Конспект по речевому развитию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности "Мои шутки и смех веселят всех"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Занятие по речевому развитию для детей подготовительной группы "Мои шутки и смех веселят всех"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок» г. Назарово, Красноярского края

Конспект

Организованной образовательной деятельности

по речевому развитию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

«Мои шутки  и смех веселят всех»

                                           

                                            Подготовила воспитатель:

                                                              Зарбашева Светлана Владимировна

г. Назарово, 2021г

Цель: развитие умения участвовать в диалоге, строить предложения разной грамматической конструкции, проводить слоговый и звуковой анализ слов.

Задачи:

Обучающие:

- формировать знания детей о звуковом и слоговом составе слова;

-обогащать словарь образными словами и выражениями, уточнять значение обобщающего названия «одежда»;

- закреплять произношение звуков Ч и Щ;

- познакомить с народным творчеством - небылица

Развивающие:

- развивать дикцию и артикуляционный аппарат;

- уточнять значение обобщающего названия «одежда».

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к письменной речи, народному творчеству.

Материал: кузовок, карточки с загадками, картинки с отгадками (Петрушка, щетка, черепаха, зубная щетка, плащ, грибы - лисички)

Ход:

  1. Воспитатель:

 - Ребята, отгадайте, пожалуйста, вот такую загадку:

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех веселят всех! (Петрушка)

Дети называют возможные отгадки, при затруднениях воспитатель делает подсказки. После отгадки, показать картинку с изображением Петрушки.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите какой наряд обычно бывает у Петрушки?

(Дети называют наряд для Петрушки, воспитатель надевает колпак, рубаху и т.д.)

  1. Воспитатель в образе Петрушки предлагает ребятам поиграть.

Петрушка: 

- Предлагаю без оглядки отгадать мои загадки (Петрушка достает карточки с загадками и раскладывает на столе, а в кузовке лежат картинки с отгадками).

Петрушка: 

- Ребята, подскажите, как нам выбрать того, кто будет отгадывать загадки? (Ответы детей)

Того, кто будет отгадывать выбирают считалкой. Первого ребенка выбирает Петрушка считалкой. Выбранный ребенок берет наугад карточку с загадкой, Петрушка ее зачитывает. Ребенок ищет картинку-отгадку в кузовке и выставляет ее на мольберт. Если он не справляется с заданием, дети ему помогают. Отгадавший ребенок выбирает следующего игрока. В процесс отгадывания загадок Петрушка ведет с детьми диалог: задает наводящие вопросы, подсказывает, удивляется, хвалит.

Загадки:

 Кто носит на себе

Свой дом на суше и в воде?

(ЧЕРЕПАХА)

Людям часто я нужна, я похожа на ежа.

Колкие щетинки уберут пылинки. (ЩЕТКА)

            Рано утром вас встречаю, С пастой я зубной дружна.

Перед сном вас поджидаю, Зубы чистить помогаю.  (ЗУБНАЯ ЩЕТКА)

 Я, как зонт, не промокаю,
От дождя вас защищаю.
И от ветра вас укрою.
Ну, так что же я такое?   (ПЛАЩ)

                 Если их найдут в лесу,

                 Сразу вспомнят про лису.

                 Рыжеватые сестрички

                 Называются … (ЛИСИЧКИ)

               3. Вопросы от Петрушки:

-  какой звук слышится в словах Черепаха, лисиЧки?

- где находится звук Ч в слове Черепаха, лисиЧки?

- какой звук слышится в словах Щетка, плаЩ?

- где находится звук Щ в словах Щетка, плаЩ?

Петрушка: 

- А знаете ли вы как одним словом можно назвать плащ, пальто, шапку (одежда)

Петрушка предлагает встать в круг и поиграть в игру «Назови  одежду?», «Назови обувь?», «Назови головные уборы?» (по кругу передают мяч и дети называют одежду, обувь, головные уборы).

 Петрушка: 

- Ребята, у меня есть разные щетки, и я вам их принес (показывает зубную щетку, щетку для обуви и одежды), мне нужна ваша помощь, я не помню,  для чего они нужны! (путает детей, применяя неправильные действия со щетками, дети поправляют Петрушку, называя каждую щетку).

