Кружок дошкольный возраст 5-6 лет «В гостях у сказки»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сиденко Юлия Викторовна

Пояснительная записка        

 

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких  условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом  огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно  поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и  совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей.

Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).

Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.      

Цели и задачи:        

В  работе  кружка «В гостях у сказки» особое внимание уделятся взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического, речевого развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_gostyah_u_skazki_sidenko_.docx88.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\SFTDO2KY\MC900238985[1].wmf

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Театральный кружок

Группа «Капитошка»

дошкольный возраст 5-6 лет

«В гостях у сказки»

на 2018-2019г.г.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\V0U7IUYE\MC900343329[1].wmf

Воспитатели:

Сиденко Ю.В.

г.Пыть-Ях

2018г.

Пояснительная записка        

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.         

Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года (с апреля по октябрь).        

Театрализованные игры включают:    

действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурами, куклами марионетками;

непосредственные действия по ролям;

литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);

изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;

музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.

Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).

Для театральных постановок и мини-спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.      

Цели и задачи:        

В  работе  театрального кружка «В гостях у сказки» особое внимание уделятся взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

В дошкольном образовательном учреждении

Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Задачи:        

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.

Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).

Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.

В семье

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.  

Перспективный план работы кружка

Сентябрь

п\п

         Тема, цели.

         Содержание

1.

Игровая программа «Пока занавес закрыт»

Цель. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

1. Вводная беседа.

2. Игровая программа.

1.Беседа о видах театров (Драматический театр, Театр кукол, Музыкальный театр, Академический театр).

2.Проводится игра «И я тоже!»

3.Игра на знание театральной терминологии.

4.Игра «Птицы, на гнезда!»

2.

Основы актерского мастерства

«Сказку ты, дружок, послушай и сыграй».

Цель. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

.

3.

 

Основные принципы драматизации

Сказка «Зайчик и Ежик»

Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

3.Игра-этюд «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто).

4.

 

 

 

 

Основы кукольного театра

«Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

Цель. Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка», поощрять интерес детей к кукольным спектаклям, побуждать к участию в этом виде деятельности.

 

 1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

2. Беседа о прочитанной сказке

3. Настольный театр «Красная Шапочка».

 

Октябрь

п\п

Тема, цели.

Содержание

1.

 

Основные принципы драматизации

Театральные игры

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

 

 

1.Чтение сказки «Три медведя»

2. Репетиция сказки.

3. Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок».

2.

 

Основы актерского мастерстваТеатральные игры        

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память, развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.

1. Игра «Веселые обезьянки».

2. Игра «Поварята».

3.Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

3.

 

Действия с воображаемыми предметами

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

3.Речевая минутка: («Ветерок», «На дворе» и т.п.)

4.

Основы кукловождения.

Театр теней.

Цель. Особенности показа теневого театра: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света.

1. Репетиция театра теней «Три медведя»

2. Упражнение на ритмопластику

«Медведи в клетке».

3. Изготовление фигурок

 

Ноябрь

п\п

Тема, цели.

  Содержание

1.

 

Основы актерского мастерстваА.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Цель. Познакомить детей со сказкой, активизировать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека.

1. Чтение сказки

2. Беседа о прочитанной сказке.

3.Речевая минутка: «Чей голосок?»

2.

Основные принципы драматизации

Репетиция сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Цель. Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

1. Упражнение для голоса «Воробьи».

2. Беседа о театральной терминологии.

3. Драматизация сказки

3.

Работа над сценическими образами

(работа по проекту с семьями)

Цель. Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, младшими детьми.

1.Речевая минутка «Во дворе»; чистоговорки.

2.Драматизация отрывка «Буратино», «Три медведя»…

4.

Основы актерского мастерства

Разыгрывание этюдов

Цель. Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

1. Беседа на тему «Что такое этюд?»

2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

 

Декабрь

п\п

        Тема, цели.

  Содержание

1.

Основные принципы драматизации

Разыгрывание этюдов

Цель. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

1.Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

2.Игры-драматизации с куклами бибабо.

3.Знакомство с техникой управления куклы бибабо.

2.

Основы кукловождения.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

Цель. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Ознакомление со сценарием сказки «Красная шапочка».

 

1.Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Метель», «Фонарики».

2.Этюды «Снежинки», «О чем грустит зима?»

Пантомимы «Лепим снеговика», «Катаемся на лыжах».

3.Работа над текстом сказки, распределение ролей.

3.

 

 Основные принципы драматизации

Разыгрывание этюдов

Цель. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга.

1.Этюды «Мышка-норушка», «Лягушка-квакушка», «Зайчик-побегайчик».2.Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение.

3. Репетиция кукольного театра «Госпожа метелица»

4.

Основные принципы драматизации

Разыгрывание этюдов

Цель. Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

1.Этюды «Лисичка-сестричка», «Волчок-серый бочок», «Медведь».

Диалоги Мышки, Лягушки и Зайца.

2.Инсценировка сказки «Рукавичка».3. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение

 

 

Январь

п\п

Тема, цели.

Содержание

1.

 

 Основы актерского мастерства.Игра на действие с воображаемыми предметами.

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.

1. Упражнение со штангой.

2. Игра «День рождения».

3.Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, колядок.

2.

