешочек с мелкой  кукольной посудой.

Логопед. Я предлагаю вам, по очереди, загадывать загадки. Вы будете опускать руку в мешочек, нащупывать там предмет и, не называя его, рассказывать о том, какой он, из каких элементов состоит. Если вы хорошо  опишите предмет, дети смогут угадать его. Попробуй первым загадать нам загадку, Стёпа.

   1-й ребёнок. Этот предмет круглый. У него есть носик, ручка, крышка. Что это?

   Дети. Чайник.

   1-й ребёнок. Правильно.

Логопед. Доставай его из мешочка, Стёпа.

Далее по одной загадке загадывают все дети по очереди.

   2. Упражнение «В магазине». [Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».]

Логопед помещает на полки витрины посуду: на верхней полке витрины чайная посуда, на средней - столовая, на нижней - кухонная.

Логопед. Игра называется «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продаётся посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

   1-й ребёнок. Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Логопед. Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это

название.

Дети. Чайная посуда.

Логопед. Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

2-й ребёнок. Тарелка, супница, хлебница, солонка.

Логопед. Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

   Дети. Столовая посуда.

   Логопед. И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

  3-й ребёнок. Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

   Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите и это название.

Дети. Кухонная посуда.

Логопед. А теперь повторите ещё раз, как называется посуда на каждой полке, Никита.

4-й ребёнок. На верхней полке чайная посуда, на второй полке столовая посуда, а на нижней полке – кухонная.

   Логопед. Верно. Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана наша посуда. Чайная и столовая сделаны из пластмасса. Как её называют?

Дети. Пластмассовая.

Логопед. Верно. А кухонная посуда сделана из металла. Как её можно назвать?

   Дети. Металлическая.

Логопед. Правильно. А теперь давайте поиграем.

   3. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах).]

Логопед готовит второй комплект посуды.

   Логопед. Посмотрите ещё раз на витрину и запомните, что стоит на верхней  полке, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Не стало чайника.

   Логопед. Правильно. Я поставлю чайник на место. Ещё раз закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

   Логопед. Что теперь изменилось?

   Дети. Вместо жёлтых чашек вы поставили синие.

    Упражнение повторяется ещё 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы.

Логопед. Молодцы, хорошо справились заданием. А не пора ли нам немного размяться? Предлагаю провести физминутку.

   4. Физкультминутка «Чайник». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением.]

     Логопед приглашает детей на свободную площадку и предлагает им сделать уже знакомое упражнение.

                     Вот большой, стеклянный чайник

                     Очень важный, как начальник,

                     Вот фарфоровые чашки,

                     Очень крупные бедняжки.

                     Вот серебряные ложки,

                     Голова на тонкой ножке.

                     Вот пластмассовый поднос

                     Он посуду нам принёс.

 5. Упражнение «Дорисуй чайник». [Развитие тонкой моторики, творческого воображения, фантазии.]

Воспитатель приглашает детей за стол, раздаёт им листочки, ставит на столы контейнеры с карандашами.

        

   Воспитатель. Что вы видите на  листочке?

   Дети. Геометрические фигуры.

   Воспитатель. Назовите эти геометрические фигуры.

   Дети. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал.

   Воспитатель. Теперь возьмите ваши листочки и посмотрите, у кого какая геометрическая фигура нарисована. Я предлагаю вам превратить ваши геометрические фигуры в заварочные чайники, для этого

вам надо  дорисовать недостающие детали. Давайте вспомним, какие нам надо дорисовать детали.

       Дети. Носик, крышка, ручка и донышко.

   Воспитатель. Молодцы. Теперь возьмите любой

цветной карандаш и приступайте к работе.

    Дети выполняют задание. Воспитатель по ходу работы организует с ними диалог, а затем предлагает посмотреть, у кого какой чайник получился.

  M:\DCIM\102_PANA\P1020179.JPG    M:\DCIM\102_PANA\P1020180.JPG

   M:\DCIM\102_PANA\P1020182.JPG   M:\DCIM\102_PANA\P1020181.JPG

      6. Артикуляционная гимнастика. [Развитие

артикуляционной моторики. Формирование правильного

артикуляционного уклада звука [ш] и автоматизация звука [с] в чистоговорках.]

     Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить некоторые упражнения из артикуляционной

гимнастики для шипящих звуков. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. После каждого упражнения детям

необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну. Далее логопед предлагает детям

сделать «чашечку», убрать её за верхние зубы, прижать края к  зубам и подуть в неё, произнося звук ш]. Губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком со щелью», язык поднят вверх, воздух тёплый, струя направленна вверх.

    Логопед. Давайте вспомним чистоговорку про киску.

   Дети по очереди произносят чистоговорку.

 7. Игра «Разбитые чашки». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксина. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед предлагает вновь пройти за столы и раздаёт конверты  частями плоскостных изображений чашек и ставит на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

  Логопед.      На завтрак Наташе

                       Сварили две каши.

                       Навыбо рдве каши

                       Для нашей Наташи.

                       Не стала есть кашу

                       Каприза Наташа.

                       Разбила все чашки

                       Вертушка Наташка.

     Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эти чашки на

картинке. Конечно же, за правильно выполненное задание вы получите фишки.

    Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Справившись с заданием и

показав результат - дети собирают части плоскостных изображений чашек в конверты.

   8. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

   Логопед.  А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать,

что получится (какой слог), если произнести их слитно. Кто быстрее сообразит, тот и получит фишку. У

победителя должно быть фишек больше всех. П, о. Что получилось?

1-й ребёнок. По.

Логопед. Верно. Получи фишку. С, у. Что получилось?

2-й ребёнок. Су.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

   Аналогично проводится работа по синтезу слогов: да и получилось слово посуда.

 9. Упражнение «Суп кипит». [Воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха.]

Воспитатель предлагает детям встать в шеренгу лицом к зеркалу и раздаёт им игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и соломинки для коктейля.

   Воспитатель. Возьмите в правую руку соломинку и подуйте в неё, не раздувая щёк. Теперь возьмите кастрюльки в левую руку, опустите в них соломинки,

которые держите  правой рукой. Подуйте в соломинку не раздувая щёк, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

    Дети выполняют упражнение 3-4 раза под команду воспитателя. 

 

     10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. Подведение итогов, подсчёт фишек - определение победителя.]

    Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли. Награда для всех участников занятия.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР по теме "Проказы зимы"

Ребята  помогают Деду Морозу собрать слова о зиме и складывают их в  волшебный сундучок .В конце занятия должен получиться целый рассказ, который  составляется по алгоритму....

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему "Посуда"

Конспект занятия в средней группе по развитию речи на тему: « Посуда» Цель занятия: систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; фор...

Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад

В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по...

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Мебель"

Конспект логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Мебель"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Мебель"

Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Мебель"....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Человек. Части тела”

Уточнение и расширение словаря по теме «Человек. Части тела» (голова, руки, ноги, туловище, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, шея, плечи, живот, сп...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"...