Перспективный план по развитию речи посредством сказки в средней группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

Белова Лариса Валерьевна

Перспективный план работы по теме самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказки" в средней группе детского сада. Каждую неделю планируется знакомство детей с одной сказкой, беседа по сказке, речевые игры и упражнения, а также игры и упражнения на развитие мышления и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_srednyaya_gr.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по развитию речи

в средней группе

Сентябрь

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Русская народная сказка «Репка»

Русская народная сказка «Колобок»

Русская народная сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Кот, Петух и Лиса»

Беседа по сказке

-За что можно похвалить каждого из сказки?

-Только ли мышка помогла деду?

-А если бы мышка была одна, а остальные ушли?

- Опишите Колобка, какой он? (форма, цвет, характер)

- Кого встретил колобок на лесной дорожке?

-Почему все звери, которых встретил колобок, хотели его съесть?

- Как вы думаете, какими были звери в сказке? (добрыми, отзывчивыми, не жадными).

- По-вашему, медведь специально или нечаянно сломал теремок?

- Как вы думаете, он участвовал в строительстве нового теремка?

- Что помогло зверушкам построить новый теремок?

- Как вы относитесь к доверчивости Петуха в сказке?

- Почему Петух поверил Лисе и не послушался Кота?

- Кого в сказке можно назвать верным и преданным другом и почему?

Речевые игры и упражнения

-Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку...») громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким -«басом».

-Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

- В каких сказках героями были дед и баба?

- Спеть песенку Колобка разными голосами и с разной громкостью

- Придумать песенки для каждого героя.

- Рассматривание иллюстраций с изображением поля и животных – персонажей сказки.

- Почему у каждого зверя есть кличка: норушка, Ква-кушка, побегайчик, серый бочок. Придумать забавные прозвища другим животным: корова, жучок, олень, собака.

- Рассказать сказку по принципу: «Я начну, а ты продолжи»

- Повторить песенку Кота, которую он пел около лисьей избушки.

- Придумать два – три новых названия сказки.

- Пересказать понравившийся отрывок из сказки.

Развитие

мышления и

воображения

- Придумать имена каждому герою.

- Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить?)

- Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра.

- Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда обнаружили исчезновение Колобка? Почему? Как их можно успокоить?

- Как вы думаете, Колобок был послушный или нет?

- Почему с ним случились неприятности? Могут ли дети гулять без сопровождения взрослых? Почему?

- За что можно похвалить Колобка, а за что - поругать?

- Пересказ эпизода сказки от имени героя.

- Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

- Придумать продолжение сказки (что было после окончания сказки: какой теремок построили зверушки, может, они ещё кого-нибудь пригласили к себе жить, оставили ли медведя в теремке?).

- Придумать необычный теремок, в котором было бы удобно любому животному. Построить его из различных видов строительных материалов и подручных средств. Придумать, какие удобства были бы в теремке.

- Придумаем новый конец сказки: Лиса отпустила

Петушка и пригласила их с Котом на блины; Кот, Петух и Лиса стали жить вместе: Кот и Лиса на охоту ходили, а Петух с лисятами

избу убирали

Октябрь

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Русская народная сказка «Лисичка и козел»

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Русская народная сказка «Козлята и волк»

Беседа по сказке

- Какая лиса? Какие мужики? (Подбор определений.)

- Почему хвост ответил: «А я все тебе мешал бежать»?

- Почему собака не дружит с лисой?

- Почему же мне в этой сказке никто особенно не нравится?

- Если бы вы очутились у колодца, что бы сделали?

- Каких героев сказки можно похвалить и за что?

- А кого не за что хвалить? Почему?

- Кого вам больше жаль - Машу или медведя?

- За что можно пожалеть как одного, так и другого?

- А разве не жаль дедушку и бабушку? Представьте, как они тревожились, пока Машенька не вернулась? Как бы вы их утешили?

- Почему коза в лес уходила?

- Что наказывала коза козлятам?

- Какая мама-коза?

Какой волк?

- Какие козлята?

Речевые игры и упражнения

- Как по-другому назвать сказку?

- Объясните слово «скалочка».

- Какая лиса? Какие мужики? (Подбор определений.)

