«Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи

СОЛОВЬЕВА ОЛЕСЯ ВАСИЛЬЕВНА

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель

Соловьева Олеся Васильевна

2020-2022 г  


Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

          Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.

 Один из них — является мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Эффективность использования мнемотехники для развития речи детей младшего  дошкольного возраста обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Использование мнемотехники для развития речи  детей младшего дошкольного возраста как раз поможет упростить процесс запоминания.

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

  • трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; · бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д · недостаточный словарный запас; плохая дикция.

              Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:  Развитие речи детей младшего дошкольного возраста используя приемы мнемотехники. 

ЗАДАЧИ:

  • Развитие связной монологической речи;
  • Обогащение словарного запаса детей;
  • Формирование  умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний;
  • Развитие  у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки;
  • Способствовать повышению уровня речевой активности детей.
  • Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ: дети, педагоги, родители

ПРИМЕНЕНИЕ: применять дидактический материал для дошкольников в условия детских образовательных учреждений.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2020- 2022 г.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста по средствам мнемотехники;
  • Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • Внедрение в образовательный процесс прием работы с мнемотаблицами для развития речи детей младшего дошкольного возраста ;
  • Оформление собственных методических разработок (обобщения опыта работы).

Дети:

  • Развитие связной монологической речи;
  • Обогащение словарного запаса детей;
  • Сформировано  умение составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний;
  • Развитие  у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки;
  • Повышение уровня речевой активности детей.

Родители:

  • Повышен интерес и вовлечение в процесс речевого развития детей используя мнемотаблицы;
  • Знакомы  с приемами и методами развития речи детей;
  • Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

РППС:

  • Картотека мнемотаблиц
  • Оформление папки передвижки « Этапы работы по мнематаблицам»
  • Оформление  папки-передвижки для родителей «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Приобретение художественной литературы для младшей возрастной группы

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА Дети:

  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Чтение художественной литературы .
  • Индивидуальные занятия

Родители:

  • Беседы
  • Консультации
  • Папки передвижки
  • Анкетирование

ЭТАПЫ

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику

4. Предоставление опыта работы по теме  


1.Подбор и изучение методической литературы

  •  Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
  • Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;
  • Изучение методик и технологий педагогов в Интернете;
  • Разработка плана работы по данной теме;
  • Подбор практического материала работы с мнемотаблицами;
  • Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.

 3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику

       


        Младшая группа (с 3 до 4 лет)

(на основе методического пособия Т.В. Большевой «Учимся по сказке»)

Сроки

зан.

Тема

Задачи

Интеграция

направлений

развития детей

Сентябрь

1.

«Волшебники в Стране Сказок» (вводное занятие).

Повторение знакомых сказок  и сказочных персонажей.

Знакомство со знаками - символами.

Социально- коммуникативное.

Познавательное.

Речевое.

2.

Сказка «Курочка Ряба».

Учить детей понимать смысл знаков - символов, видеть связь знаков с текстом сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на мнемотаблицу.

Социально- коммуникативное.

Речевое.

Художественно-эстетическое.

Октябрь

1.

Времена года.

Осень (работа с мнемодорожками).

Познакомить детей  с характерными признаками осени.

Обучать детей «чтению» знаков и составлению предложений по мнемодорожкам.

Социально- коммуникативное.

Познавательное.

Речевое.

Ноябрь

1.

Сказка «Теремок».

Учить детей понимать знаки - символы и соотносить их с текстом сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на на мнемотаблицу.

Социально- коммуникативное.

Речевое.

Художественно-эстетическое.

2.

Сказка «Репка».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Учить детей рассказывать сказку последовательно, опираясь на знаки.

На примере сказки показать роль дружбы и взаимопомощи в жизни людей.

Социально- коммуникативное.

Речевое.

Художественно-эстетическое.

Декабрь

1.

Сказка «У страха глаза велики».

Учить детей понимать знаки - символы и соотносить их с текстом сказки.

Учить детей пересказывать сказку, опираясь на знаки.

Формировать представление о чувстве страха, посредством обращения к личному опыту детей.

Социально- коммуникативное.

Речевое.

Январь

1.

Времена года.

Зима (работа с мнемодорожками).

Познакомить детей с характерными  признаками зимы.

Обучать детей «чтению» знаков и составлению предложений по мнемодорожкам.

Социально- коммуникативное.

Познавательное.

Речевое.

2.

Сказка «Рукавичка».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

На примере сказки показать роль доброты и отзывчивости в жизни людей.

Социально- коммуникативное.

Речевое.

Художественно-эстетическое.

Февраль

1.

