Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Пересказ рассказа В. Бианки  «Купание медвежат». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад№3»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

Пересказ рассказа В. Бианки  «Купание медвежат»»


Описание: https://1.bp.blogspot.com/-o3-aDI7cM2k/XJHHAhF11FI/AAAAAAAAA6E/cbZeauwlxC4pscGpigVHWZ-y-z3ujOBFACLcBGAs/s1600/1.jpg

Подготовила: воспитатель

Бурнайкина М.В.

г.о. Саранск

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию.

Развивающие:

  • Развивать умение объяснять значение слов, придумывать графические схемы, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

  • Формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на события, происходящие с героями рассказа, умение слушать.

Оборудование: Иллюстрация «Купание медвежат», портрет В. Бианки, графические схемы, отображающие последовательность событий. 

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.

Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод).

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, дидактическая игра «Ласковое слово».

Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки, рассматривание изображений диких животных, отгадывание загадок о медведе; чтение сказок, стихов о медведях.

Словарная работа: «взять за шиворот», «надавать шлепков», «окунать».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг.

«За руки мы все возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ладошки к солнцу поднимите

И к груди своей прижмите.

Влево - вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись».

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая большая красивая книга. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней. - Не открывается, наверно надо сказать волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова?

Дети: Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.

Воспитатель: Книжка открывается. - Ребята, здесь картинки. Хотите узнать, кто на них изображен? - Тогда попробуйте отгадать:

Этот зверь любитель мёда.

Даже в имени есть мёд.

Разбрелся по всему миру,

И в лесах везде живёт.

Видов много зверь имеет,

Но каким бы ни был он.

Косолапою походкой

Он с рожденья наделён.

- Догадались, что за звери?
Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно. А как вы ласково назовёте медведя?

Словесная игра "«Ласковое слово»".

Дети: Медвежонок, Мишутка, Медведюшка, Мишенька.

Воспитатель: Сейчас, я вам прочитаю отрывок из рассказа Виталия Бианки, который называется "Купание медвежат". Слушаем.

Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их: день был знойный, летний, и им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой".

Воспитатель: Ребята, а вы прослушавши рассказ, услышали незнакомые слова?

Дети: «Взять за шиворот».

Воспитатель: Эта фраза означает взять за воротник. Какие ещё слова незнакомы вам?

Дети: «Надавала шлепков».

Воспитатель: «Надавала шлепков», означает, отшлепала лапой. Ещё есть незнакомые слова?

Дети: Знойный день.

Воспитатель: Это жаркий день. Остальные слова понятны вам?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран, что вы видите на этой картинке?

Дети: Медведица с медвежатами.

Воспитатель: Правильно. Давайте теперь посмотрим, как вы внимательно слушали рассказ, ответим на вопросы. Готовы?

Дети: да.

Воспитатель: Скажите почему испугался охотник?

Дети: Потому что громко трещали сучья.

Воспитатель: Куда он взобрался от испуга?

Дети: На дерево.

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами?

Дети: На берег реки.

Воспитатель: Как называют семью медведей?

Дети: Медвежья семья.

Воспитатель: Что стала делать медведица?

Дети: Медведица купает медвежат.

Воспитатель: Почему один из медвежат убежал в лес?

Дети: Потому что он испугался холодной воды.

Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку?

Дети: Медведица надавала медвежонку шлепков.

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Дети: Чтобы они были чистыми – всем нужна чистота.

Воспитатель: Вспомните, какое время года изобразил художник?

Дети: лето.

Воспитатель: Так почему же мама привела медвежат купаться?

Дети: Потому что летом очень жарко.

Воспитатель: Правильно. Скажите медвежата остались довольны купанием? Почему?

Дети: Потому что вода освежила их.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы! Внимательно слушали. 

- Ребята, а сейчас давайте немного отдохнём. Выходите из-за парт.

Физкультминутка: «Медведь-привереда».

 «Ходит по лесу медведь (ходят по группе)
Хочет сесть и посидеть (рука ко лбу, высматривает место)
Где такое место есть? (развести руки в стороны)
Чтобы мог медведь присесть.
То высок пенек! (показать высоту)
То торчит сучок! (жест. О, кэй)
То мокрый мох! (развести руки перед собой)
То мох пересох! (сжимать кулачки)
ОХ!!! (вытереть пот со лба.)
То низкий пень!(нагнуться показать рукой)
То густая тень (ладошки растопырены, руки к голове )
То узкий ров (руки параллельно перед собой)
То гнездо муравьев (полукруг перед собой)
То кричит сорока (прыжки вправо-влево)
То колючки сбоку (руки на пояс, пальцы рук растопырены
То кустарники (присесть ,руки с растопыренными пальцами в стороны)
То речка (волнообразные движения руками)
Нет свободного местечка (качать головой)
Это сказка о медведе, о медведе-привереде.»

Воспитатель: Садитесь на свои места.

Ребята, какие слова и выражения в рассказе вам больше всего запомнились и понравились?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули. И сейчас я ещё раз буду читать этот короткий отрывок из рассказа «Купание медвежат» – будьте внимательны, потому что затем мы будем пересказывать рассказ, используя графические схемы.

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

Воспитатель: - Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.  – А для того что б вам легче запомнить и пересказать рассказ, мы вместе будем рисовать схему.

1.Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Как мы можем изобразить схематично?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Давайте вторую схему с вами составим.

2.Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

3.Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

4. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

5. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

6. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием. День был знойным, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошенько освежила их.

Воспитатель: - Ребята, а теперь по цепочке будем пересказывать рассказ.

Дети: Пересказ детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! - Ребята,  давайте с вами повторим скороговорку:  

У Мишки – рубашка, у рубашки – кармашки, кармашки – у рубашки, рубашка – у Мишки. 

Воспитатель: Скажите с каким рассказом вы сегодня познакомились?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Кто автор рассказа?

Дети: В. Бианки

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: - Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы! 

Литература:

  1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Ушакова О.С., Струнина Е.С. Развитие речи детей дошкольного возраста Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2007
  3. Куцина Е.,Созонова Н., Хрушкова Н. Готовимся к школе. Учимся пересказывать (дети 5-7 лет) - Екатеринбург; ООО «Литер-опт», 2014.
  4. Лебедева Л.В., Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие М- Центр педагогического образования, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Утренние лучи». Педагог Ивлева Татьяна Иосифовна

Задачи: Познавательное развитие:Расширять представления детей о временах года;Развивать познавательный интерес детей ко всему живому.Речевое развитие:Развивать навыки планирования пересказа текс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событийЗадачи:Учить целостно и эмоционально воспринимать про...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».

Обучение пересказу длительный и трудоемкий процесс, для этого необходимо на занятиях использовать как можно больше разнообразных методических приемов. В данном конспекте подобраны наиболее оптимальные...

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа Виталия Бианки "Купание медвежат"

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических  схем, отражающих последовательность событий....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Пересказ В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Перессказ В.Сухомлинского "Яблоко и рассвет". В ходе образовательной деятельности дети совершенствуют у...