- Частицу «не» поставим перед каждым словом: «лисичка» - кто же мог быть на ее месте?

- Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Поделом ей, поделом»; «Как аукнется, так и откликнется»; «Не копай другому яму, сам  в нее попадешь»?

- Повторение слов: «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. За скалочку взяла курочку, за курочку взяла гусочку...»

- Придумать имена каждому герою сказки.

- Почему лиса назвала козла «голубчиком»?

- Составим письмо козлу, которое будет начинаться так: «Козел, привет! Разве ты не знал, что...»

- Подходят ли к сказке фразеологизм и пословицы: «Попасть впросак»; «Речи как мед, а дела как полынь», «Мягко стелет, да жестко спать»?

- Разучить с детьми скороговорку: «Бежит лиса по шесточку, Лизни, лиса, песочку».

- Инсценировка отрывка сказки.

- Д/и «Какой, какая, какое?» Подобрать эпитеты к словам «медведь», «короб», «бабушка», «дедушка», «лес», «избушка» и т.п.

- Придумать письмо от Машеньки в деревню, успокаивающее дедушку и бабушку.

- Как в сказке говорится о воде (пить воду студеную)? А о траве (есть траву шелковую)? Как вы понимаете эти выражения?

- Как мама-коза пела своим козляткам песенку? Спойте.

- Каким голосом пел волк песенку козы? Попробуйте так спеть.

Развитие

мышления и

воображения

- Коллаж из сказок: «Шла Лиса с Курочкой, а навстречу ей Волк, а затем они встретили Кота в сапогах...»

- Сочиним новые начало и конец сказки, а середину оставим прежней.

- Представьте себе, что скалочка не просто палочка, она волшебная и в огне не сгорела. Как бы тогда могла закончиться сказка?

- Почему лису можно назвать находчивой?

- Поставим частицу «не» перед каждым словом «козел». Кто вместо козла может оказаться в такой же ситуации?

- Назовем сказку по-новому: «Лиса, козел и

ежик», а значит, сюжет сказки будет несколько

другим.

- Придумать новый конец сказки: что было бы, если бы собаки не почуяли медведя?

- Как вы думаете, что делали дед и баба, пока Машеньки не было дома? Как они действовали?

- Задать вопрос герою сказки.

- Почему козлята открыли дверь волку?

- А как бы вы поступили в этой ситуации?

- Как вы думаете, чем занимались козлята, когда мамы не было дома? (Закончи предложение: Уйдет коза в лес, козлятки крепко-накрепко закроют дверь. Старший братец говорит… А козлята отвечают… И начали они… А один козленочек… Тогда другие козлятки…)

Ноябрь

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Сказка «Как ежик шубу менял» (А. Суконцева)

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Сказка «Заяц и еж» (Братья Гримм)

Русская народная сказка «Смоляной бычок»

Беседа по сказке

- Почему ежик одел заячью шубку?

-Почему ежик не смог убежать от лисы?

- Какая у ежика шубка? Как об этом сказано в сказке? (надежная, в ней он никого не боится).

- Почему лиса взялась помогать братьям - медвежатам? (она хотела их обхитрить, чтобы самой наесться сыром).

- Как были наказаны медвежата за жадность?

- Что сказал еж зайцу при встрече?

- Как заяц ответил ежу на приветствие?

- Как бежали наперегонки заяц и еж?

- Почему еж обманул зайца?

- Какие звери подходили к бычку? Зачем?

- Что случилось с каждым из зверей?

- Почему звери прилипли к бычку?

Речевые игры и упражнения

- Объясните слово «юркнул»

- Какой ежик? (подбор определений)

- Частицу «не» поставим перед каждым словом: «ежик» - кто же мог быть на его месте?

- Игровое упражнение «Хорошо и плохо» (дружить, драться, поздороваться, кусаться, помогать, толкаться, поделиться, обижать, защищать, ссориться)

- Пересказать отрывок, где лиса делила сыр

- Какой заяц в этой сказке? (важный, гордый, невоспитанный, глупый)

- А еж какой? (вежливый, приветливый, умный)

- Этимология слов: выпростал,

- Словообразование: туловище из соломы- какое? (соломенное); ножки из дерева; хвостик из веревки

Развитие

мышления и

воображения

- Зачем ежику нужна колючая

шубка?

