Занятие по развитию речи: «День рождения Незнайкиной мамы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Плахова Елена Петровна

Занятие по развитию речи: «День рождения Незнайкиной мамы»

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_den_rozhdeniya_neznaykinoy_mamy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи: «День рождения Незнайкиной мамы»

        

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

  • формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота);
  • закреплять умение строить модели любого вещества из карточек, кубиков с изображением маленьких человечков;
  • продолжать учить выполнять задание в соответствии с алгоритмом.

2. Задачи на развитие связной речи:

  • закреплять умение детей правильно называть фрукты в дидактической игре «Чудесный мешочек»;
  • описывать их цвет, форму и другие качества. Учить узнавать их вкус;
  • продолжить знакомство со стихами-путаницами. Развивать желание придумывать их самим;
  • учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия; чувствовать ритм стихотворений, уметь подбирать рифмы.

3. Воспитательньие задачи:

  • развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.

Оборудование. Куклы Поваренок и Незнайка, стакан с чаем и чайной ложечкой, поварешка в кастрюльке с жидкостью, крупа в миске, блюдечко с нарезанными фруктами. Карточки или кубики с изображением маленьких человечков (моделирующих состав вещества: твердого, жидкого, газообразного). Ширма. Аудиозапись любой ритмичной музыки. Карточки с предметными картинками: «веник», «мыло», «пылесос», «нож». Листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по теме «Фрукты» («Один –  много», «Большой — маленький»). Знакомство детей с небылицами, путаницами (К. И. Чуковский. «Храбрость», «Чудо-дерево»). Учить детей анализировать небольшие произведения, Подбирать рифмы.

Знакомство с маленькими человечками (твердыми, жидкими, газообразными), где они живут (Л. Б. Фесюкова. «Воспитание сказкой». С. 425, или М. Н. Шустерман и З. Г. Iiiустерман. «Как попасть в сказку», гл. 4).

Последующая работа. Составление описательных рассказов о фруктах, составление моделей веществ (моделирование маленькими человечками). Придумывание и изготовление из бросового материала робота системы МДП (мамин домашний помощник) с использованием игры «Чудесные вещи».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, назовите, какие вы знаете звуки, с которыми вы уже подружились. (Дети называют гласные и согласные звуки.)

Воспитатель. Эти звуки можно обозначить буквами, а есть звуки, которые буквами обозначить нельзя. Попробуйте догадаться, что это за звук?

За ширмой звенит ложечка в стакане с чаем, поварешка в кастрюльке с бульоном, сыплется крупа в пустую миску. Дети отгадывают.

Воспитатель. Кто же прячется за ширмой? Отгадайте:

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Дети. Это повар!

(На ширме появляется Сиропчик.)

Сиропчик. Здравствуйте, ребята! Я поваренок Сиропчик. Я работаю в кафе «Вишенка». Услышал я, что вы любите фрукты. Вот я вам их и принес. А лежат они в красивом мешочке. Лежат и ждут, когда вы отгадаете, какой фрукт в нем спрятался. Да еще и назовете, большой он или маленький, твердый или мягкий, гладкий или шершавый. Кто хочет попробовать?

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке лежат яблоко, лимон, виноград, апельсин, гранат, слива, мандарин и т. д. Ребенок засовывает руку в мешочек, выбирает фрукт. 

Ребенок. Это яблоко.

Воспитатель. Какое оно?

Ребенок. Яблоко большое, твердое, гладкое (вынимает, все хлопают).

Воспитатель. А что из него можно приготовить?

Ребенок. Из яблока можно приготовить компот.

(Остальные дети добавляют: «Варенье». — «Повидло». – «Пирог с яблоками». — «Желе» и т. п.)

Воспитатель. Молодец, угадал.

Игра повторяется, пока все фрукты не окажутся на столе.

Сиропчик. Ребята, мне нужен помощник. Вот для него поварской колпачок.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало»

Ребенок надевает колпак, дети по команде закрывают глаза. Ребенок-поваренок прячет один фрукт. По повторной команде дети открывают глаза. Поваренок спрашивает: Угадай, чего не стало ?»

Дети. Не стало яблока (персика, абрикоса, сливы...)

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель. Сиропчик, мы слышали, как ты что-то готовил за ширмой.

Сиропчик. Это я готовил праздничный обед. Меня пригласил Незнайка, у его мамы сегодня день рождения. Я сварил борщ, испек пирог, нарезал салат, а вот компот Незнайка сварил сам. Интересно, что у него получилось? Чтобы все сварить, нужно много продуктов!

Воспитатель. Ты прав, Сиропчик. А еще все нужно уметь приготовить, а чтобы было веселей, иметь хороших друзей. Ты, например, удивишься, когда узнаешь, кто тебе незаметно помогает. У нас есть такие друзья — маленькие волшебные человечки, с помощью которых можно построить (выложить) модель любого вещества.

Сиропчик. А какие они, эти человечки?

Дети берут конверт на каждого ребенка.