4. Разучивание скороговорки.

Петрушка: 

- Вот спасибо вам ребята, подсказали, и я придумал для вас интересную скороговорку, вот послушайте!

Петрушка предлагает разучить скороговорку «Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой башмаки, этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны».

Дети идут по кругу, произносят скороговорку в медленном темпе, негромко, затем в умеренном темпе шепотом (повторить 3 – 4 раза). Затем встают парами и проговаривают, одновременно, выполняя хлопки, друг с другом, после садятся на места.

5. Петрушка: 

- А я, слышал, вы знаете буквы? (ответы детей)

- Все? А прочитать слова сможете? Сейчас проверю!

Написать слова  Чашка, плаЩ, Щетка, лисиЧка.

- Назовите буквы в слове П-Л-А-Щ? (называют по порядку).

- Назовите гласные и согласные буквы в слове? (называют  А - гласная. П, Л, Щ – согласные)

- Сколько слогов в слове плащ? (один)

- А как вы определили? (дети рассказывают Петрушке правило: «сколько в слове гласных букв, столько и слогов»).

Аналогично дети вместе с Петрушкой разбирают слова: чашка, щетка, лисичка.

6. Игра «Стихи-перевертыши»

Петрушка: 

- Вот спасибо, порадовали вы меня своими знаниями! А  я сейчас попробую вас потешить и рассмешить, я знаю много небылиц.

- Вы знаете, что такое  «небылицы»? (ответы детей)

Небылицы - это шуточные стихи про то чего нет в действительности.

В руках у Петрушки карточки с небылицами. По желанию ребенок  выбирает карточку, Петрушка зачитывает, дети называют,  то чего не может быть.

- Вот послушайте!

Про зиму-лето

Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело —
Лето красное пришло!

Про кошку-собаку

Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:

Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь — укусит!

Про небывалых животных

Лошадь ехала с рогами,
Плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами
Червячок шел с бородой!

Про заботливых лам

Две заботливые ламы —
Лама-папа, лама-мама, —
Бросив деток поутру,
К мышке спрятались в нору!

Про ушастых гусей

Что за гуси пробежали,
Уши и хвосты поджали?
Кто же гонится за ними?
Может, кони на машине?
Нет! Бегут они от страха,
Что догонит черепаха!

Про слона в гнезде

Рассказать вам интерес?
Слон на дерево залез,
Свил гнездо из веточек,
Баюкает деточек!

Про крылатого ежа

Ёжик крыльями махал,
И как бабочка порхал.
Заяц, сидя на заборе,
Громко-громко хохотал!

Про порося

Между небом и землей
Поросенок рылся.

И нечаянно хвостом,
К небу прицепился.

7. Речевая игра «Придумай небылицу»

Петрушка: 

- Понравились вам мои «небылицы?»

- Какие они? (смешные, забавные, интересные, шуточные и т.д.)

- Попробуйте придумать свои небылицы?

(дети придумывают короткие небылицы и рассказывают Петрушке)

Петрушка: 

- Какие вы молодцы, у вас очень хорошо, получается, придумывать небылицы!

- Но мне пора, а вы теперь можете придумывать новые шутки-небылицы и рассказывать их друзьям и  родителям, а я в следующий раз приду и послушаю ваши шутки! (Петрушка прощается и уходит).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".

Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной ...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей, подготовительной группе компенсирующей направленности на тему : "КОТ , ЛИСА И ПЕТУХ"

Действующие лица: Сказочница Кот Лиса Петух Задачи: Образовательные: рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе ФГОС; обе...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Знатоки родного города» Форма проведения: Викторина

Учить детей владеть речью, как средством общения;обогощать активный словарь (викторина, малая родина, герб, благородство, мужество). Формировать у детей гражданское самосознание.Закреплять знания дете...

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Как Зайчонок друга искал»

Конспектcовместной деятельностипо познавательно - речевому развитиюс детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Тема: Игра-путешествие «Как Зайчонок друга искал»...

Конспект Организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы «Мои шутки и смех веселят всех»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы «Мои шутки  и смех веселят всех»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год...