- Как вы думаете, что бы произошло, если бы этой шубки не было?

- Придумайте, шубу какого зверя еще мог одеть ежик, что из этого получилось.

- Почему лисе так легко удалось обмануть медвежат? (они были жадные, доверчивые, глупые)

- Можно ли сказать, что медвежата дружные?

- Если бы медвежата были не жадные, как бы закончилась сказка?

- Почему еж не обиделся на зайца?

- Справедливо ли поступил еж?

- Что в этой сказке смешно?

- Инсценировка  сказки.

- Почему дед освободил зверей, которых привел бычок?

- Почему звери принесли подарки Танюшке?

- Придумайте, какие еще звери могли прилипнуть к бычку, какие подарки они бы потом принесли.

Декабрь

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Русская народная сказка «Рукавичка»

Беседа по сказке

- Почему Соломинка сломалась? (Потому что Лапоть тяжелый)

- Как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

- Кто из героев сказки вам не понравился? Почему?

- А кто понравился? Почему?

- Расскажите, как подружки пошли в лес. В каком лесу оказались девочки?

- Что сделала Снегурушка, когда заблудилась?

- Кто хотел помочь Снегурушке?

-Почему Снегурушка не захотела идти с медведем и с волком?

- Как помогла девочке лиса?

- Для чего звери решили строить зимовье?

- Кто что делал?

- Что случилось однажды?

- Что помогло зверям спастись?

- Почему у каждого зверя есть кличка: скребушка, квакушка, побегайчик, сестричка, братик, клыкан, набредь?

- Какой дед? (Подберите определения.)

Речевые игры и упражнения

- Артикуляционная гимнастика: Пузырь – надуть щеки,

Соломинка – втянуть щеки,

Лапоть – сложить губы как при произнесении звука «о».

- Опишите героев: Соломинка (тонкая, хрупкая, высокая ); Пузырь (круглый, лёгкий, надутый ); Лапоть ( тяжёлый, овальный, плетёный )

- Лапоть сплели, а пузырь? (надули);  Соломинка сломалась, а пузырь? (лопнул); Пузырь трусливый, а соломинка?

(смелая).

- Какая всегда лиса в сказках?

- Какая лиса в этой сказке?

- Почему девочку звали Снегурушка?  С чем сравнивается цвет волос девочки в сказке?

- Какие ласковые слова вы слышали в сказке?

- Как звала Снегурушка, когда заблудилась в лесу?

- Как по-другому назвать сказку?

- Чем похожи и чем отличаются все звери этой сказки?

- Этимология слова «зимовье».

- Придумайте шуточные вопросы каждому зверю.

- Подходят ли к сказке пословицы: «В согласии жить — никто не одолеет»; «Там, где дружат, - живут, не тужат»; «Вместе с любой бедой справишься, любого врага одолеешь»

- Поиграем в игру «Хорошо - плохо»: хорошо, что звери встретились в рукавичке;

- плохо деду без рукавички и т.п.

- Полсловечка из сказки — за вами (пот…; рука…; мыш… и т. д.)

- Придумайте разные предложения из трех слов:

дед, собачка, рукавичка.

- Пошлем телеграмму, но кому ее лучше

отправить: деду или рукавичке?

Развитие

мышления и

воображения

- Поступают ли настоящие друзья так, как поступили пузырь и лапоть?

- Какой конец у этой сказки? (Грустный) Придумайте другой конец.

- Как вы думаете, что чувствовала Снегурушка, когда заблудилась в лесу?

- А если бы лиса в этой сказке была хитрой, как во всех остальных сказках, как бы закончилась эта сказка?

- Как бы вы вели себя на месте Снегурушки в лесу, чтобы не заблудиться?

- Сказка наоборот: «Надумали волк, лиса, медведь, заяц и ежик жить у человека на подворье...» Что же из этого получилось?

— Придумать начало сказки, ответив на вопрос: «Почему домашние животные ушли жить в лес? Что могло случиться?»

- Угадайте, почему бык мне больше всех понравился? Он первый...                                