Воспитатель. Ребята, покажите, из каких человечков состоят камень, железо, дерево?

Дети (показывают карточки, рис. 1). Это твердые человечки.

                                 

Рис.1

Воспитатель. Какие человечки живут в воде (чае, киселе, бульоне)?

Дети (показывают карточки). Это жидкие человечки.

Воспитатель. Какими человечками мы договорились обозначать воздух (пар, дым)?

Дети (показывают карточку). Это газообразные человечки.

Сиропчик. Ну надо же, как интересно! А Незнайка спит и ничего не знает. Как вы думаете, так долго спать — это хорошо или плохо?

(Ответы детей.)

Сиропчик. Придумайте, ребята, как нам его разбудить и не напугать.

(Ответы детей. Открыть занавески, чтобы солнышко разбудило его своим лучиком. Пощекотать пятку перышком. Вынести кроватку на свежий воздух. Умыть его теплой водичкой.)

Динамическая пауза «Разбудим Незнайку»

Воспитатель. Может быть, Незнайка услышит, как часы тикают? Превратитесь в часики. (Дети ставят руки на пояс выполняют наклоны в стороны, приговаривая: Тик-так, тик-так…)

Воспитатель. Незнайка не слышит. Придется использовать часы с будильником в виде кукушки. (Дети поднимают руки над головой «домиком», вытягивают голову вперед и говорят: «Ку-ку, ку-ку...»)

Воспитатель. Не просыпается Незнайка от будильника. Дети, превратитесь в петушков, разбудите Незнайку.

Воспитатель читает первую строчку, дети заканчивают.

Воспитатель. Петушок, петушок...

Дети. …золотой гребешок.

Воспитатель. Снова утро наступает...

Дети. …Петя песню запевает.

Воспитатель. Петя громко поет...

Дети. …детям спать не дает. КУ-КА-РЕ-КУ!

Незнайка просыпается.

Сиропчик. Ты почему спишь так долго, ведь у твоей мамы день рождения!

Незнайка. Вчера я страшно устал! Варил для мамы компот.

Сиропчик. Расскажи, как ты его варил.

Незнайка. Хорошо. Я даже про это стихотворение сочинил. Только пусть ребята мне помогают подобрать рифмы.

Я решил сварить компот

В мамин день... (рожденья),

Взял изюм, орехи, мед,

Килограмм... (варенья, печенья).

Все в кастрюлю поместил,

Размещал, воды... (налил),

На плиту поставил

И огня... (прибавил).

Чтобы вышло повкуснее,

Ничего не пожалею.

две морковки, лук, банан,

Огурец... (муки стакан).

(М. Дружинина)

И половину сухаря в мой компот добавил я.

Дети смеются: Вот так компот!

Игра «Чудесные вещи»

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, Незнайка — хороший помощник для своей мамы? Как вы помогаете своим мамам ? (Ответы детей.)

Давайте придумаем для мамы МДП (маминого домашнего помощника). Какой он будет? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи».

С помощью игры дети составляют портрет робота- помощника.

Воспитатель задает наводящие вопросы, а дети отвечают.

? Из чего он будет сделан?

? Как он будет двигаться по квартире?

? Какие звуки будет издавать при общении?

? Какой аромат он будет издавать?

? Чем хорош такой робот?

? Чем он плох?

? Как можно улучшить его качества?

? Какие чудесные услуги МДП сможет оказывать Маме?

(Ответы детей. Он будет перерабатывать кожуру от овощей и фруктов и превращать ее в конфеты. Грязную воду очищать и превращать в чистую, молодильную. Затачивать ножи так, чтобы мама никогда не порезалась и т.п.)

Задание. «Нарисуем робота системы МДП (маминого домашнего помощника) таким, каким мы его видим в своих мечтах, и придумаем ему имя».

Дети закрывают глаза, фантазируют, рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи День рождения Зелибобы.

Конспект занятия по развитию речи "День рождения Зелибобы" Решаются   задачи:Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.Закреплять умение детей правильно узнавать (на ощупь,  вкус...

Конспект интегрированного НОД для старшего возраста "День рождения Незнайкиной маме"

Программное содержание 1. Задачи на развитие познавательных способностей: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных пр...

Развитие речи "День рождения куклы"

Развитие речи во второй младшей группе "День рождения куклы". Создание условий для развития умения состовлять описательный рассказ об игрушках....

Конспект по развитию речи "День рождения куклы Маши"

Конспект по развитию речи в первой младшей группе....

конспект по развитию речи "День рождение у куклы Кати"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8Выборгского района Санкт-Петербурга      Конспект непосредственно образовательной деятельнос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по развитию речи «День рождение Винни Пуха»

Цель: Обобщение, уточнение и расширение знаний детей по лексической теме «Игрушки»Задачи: 1.     Образовательные: - Уточнение, активизация и актуали...

Конспект НОД по развитию речи «День рождения зайца» для детей старшей подгруппы с использованием лэпбука

Конспект НОДпо развитию речи «День рождения зайца» для детей старшей подгруппы с использованием лэпбука...