 Мониторинг (Куклы и дети стр.120)

Цель.  Оценить умения детей, относящиеся к театральной деятельности.

 Направления:

Этюдный тренаж, игры-драматизации, этюды с куклами, кукольные спектакли

3.

Мониторинг (Куклы и дети стр.120)

Цель. Оценить умения детей, относящиеся к театральной деятельности.

 

Направления:

Этюдный тренаж, игры-драматизации, этюды с куклами, кукольные спектакли.

4.

Основы кукловождения.

Цель. Продолжать обучать детей приемам вождения настольных кукол, напомнить способы управления куклами, участвующими в диалоге.

1. Игра «Узнай меня!», «Оживи предмет».

2. Подвижная игра «Воробышки и кот»

3. «Гусята», «Сынок не плачь».

4. Кукольный спектакль «Госпожа метелица»-репетиция

 

Февраль

п\п

Тема, цели.

Содержание

1.

Основы кукловождения.

Цель. Совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.

1. Игра «Найди по описанию».

2. «Как на тоненький ледок», «У неряхи-растеряхи». 

3. Премьера «Госпожа метелица»

2.

Ритмопластика

Цель. Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

1. Мини-этюды «Медвежата», «Хитрая лиса».

2. Работа над сказкой «Два жадных медвежонка».

 3. Беседа о театре.

 4. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

3.

Театральная игра «Любитель-рыболов»

Цель. Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

1. Этюд «Любитель-рыболов».

2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель-рыболов», муз. Н. Старокадомского, сл. А. Барто.

4.

Театральная игра «Любитель-рыболов»

Цель. Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

1. Работа над этюдом «Любитель-рыболов».

2.  Игра «Одно и то же по-разному».

3.  Игра «Превращение предмета».

 

 

Март

п\п

Тема, цели.

Содержание

1.

Культура и техника речи. Скороговорки

Цель. Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

1. Игра «Любитель-рыболов».

2. Работа со скороговорками.

2.

Театральная игра «Карусель»

Цель. Воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.

1.Игра «Найди по описанию».

2.  Театральная игра «Карусель».

3. Репетиция сказки «Жихарка»

3.

Театральная игра

Цель. Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.

1. Развлекательная программа «Это вы можете».

2. Игра на внимание «Последний герой».

3. Репетиция сказки «Жихарка»

4.

Театральная игра «Морское путешествие»

Цель. Создать веселую и непринужденную атмосферу на занятии, подбодрить зажатых и скованных детей.

 

1.Мини-этюды «Самовар», «Чашечка», «Медный таз».

 

 

Апрель

п\п

Тема, цели.

Содержание

1.

 

Сценическое движение и пластика.

Куклы марионетки.

1.Создание мини-этюдов.

2. Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».

3. Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность - резкость).

4. Импровизация «Продолжи сказку».

2.

 

Куклы марионетки.

Цель. Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословице.

 

1.Способы управления куклами - марионетками.

Представления детей о жанровых особенностях. Переносное значение образных слов и словосочетаний.

2. Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».

3. Отработка навыков ведения куклы.

4.Музыкальная загадка «Покажи как ходит петушок» (В. Агафонников «Не ездок, а со шпорами»).

Работа над сказкой «Жихарка».

3.

Основы кукловождения.

Цель. Совершенствовать умение управлять куклами, продолжать работу над выразительностью жестов, развивать моторику рук.

1.Р.н. песенка, «Дождик».

2. «Потешка».

3. чтение сказки «Снегурушка и лесные звери»

4.

Основы кукловождения.

Цель. Совершенствовать умение детей манипулировать верховыми куклами на гапите.

1.«Идет котик по лавочке»

2.чтение сказки «Холодно заиньке».

3. Работа над сказкой «Жихарка».

4. Музыкальная загадка «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка»

         

 

Май

п\п

Тема, цели.

        Содержание

1.

 

Основы актерского мастерства

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

 

 

 

1.Премьера спектакля «Жихарка»

2. Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку» 

2.

 

Основные принципы драматизации

Сказка «Зайчик и Ежик»

Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

3.Игра-этюд «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто).

3.

Основы актерского мастерства

Разыгрывание этюдов

Цель. Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

1.Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».

2. Театральная игра «Теремок»

4.

Основы кукловождения.

Цель. Совершенствовать умение детей манипулировать куклами марионетками.

Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы».

Этюд «Стрекоза», «В гнезде».

Инсценировка рассказа «Калуша»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей среднего возраста с нарушением зрения "В гости к сказке"

Конспект коррекционного занятия для детей 4-5 лет  с нарушением зрения. Раздел "Ориентировка в пространстве". Тема "В гости к сказке"....

Викторина для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у сказки» (по сказкам А.С. Пушкина)

Викторина для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»

Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования)....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по развитию речи : В гостях у сказки «Колобок»

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности во  второй группе раннего возраста  по развитию речи : В гостях у сказки «Колобок»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Тема: «В гостях у сказки «Маша и медведь»

Цель занятия: совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы театрализованной деятельности....

Методическая разработка: Сценарий совместного мероприятия с родителями и детьми младшего дошкольного возраста по ПДД «Светофор в гостях у сказки»

Данная методическая разработка поможет воспитателям и музыкальным руководителям познакомить детей с правилами дорожного движения для формирования безопасного поведения на дорогах; привлечь родите...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...