 - Я радуюсь тому, что бык - преданный и верный друг, а вы?

- Используем метод перевирания сказки: «Шла баба лесом, потеряла платок, бежит ежик...»

- Фокус в сказке: «Рукавичка одушевляется и превращается в летучий корабль».

- Подходит ли к сказке пословица: «В тесноте, да не в обиде»

Январь

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Русская народная сказка «Лисичка и серый волк»

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Беседа по сказке

- Кого вам больше всего жалко в сказке (старика, старуху, волка, хозяйку с блинами)?

- Хорошо ли лиса поступила с дедом и с волком?

- На каком месте вы хотите остановить сказку? Почему?

- Что бы вы посоветовали глупому волку?

- Какими бы словами вы пожалели волка?

- Кого тебе больше жалко, лису или зайца?

- Почему зайчик поверил лисе?

- За что можно посочувствовать зайцу, за что -

лисе?

- Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?

- Объясните лисе, почему нельзя занимать чужое жилище.

Речевые игры и упражнения

- Придумаем новое название сказки.

- Повторить слова волка («Ловись рыбка, большая и маленькая») и лисы («Ясни, ясни на небе звезды. Мерзни, мерзни, волчий хвост») гром­

ко, тихо, тонким голосом, низким голосом.

- Можно ли назвать рыбку «лакомым кусочком»?

- Какая лиса? Волк? Старик? (Подбор определений.)

- Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица: «Попался на удочку», «Вор у вора дубинку украл».

- Пересказать сказку с помощью схемы (мнемотаблицы).

- Сочиним загадки о героях сказки.

- Подставить частицу «не» перед словом «волк».

- Какие слова можно подобрать, чтобы пожалеть

зайчика, успокоить?

- Звукоподражание героям сказки.

- Какая лиса? (Подбор определений.)

- Как ласково можно назвать героев сказки (заяц

- зайчик, лиса — лисичка и т.д.)?

- Назвать детенышей тех животных, которые встречаются в сказке.

- Придумаем и запишем письмо, адресованное петушку, чтобы вызвать его на помощь зайчику.

Развитие

мышления и

воображения

- Если бы в сказке была не зима, смогла бы лиса так обмануть волка? Почему?

- Придумайте, как волк в отместку провёл лису.

- Представьте, что вы попали в сказку с волшебной палочкой в руках. Что бы вы изменили? Кому помогли? Каким образом?

- Придумать продолжение сказки.

- Разыграть сказку с помощью фланелеграфа.

Каких новых персонажей можно предложить в помощь зайчику?

- Придумаем сказку наоборот: зайчик выгоняет лису из избушки. Кто помогает лисе?

- Придумаем новый финал сказки: зайчик помогает строить лисе избушку, взамен растаявшей, они стали соседями, живут дружно и ходят в гости друг к другу.

- Ледяная избушка - хорошо или плохо? Придумать доводы «за» и «против».  _

Февраль

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Сказка «Красная шапочка» (Ш. Перро)

Сказка «Три поросенка» (в обработке С. Михалкова)

Сказка «Воробьишко»

(М. Горький)

Беседа по сказке

- За что вам жалко петушка?

- Объясните ему, как надо кушать, чтобы не подавиться.

- За что пожалеть и похвалить курочку?

- Какая по характеру курочка? (Добрая, заботливая, отзывчивая, находчивая...)

- Чем тебе нравится Красная Шапочка?

- За что можно похвалить Красную Шапочку? (За помощь пожилым, отзывчивость, вежливость...

- Почему Красная Шапочка пошла по длинной дороге, а волк — по короткой? А если бы наоборот?

- Чему учит сказка?

- Что сказочного в этой истории, почему мы говорим, что это сказка?

- Чем похожи братцы? Как об этом в сказке говорится?

- За что можно поругать Ниф-Нифа и Наф-Нафа? Как они работали? Почему их дома оказались непрочными?

- За что можно похвалить Нуф-Нуфа?

- Кто главный герой сказки? Какой он?

- Что с ним произошло?

- За что можно поругать Пудика?

- За что можно похвалить его маму?

Речевые игры и упражнения

- Проговаривать путь курочки от хозяйки до кузнеца: медленно, затем быстрее, затем совсем быстро.

