Консультация "Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников"
консультация по конструированию, ручному труду

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии для формирования предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОУ, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. И это не поиск одаренных, гениальных детей, а целенаправленное формирование творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.

Что значит формировать инженерное мышление? Это значит воспитывать человека творческого, с креативным мышлением, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, приспосабливаться в нему и умеющего создавать новые технические формыПредпосылкой инженерного мышления может стать развитие творческого мышления и способности преодолевать стереотипы.

Инженерное мышление можно и нужно формировать. На помощь педагогам приходят различные технологии. И не нужно зацикливаться на использовании только дорогостоящих конструкторов ЛЕГО, хотя они достаточно хорошо решают эту задачу. Есть и другие, известные всем методики, применение которых не требует практически никаких затрат. Остановимся подробнее на каждой из них.

1. Экспериментально исследовательская деятельность.

Исследование позволяет получать сведения не из уст педагога, а самому находить ответы на вопросы «как?»«почему?». Благодаря этому дети сами добывают знания, учатся мыслить, ставить задачи, находить ответы на поставленные задачи, анализировать.

Например, изучая свойства воды, детям мало просто рассказать о них. Необходимо чтобы каждый ребенок сам их открыл. Для этого педагогу необходимо создать необходимые для этого условия.

Исследовательская деятельность не чужда детям. Каждый ребенок по своей сути является исследователем с самого рождения. Пример тому, когда маленький ребенок бросает игрушку и смотрит, что с ней произойдет. И это действие он может повторять многократно.

Поэтому эксперименты и опыты с окружающими предметами можно проводить совместно с детьми уже с младшей группы. Например, надувание мыльных пузырей познакомит детей с тем, что при попадании воздуха на каплю мыльной воды образуется пузырь. Также с детьми раннего возраста можно проводить опыты с песком и водой, играя в песочнице.

С возрастом опыты и исследования усложняются, и инициатива здесь большей часть принадлежит детям. Дети в старшем возрасте любознательны, они задают много вопросов: почему в холодильнике холодно? почему звезды не падают? почему радуга цветная? и др. Чтобы найти ответы на вопросы наших «почемучек» мы организуем эксперименты в детском саду или предлагаем провести их дома вместе с родителями, после чего представить результаты.

В старшем возрасте также с детьми можно поиграть в изобретателей школы «Фиксиков». Так можно предложить детям изобрести пылесос, используя воздушный шарик и зная свойства электричества. Также можно предложить детям разделиться на команды «Мини-лаборатории»Предложить каждой лаборатория создать фильтр для очистки воды.

Основной целью опытно – экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка за счет развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, преодолению стереотипов.

 2. Конструирование

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности и направленно на получение определенного продукта.

В ходе конструирования дети создают различные конструкции из строительного материала. Строительным материалом могут быть различные детали конструкторов (например, ЛЕГО и др., бумага и картон, природный и бросовый материал.

В ходе конструирования дети могут фантазировать, придумывать свои конструкции или дополнять своими идеями уже готовые решения.

Интеграции задач конструктивной деятельности осуществляется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

– работа с бумагой (оригами, объемная аппликация и т.д.)

– изготовление поделок,

- рассматривание иллюстраций и фотоальбомов построек,

- аппликации архитектурных ансамблей,

- зарисовка построек,

- раскрашивание картинок,

- рисование по трафаретам,

- изготовление макетов,

- выкладывание по контуру мелкими предметами,

- ориентировка на плоскости,

- рисование песком.


Например, дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру», позволяет развивать ориентировку на плоскости, дети, выкладывая по контуру мелкими предметами, рисуя песком, подготавливаются к решению конструктивно-технических задач. Также подготовительным этапом конструктивной деятельности является выкладывание по контуру бросовым материалом.
Используя дидактическое упражнение «Чудесные следы», развиваем умения распознавать отпечатки на влажном песке - распознавать проекции объемных предметов на плоскости, упражнять в развитии пространственного воображения;

В результате дети приобретают конструктивные умения, при работе с разными видами конструктора:

- умение узнавать и выделять объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться)

- умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);

- умение расчленять, выделить составные части (анализировать);

- умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

При работе с бросовым материалом:

- соединение готовых форм без изменения, добавление небольших деталей;

- частичное изменение готовых форм (например, надрезать ножницами или удалить какую-нибудь часть материала).

     В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

  • Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
  • Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

При планировании занятий следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.
  • Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже)
  • БезопасностьВсе сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) воспитатель должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции. 
  •  Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка. В группе одного возраста дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы.

ЛЕГО конструкторы, так широко используемые современными детьми, спроектированы так, что в ходе игры дети получают знания о современной науке и технике. Как правило при использовании ЛЕГО конструкторов, дети используют инструкции по сборке, схемы. Также ЛЕГО позволяет ребенку создавать и свои собственные конструкции (например, конструировать по условиям: когда нужно создать корабль для передвижения по пустыне; или конструировать по собственному замыслу).

В творческом конструировании дети способны наделять предметы разными характеристиками, не свойственными им в реальном мире. Так дети способны создавать своеобразные образы.

Конструирование способно развивать творческое мышление, дает волю фантазии детей, закладывая тем самым предпосылки для развития инженерного мышления дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Развитие инженерного мышления у дошкольников миф или реальность?

В данной методической разработки описывается как развивать у детей инженерное мышление. Презентация прилагается....

«Игровые технологии по формированию предпосылок развития инженерного мышления у дошкольников»

Игра - это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков... Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов переда...

Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"

Статья "Как спроектировать образовательную деятельность по развитию инженерного мышления у дошкольников?"...

Доклад на тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» подготовительная группа

Докладна тему: «Система работы по формированию предпосылок основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством математических игр» Дошкольный возраст – важный пе...