Конспект по развитию речи с использованием мнемотехники "В гости осень к нам пришла"
план-конспект занятия по развитию речи

Ахмадиева Эльза Юрьевна

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме:

«В гости осень к нам пришла»

(с использованием мнемотехники)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rech_razv_.mnemotehnika.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе по теме:

«В гости осень к нам пришла»

(с использованием мнемотехники)

Подготовила:

Ахмадиева Э.Ю., воспитатель МАДОУ

Детский сад ! «Айгуль» г.Бирска

Бирск- 2020г

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени, упражнять детей в умении интонационно выразительно читать наизусть стихотворение, работать по мнемотаблицам.

Задачи: 

- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе;

- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь

- Развивать грамматический строй речи, путем словообразования.

- Закрепить умения устанавливать логическую связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

- Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: картина «Осень», солнышко, мяч, мнемотаблица с изображением осени, мнемотаблица к стихотворению «Падают листья», корзинка с карточками, листья.

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев;

Беседы об осени;

Чтение художественных произведений об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

Пение песен об осени и слушание музыки;

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы.

Проведение организованной образовательной деятельности

I.Вводная часть

-Ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом! (Дети и воспитатель встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)

Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

- Давайте передадим друг другу теплое, веселое настроение с помощью солнышка. (передают солнышко) А вот и наше солнышко. Я буду вас спрашивать, а вы будете говорить, какое оно. - Солнце желтое как (одуванчик, лимон …) - Солнце круглое как (мячик, шарик …) - Солнце ласковое как (мама, бабушка …) -Солнце теплое как (печка, рукавичка …) - Солнце яркое как (фонарик, лампочка …) -Солнце жаркое как (костер, огонь….)

II.Основная часть.

- Ребята сколько времен года вы знаете? (Четыре)

-  Назовите их. (Зима, весна, лето, осень)

Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажет загадка

Загадка об осени.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Воспитатель выставляет картину «Осень»

-Ребята, а почему вы думаете, что это Осень

Игра "Погода осенью"

-У меня в руках волшебный мяч, будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

- А какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

-Ребята, а какие слова про осень вы знаете, осень какая? ( Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

Стук в дверь, у дверей стоит корзинка.

-Ребята, посмотрите - это волшебница осень вам прислала корзинку, да корзинку не простую, а с сюрпризом. В ней лежат картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите и садитесь на стульчики. Но сначала сделаем гимнастику для глаз, возьмите листочки в руки.

Мы листочки увидали

И с листочками играли

Листья вправо полетели

Глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели

Глазки влево посмотрели

Ветер листья поднимал

И на землю опускал

Глазки закрываем

Глазки отдыхают.

- Ребята, а сейчас будем составлять предложения по картинкам, которые нам прислала осень.

-Итак, 1 картинка, посмотрите и скажите о чём мы будем составлять предложение? (о солнце)

-Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо)

-О чём сейчас будем рассказывать? (о небе)

-Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.)

-А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди)

-А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми)

-А когда с деревьев  ветер срывает листву, как можно назвать такое явление? (листопад)

-О ком будем говорить? (о птицах)

-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами)

-Что делают осенью животные? (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)

-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень.

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице связный рассказ, сначала послушайте какой рассказ, составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.

Образец рассказа по мнемотаблице:

Наступила осень. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое. Часто идут дожди.  Листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и они остаются голыми. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Составление рассказов по мнемотаблице «Осень» детьми (2-3 рассказа)

 

 Физкультминутка.

 Ветер дует нам в лицо (энергично обмахивают руками лицо)

Закачалось деревцо. (Поднимают руки вверх, наклоны в стороны)

Ветер дует тише, тише, (Медленно обмахивают руками лицо)

Деревце растёт всё выше (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках)

Ветер сильный набежал (Поднимают руки вверх, энергичные наклоны в стороны)

И все листики сорвал. (Наклоняются вперёд, опускают расслабленные руки

-А теперь послушайте, стихотворение об осени   М. Красева «Падают листья»

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются летят

- Давайте выучим это стихотворение. А чтобы быстрее его запомнить, я покажу вам картинки-подсказки.

Воспитатель с детьми повторяет каждую строчку, обсуждает содержание картинок на мнемотаблице. Стихотворение повторяют хором, по очереди

III. Заключительная часть.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

Что понравилось?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи с использованием мнемотехники Тема: «Весна пришла!»

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Группа: старшая группа (5-6 лет)Цель: Знакомство и заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» с д...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехники. Тема «Зайчик в гости к нам пришёл»

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехники. Тема «Зайчик в гости к нам пришёл»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Конспектнепосредственной образовательной деятельностиПо развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе.Тема «Осень»Цель: обучать детей пересказывать текст с наг...