- Подходят ли к сказке пословицы: «В беде друг друга выручай; «Друзья познаются в беде»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; « Поспешишь - людей насмешишь»; «Спешка до добра не доведёт» - Пересказать сказку, подставляя частицу «не» перед бобовым зернышком. А чем мог подавиться петушок, если не бобовым зернышком?

- Давайте придумаем новое название сказки.

- Напишем письмо (или пошлем телеграмму) девочке.

- А как бы вы поступили на месте Красной Шапочки?

- На каких других сказочных героинь похожа Красная Шапочка?

- Подходят ли к сказке фразеологизм и пословица: «Волка ноги кормят»; «Пусти козла в огород»?

- Повторить слова «Дерни за веревочку, дитя мое, дверца и откроется» голосом внучки, волка, бабушки

- Подходят ли к сказке пословицы: «Делу - время, потехе – час»; «Поспешишь — людей насмешишь»; «Друг познается в беде».

- Рассказать от имени  каждого из поросят, как он испугался, когда волк ломился в дверь его хижины.

- Повторить песенку Пудика про человека. Спеть ее громко, тихо, высоким, низким голосом.

- Придумать имена маме и папе Пудика.

- «Скажи ласково»- как автор называет воробья?

- Этимология слов: чадо, чебурахнешься, прочь, чушь, чепуха.

Развитие

мышления и

воображения

- Что бы делала курочка, если бы герои сказки отказались помочь петушку?

- Рассказать сказку, в которой поменялись местами курочка и петушок.

- Рассказать сказку, в которой герои просят другую награду за услуги.

- Придумать имена героям сказки.

- Придумать продолжение сказки (что было потом).

- Разыграть сказку с помощью настольного театра

- Вставим в сказку частицу «не»:  Жила-была не Красная Шапочка, а Желтая. Однажды послала ее не мать, а отец, не к бабушке, а к дедушке, и встретила она в лесу не волка, а...»

- Новая сказка со словами: Красная Шапочка, волк и вертолет.

- Какое слово лишнее: девочка, мама, волк, бабушка, папа?

— Что могло бы произойти, если бы Нуф-Нуф не открыл братьям дверь? Или если бы его дом был не из кирпича?

- Придумайте новый конец сказки (Например: волк исправился, стал добрым и жил вместе с поросятами.)

- Если бы мама не пришла на помощь к Пудику, что могло бы с ним произойти?

- А за что можно пожалеть кошку?

- Придумать продолжение сказки (что было потом, когда мама защитила Пудика, но сама осталась без хвоста?)

- Придумать новый конец сказки: что было бы, если бы кошка была доброй и не тронула воробья.

- Пересказать сказку по ролям.

Март

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Сказка «Федорино горе»

(К.И. Чуковский)

Русская народная сказка «Жихарка»

Украинская народная сказка «Колосок»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Беседа по сказке

- Как вы думаете, почему у Федоры дома завелись тараканы?

- За что можно пожалеть Федору? (она осталась совсем одна).

- За что можно поругать Федору? (за то, что она такая неряха и грязнуля).

- Похвалить посуду за то, что она помогла Федоре исправиться, стать аккуратной, опрятной.

- Каким вы представляете себе Жихарку?Он был маленький, как…?

- Можно ли сказать, что Жихарка удалец? Почему?

- Как вы думаете, Жихарка веселый человечек?

- Почему, когда лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?

- А лису можно пожалеть?

- Назовите главных героев сказки.

- Как звали мышат? Как вы думаете, почему им дали такие имена?

- Какую работу выполнял петушок?

- Что в это время делали мышата?

- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

- Повторите, кто жил в избушке? (Бабушка - старушка и т.д.)

- Кого испугались водоносы? А что им показалось?

- Можно ли посочувствовать героям сказки?

- Как их можно пожалеть, чем утешить?

Речевые игры и упражнения

- Повторить с детьми слова, которые произносили посуда и мебель, убегая от Федоры

(дзинь ля-ля, бу-бу-бу..:)

- Как их нужно произносить?

- Вспомнить сказки, где встречается лиса.

- А в каких сказках лиса была доброй или исправилась?

