Презентация "Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Использование технологии мнемотехники

в развитии речи детей младшего дошкольного  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya-ped.soveta-_2_.doc898.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№26 «Золотая рыбка» г. Сургут

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного  возраста.

Выполнила:

Кабеева О. М. воспитатель

МБДОУ №26 «Золотая рыбка»  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад                              №26 «Золотая рыбка» г. Сургут

«Учите ребёнка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».        К. Д. Ушинский

Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта технология используется при реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Музыкальное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;                   - воображение;
  • зрительную и слуховую память;         - связную речь;
  • зрительное и слуховое внимание;       - мелкую моторику рук.

Начинать работать по ознакомлению детей с мнемотехникой необходимо от простого к сложному, независимо от возраста ребенка.

Можно выделить следующие этапы:

  1. этап. Мнемоквадраты. Знакомство с символами.

Предложить детям рассмотреть варианты обозначение предметов символами и запомнить их.

  1. этап. Мнемодорожки.

Составление простых предложений, состоящих из 2–3 слов без предлогов и союзов.

  1. этап. Мнемотаблицы. Для детей с 4 лет.

Описательный рассказ произведения (сказка, стихотворение, экологическая тропинка, история, рассказ и т. д.) посредством символов (мнемоквадратов)

МНЕМОКВАДРАТЫ

МНЕМОДОРОЖКИ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительнообразная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотаблица времени года «Весна» (младший возраст)

Образец рассказа: Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна. Далее воспитатель начинает предложение,                            

а дети самостоятельно его заканчивают.

Сосульки весной (что делают?). Листочки на деревьях (что делают?).

Листочки на деревьях (что делают?). Травка весной (какая?).

Солнце весной (какое?). Весной птицы (что делают?).

Ручьи весной (что делают?). Дети весной (что делают?).

МНЕМОТАБЛИЦЫ

Загадка «Репка»                                               Загадка «Ёжик»

Поговорка «Картошка»

Русская народная сказка «Теремок»     Русская народная сказка «Колобок»

 

 

           

          

         

          

               

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песня                                           Русская народная мелодия

«Кап-кап» муз. и сл. Ф. Филькенштейн                          «Петушок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

Использование мнемотехники для развития речи детей младшего возраста

Мнемотаблица для заучивания стихотворения "Осень наступила"...

«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая  разработка:«Мнемотехника – метод  развития  речидетей  младшего  дошкольного  возраста»...

Мастер-класс «Использование технологии МНЕМОТЕХНИКА в развитии речи детей»

Цель: представить педагогам личный опыт работы в реализации технологии МНЕМОТЕХНИКА, оказывающей положительное воздействие на речевое развитие детей.         За...