Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Матарас Мария Петровна

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_didakticheskogo_sinkveyna_mataras_m.p.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР Выполнила: воспитатель «Д/с № 16» Матарас М.П. г. Бакал 2019 год

Слайд 2

Понятие « синквейн » Синквейн появился в США в начале XX в. Его разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси , опираясь на японскую поэзию. Затем технологию синквейна использовали с дидактическими целями как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей. Синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России. Синквейн с французского языка переводится как «нерифмованное стихотворение из пяти строк», которые строятся по определенным правилам. Написание синквейна — это свободное творчество требующее от воспитанника найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, обобщить, сделать выводы, заключения, объединить и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. Таким образом, происходит краткое резюмирование , подведение итогов по изученному учебному материалу.

Слайд 3

Для чего нужен синквейн ? В настоящее время дошкольники имеют не только нарушения речи, но и бедный словарный запас, не умеют составлять рассказ по картинке, пересказывать прочитанное, с трудом заучивают наизусть стихотворение. Неполноценное речевое развитие отражается на формировании неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Поэтому педагогу необходимо не только научить детей правильно и четко говорить, но и мыслить максимально емко, при этом также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Данная технология не только развивает и обучает детей, но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, внимание и память. Метод синквейна не требует особых условий для использования и гармонично вписывается в работу по развитию речи дошкольников с ОНР . Инновационность данной методики определяется тем, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Эти способности очень востребованы в современном мире.

Слайд 4

Актуальность технологии синквейн Гармонично вписывается как в работу по развитию речи детей с ОНР, так и детей с нормой речевого развития. Способствует обогащению, расширению и активизации словаря. Повышает интерес к изучаемому материалу. Развивает образное мышление и творческие способности детей. Совершенствует коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли. Способствует развитию не только связной речи, но и памяти, внимания, мышления. Вырабатывает способность к анализу. Уменьшается время, отводимое на запоминание информации. Закрепляет знания о частях речи, о предложении. Совершенствует навык использования в речи синонимов. Является диагностическим инструментом – дает возможность педагогу оценить уровень усвоения пройденного материала.

Слайд 5

Правила составления дидактического синквейна Первая строка состоит из одного слова - существительного (иногда небольшое словосочетание) – это тема, главная идея синквейна , обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных (или причастия), описывающие свойства и признаки этого предмета или явления. Третья строка состоит из трех слов - глаголов, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Четвертая строка – это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов (от 3 до 5 слов), при помощи которых составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное автором самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы. Пятая строка – одно слово-резюме (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , или повторение сути, синоним. Вместо одного, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Слайд 6

Схема синквейна Тема синквейна (существительное) Признак (прилагательное) Признак (прилагательное) Действие (глагол) Действие (глагол) Действие (глагол) Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово-резюме, Слово-ассоциация, вывод

Слайд 7

1. Кто это? Черепаха. 2. Подберите два слова признака. Черепаха какая? Медлительная, коричневая. 3. Подберите три слова действия. Черепаха что делает? Высовывается, ползает, плавает. 4. Составьте предложение со словом черепаха. Большая черепаха медленно ползет к морю. 5. Подберите слово, которое вы можете представить, когда произносится слово «черепаха». Морское животное. Примеры составления синквейнов

Слайд 8

Примеры составления синквейна 1. Утка 2. Пестрая, дикая. 3. Летает, крякает, ныряет. 4. На пруду плавала серая утка. 5. Перелетная птица.

Слайд 9

Примеры составления синквейна 1. Лимон. 2. Желтый, кислый. 3. Растет, зреет, продается. 4. Я люблю пить чай с лимоном. 5. Фрукт.

Слайд 10

Этапы работы над синквейном Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на уточнение, расширение и совершенствования словаря по разным лексическим темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя). Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и НОД. В группе созданы картотеки следующих игр: «Назови часть целого», «Назови ласково», «Один-много», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Разрезные картинки», «Кто что делает», «Подбери определения» и другие. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками лучше тогда, когда они уже овладели понятием «слово-предмет», «слово признак», «слово-действие», «предложение», введением символов этих слов, знакомство со схемой предложения.

Слайд 11

Этапы работы над синквейном На следующем этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря детей. Дошкольники учатся правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова и составлять их в предложения, выражать свое отношение к теме одной фразой – владеть обобщением, использовать пословицы, поговороки по изучаемой теме. Синквейн можно составлять на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Дети умеющие печатать могут создать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн .

Слайд 12

Варианты составления синквейна Варианты составление синквейна могут быть различными : с оставление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов, фраз, входящих в состав синквейна ); к оррекция и совершенствование готового синквейна ; Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке; а нализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить); с оставление синквейна к одному слову-предмету по лексической теме; с оставление синквейна к разным словам предметам, связанных между собой лексической темой.

Слайд 13

Достоинства синквейна Таким образом, выделяют следующие достоинства технологии дидактического синквейна : д оступен для составления всем детям; р еализует интеллектуальные, творческие, образные способности составителя; я вляется игровым приемом; и спользуется для закрепления изученной лексической темы; о блегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко и точно выражать свои мысли; с оставление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; формирует умение сотрудничества с педагогом и сверстниками; я вляется способом контроля и самоконтроля – дети могут сравнивать синквейны и оценивать их. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные....

Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что, прежде всего:- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;- гармонично вписывается в рабо...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...