- Этимология слов: «лентяй», «намолоть».

- Как отвечали мышата петушку в начале сказки, громко или тихо? А в конце сказки? Почему? Покажите, как они отвечали.

- Какое слово лишнее: мышата, петушок, колосок, репка, пироги?

- Подходят ли к сказке пословицы: «Кто не работает, тот не ест», «Пашню пашут, руками не машут»?

- Подбери ласковые слова героям сказки, чтобы пожалеть их.

- Расскажи отрывок, который тебе больше всего понравился.

- Подходят ли к сказке пословицы: «Трусливому зайке и пенек волк»; «Трус что заяц: и тени своей боится»; «Волков бояться - в лес не ходить.

Развитие

мышления и

воображения

- Разделить предметы на группы по обобщающим понятиям (мебель, посуда).

- Что происходило бы с Федорой дальше, если бы посуда не взбунтовалась и не убежала?

Как бы она жила без посуды, если бы та к ней не вернулась?

- Придумать новый конец сказки, разыграв ее с помощью настольного театра.

- Представить, что могло бы случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой? Как могла бы закончиться его встреча с лисой?

- Смоделировать сказку с помощью геометрических фигур.

- Ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными? Изменим ситуацию и продолжим сказку.

- На каких героев из других сказок похож петушок?

- Подходят ли имена мышатам?

- Пошлем срочную телеграмму мышатам.

- За что вы хотели бы похвалить петушка?

- Можно ли пожалеть мышат?

- А что было бы, если бы мышата помогли петушку?

- Вспомните и назовите тех зверей, которые со страху померещились героям сказки? Попробуйте заменить их на каких-либо других персонажей.

- Представьте себе, что СТРАХ - это сказочное существо. Как он будет выглядеть? Давайте прогоним СТРАХ, скажем ему, почему мы ничего не боимся, как можно победить его

(включить свет, внимательно осмотреть всё вокруг, позвать на помощь друга, взрослых и проверить, всё ли в порядке).

Апрель

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сказка «Про Комара Комаровича – длинный нос»

 (Д. Мамин – Сибиряк)

Сказка «Огниво»

(Г.Х. Андерсен)

Сказка «Кто сказал «Мяу»

(В. Сутеев)

Беседа по сказке

- Какие сказочные слова вы услышали?

- Какие чудеса произошли в сказке?

- Почему же не послушался братец сестричку?

- Как ведьма обманула Аленушку?

- Какие ласковые слова вам нравятся в этой сказке?

- Кто пришел на болото?

Как комары пытались прогнать медведя?

- Кто победил маленькие комарики или большущий медведь?

- Как такие маленькие комары смогли справиться с огромным медведем?

- Правильно ли поступил солдат со старой ведьмой?

- За что можно похвалить солдата? (За какие поступки?)

- Почему солдат выбросил сначала медяки, потом серебро? А что он оставил?

- Как пожалеть щенка, как его утешить, ведь не все герои сказки были к нему добры? (Не бойся узнавать новое и интересное, но будь внимателен и осторожен.)

- Что бы вы посоветовали каждому из героев сказки? Как нужно отвечать на вопросы, общаться с маленькими?

Речевые игры и упражнения

- Значение выражений:  «Коровье копытце полно водицы», «мочи нет», «одному козленочку все было ведомо», «откуда ни возьмись», «наряжу в злато-серебро»  

- Полюбила я Аленушку за то, что она...(заботливая, нежная, ласковая, преданная, чуткая...)

- Как пищит комар? Изобразите писк комара сердито, ласково, тихо, громко.

- Как рычал медведь, чтобы прогнать комаров? Давайте порычим сначала тихо, потом громко.

- Этимология слова «огниво».

- Опишите солдата, какой он?

- Как вы думаете солдат добрый? Жадный?

- Инсценировать диалоги между персонажами.

- Мяукнуть разными голосами: низким и высоким, тихим и громким.

- Послать щенку письмо с рассказом о кошках.

- Придумать кличку каждому из персонажей.

Развитие

мышления и

воображения

— Почему нельзя пить воду из «копытца». Что может случиться?

- А если бы не пошел слуга за козленком? Что еще можно было придумать, чтобы спасти Аленушку?