Сказка «Маша и медведь».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

На примере сказки показать, что нельзя одному уходить далеко от дома.

Социально- коммуникативное.

Познавательное.

Речевое.

Март

1.

Сказка «Заюшкина избушка».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

На примере сказки объяснить детям, что слабых обижать нехорошо.

Показать детям как лед или снег в теплом помещении превращается в воду.

Социально- коммуникативное.

Познавательное.

Речевое.

Апрель

1.

Времена года. Весна

(работа с мнемодорожками).

Познакомить детей с характерными признаками весны.

Обучать детей «чтению» знаков и  составлению предложений по мнемодорожкам.

Социально- коммуникативное.

Познавательное.

Речевое.

Художественно-эстетическое.

2.

Сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

На примере сказки показать, как много труда нужно приложить, чтобы сделать масло.

Социально- коммуникативное.

Познавательное.

Речевое.

Май

1.

«Путешествие по сказкам» (обзор пройденного материала).

Проверить знание содержания сказок путем исправления ошибок в знакомых мнемотаблицах.

Закрепить умение понимать значение знаков-символов.

Социально- коммуникативное.

Речевое.

2.

Мониторинг.

Выявление уровня развития каждого ребенка.

Социально- коммуникативное.

Речевое.

Средняя группа (с 4 до 5 лет)

(на основе методического пособия Т.В. Большевой «Учимся по сказке»)

Сроки

Тема

Задачи

Интеграция

направлений

развития детей

Сентябрь

1.

Мониторинг.

Выявление уровня развития каждого ребенка.

Социально- коммуникативное

Речевое.

2.

«Сказочное ассорти»

(вводное занятие).

Повторить изученные сказки на материале мнемотаблиц.

Повторить знаки-символы к сказкам.

Развивать критическое мышление в процессе нахождения и исправления  ошибок в мнемотаблицах.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Познавательное.

Октябрь

1.

Сказка «У солнышка в гостях».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

Речевое.

Художественно-эстетическое.

2.

Осень (составление  рассказа).

Расширять представления детей о времени года «осень».

Обучать детей рассказыванию с опорой на знаки.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Познавательное.

1.

Сказка «Три поросенка».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Учить рассказывать сказку последовательно, опираясь на знаки.

На примере сказки показать роль трудолюбия в жизни людей.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Познавательное.

Декабрь

1.

Сказка «Три медведя».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Учить детей рассказывать сказку последовательно, опираясь на знаки.

На примере сказки показать, что нельзя брать чужие вещи без разрешения.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Познавательное.

2.

Сказка «Красная Шапочка».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Учить детей рассказывать сказку последовательно, опираясь на знаки.

На примере сказки показать, что нельзя доверять незнакомым людям.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Познавательное.

Январь

1.

Зима (составление рассказа).

Расширить представления детей о времени года «зима».

Обучать детей рассказыванию с опорой на знаки.

Речевое.

Познавательное.

Художественно –эстетическое.

Февраль

1.

Сказка «Лиса и журавль».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

На примере сказки показать роль гостеприимства в жизни людей.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Художественно-эстетическое.

2.

Сказка «Колобок».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение пересказу с опорой на знаки.

На примере сказки показать, как важно быть благоразумным и осторожным.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Март

1.

Сказка «Коза – дереза».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

Раскрыть детям значение слова «неблагодарность».

Социально- коммуникативное

Речевое.

2.

Сказка «Волк и семеро козлят».

Учить детей соотносить знаки - символы с содержанием сказки.

Обучение пересказу с опорой на знаки.

На примере сказки показать детям, что нельзя открывать дверь незнакомым людям без разрешения родителей.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Познавательное.

Апрель

1.

Весна  (составление

 рассказа).

Расширять знания детей о времени года «весна».

Обучение рассказыванию с опорой на знаки.

Художественно-эстетическое.

Речевое.        

Познавательное.

Май

1.

«По страницам знакомых сказок» (обзор пройденного материала).

Проверить знание сказок путем нахождения и исправления ошибок в мнемотаблицах.

Систематизировать пройденный материал.

Социально- коммуникативное

Речевое.

Познавательное.

2.

Мониторинг.

Выявление уровня развития каждого ребенка.

Социально- коммуникативное

Речевое.



Литература: 

  1. Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
  2. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
  3. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
  4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  5. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
  6. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.
  7. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

Мастер-класс предназначен для педагогов с целью  дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...

Использование приемов мнемотехники по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста - методическая разработка...

Презентация "Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Использование технологии мнемотехникив развитии речи детей младшего дошкольного  возраста....

Консультация «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»...