- Чему учит сказка?

- Почему нужно маленьких защищать?

- Придумать новый конец сказки, заменить одного героя сказки и рассказать, что получилось.

- А что ты никогда бы не сделал, если бы был на месте солдата? Почему?

- А что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?

- Что было бы, если бы у всех было огниво? (Игра «Хорошо — плохо».)

- Рассказать о том, как солдат тратил деньги. Почему он снова стал бедным?

- Какие черты характера у котёнка в этой сказке? А у щенка?

- Представь себе, что ты — котёнок (щенок). Чего бы ты боялся больше всего? Что бы любил? О чём бы мечтал? Что бы посоветовал своему хозяину?

Май

Вид деятельности

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Русская народная сказка «Хвосты»

Сказка «Медведь и солнце» (Н. Сладков)

Русская народная сказка «Кораблик»

Русская народная сказка «Мужик и медведь»

Беседа по сказке

- Как вы думаете, почему сказка называется «Хвосты»?

- Расскажите, как звери на полянке выбирали себе хвосты.

- Как выполнили просьбу зайчика волк и лиса? Как можно сказать о них?

- Как зайчик нашел себе хвостик?

-  Почему медведь рассердился?

- Почему вода была не виновата?

- Как снег оправдывался?

- Мог ли медведь что-нибудь сделать солнцу?

- Что пришлось делать медведю?

- Какое время года наступило?

- С чего начинается весна?

Что увидела мышка на реке?

-Куда мышка собралась плыть?

-Какие звери хотели плыть вместе с мышкой?

-Что говорили звери, когда видели кораблик?

--Из-за кого же кораблик развалился?

– Кто из зверей был самый маленький?

– Кто был самый большой?

- Кто главные герои сказки

- Что сказал медведь мужику?

- Что предложил мужик медведю?

- Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

- Как осенью мужик они поделили урожай репы?

- Остался ли медведь доволен своим выбором?

- Что посадили мужик с медведем на следующий год?

- Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

- На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

- Что мужик сделал из пшеницы?

Речевые игры и упражнения

- В сказке очень хорошо рассказано о характере зверей. Какой зайчик? А лиса? А медведь?

- Опишите хвосты героев сказки, какие они? Как о них говорится в сказке?

- Медведю и слону хвосты не очень понравились.  Какими словами можно сказать об их настроении?

- Этимология слов: «просочилась», «слякоть», «уклон», «покосолапил».

- Речевое упражнение «Ска- жи иначе»: Солнце сияет, как можно еще сказать? (сверкает,  ласкает,  припекает,  радует, прижигает); Снег проседает  (чернеет, тает, оседает); Вода бежит (течёт, журчит, капает).

- Этимология слов: «лапоть», «лыко»

- Какие прозвища у главных героев в этой сказке? (мышка-теретишка, зайка-побегай- ка, лиса-дивья краса, волк- серый бок) Какие прозвища у этих зверей в других сказках?

- Закончи фразу: медведь большой, а мужик… Медведь глупый, а мужик … Корешки у репы съедобные, а у пшеницы… У репы корешки сладкие, а вершки … У пшеницы листья узкие, а у репы… У репы корень толстый, а у пшеницы… Поле засевают весной, а урожай убирают…

Развитие

мышления и

воображения

- Придумайте, какие звери могли появиться в сказке?

- Какие у них будут хвосты?

- Будут ли они довольны своими хвостами?

- Давайте придумаем продолжение сказки.

- Какое другое животное могло стать главным героем сказки?

-А на какую уже знакомую сказку она похожа?

- Что бы было, если бы звери не встретили медведя? Придумайте другое окончание сказки.

- Вставим в сказку частицу «не»: Стал репу сеять не мужик, а… Вышел из леса не медведь, а…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в средней группе

В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....

перспективный план по развитию речи в средней группе

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе.  Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возрастапосредством мнемотехники»...

Перспективный план работы Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Перспективный план работы. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи "Волшебница сказка" в средней группе «Ромашки»

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Кораблик»Воспитатель Малютина Марина НиколаевнаОрганизованная образовательная деятельность по развитию речи "Волшебница сказка" ...