Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ларина Любовь Николаевна

Конспект

образовательной деятельности

 по речевому развитию

«Путешествие в осенний лес»

для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_5357440354175948783.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

      БДОУ г.Омска «Центр развития ребёнка -детский сад №246»

Конспект

образовательной деятельности

 по речевому развитию

«Путешествие в осенний лес»

для детей средней группы

Выполнила :Ларина.Л.Н.

г.Омск

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;

Помогать логично и понятно высказывать суждение.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности.

Развивать речь, память, мышление, воображение;

Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе;

Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».

Воспитательные задачи:

Формировать этическое отношение к миру природы;

Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы экологического направления.

2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики.

3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.

4. Разучивание загадок об осенних явлениях.

Материалы и оборудования: осенние листочки, съедобные "грибы",шапочка-Мухомор, мяч, корзинка.

Ход:

Вводная часть:

В:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
Д: Осень

В: Назовите осенние месяцы

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь

В: Ребята, а почему опадают листья осенью? Кто знает? Как называется это  явление?

Д.: Листопад.

послушайте стихотворение..слова М.Ивсен

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмем  корзинку,

В лес за грибами пойдем,

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком.

В:Предлагаю и нам  совершить путешествие  в осенний лес.

Речевая игра. Идем по лесной тропинке.

«По лесной тропинке

В гости мы пойдем

И дорогу к Осени

Быстро мы найдем,

Веточки березы (качают руками)

Ласково шуршат (трут ладошку об ладошку)

Лес чудес и сказок

Принимай ребят!» (кланяются)

Основная часть:

Вот мы и оказались в осеннем лесу. На тропинке мяч лежит, поиграем?

Игра: «Осенью» (с мячом).

- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Животные  осенью —Животные осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

В: Молодцы! Всё умеете, знаете. 

А теперь присядем на пеньки и отдохнем  и поговорим об осени.

Назовите : первый осенний месяц

Д.: это сентябрь.

Первый месяц осени -это ранняя осень. Что бывает ранней осенью?

Д: Листья на деревьях начинают желтеть, птицы собираются в стаи, люди убирают с огорода урожай…

В.: Назовите  второй месяц осени?

Д.: Октябрь

В.: Как называется осень в октябре?

Д.: Золотая осень

В.: Какие изменения в природе происходят золотой осенью?

Д.: Птицы улетают в теплые края.

В.: Как таких птиц называют? Назовите  этих птиц (Ответы детей)

А как называют птиц, которые остаются на зимовку и не улетают в теплые края? Какие птицы остаются, назовите каких знаете? (Ответы детей)

В.: Назовите третий месяц осени ?Как называется этот период? ?Какие изменения в природе происходят поздней осенью?

Д: Звери готовятся к зиме:  строят норки, делают запасы.

В.: Правильно .Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимней шёрстки мех гуще, пышнее и цвет подходит к зимней природе. Белочка делает запасы в дуплах, медведь наедает подкожный жирок, делает себе около большой коряги берлогу: стелит сухие листья, натаскивает еловые ветки.

Какая интересная беседа у нас получилась. Мы вспомнили, что осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя. Как интересно вы рассказали о событиях, которые происходят в разные периоды осени.

В: Молодцы ребята! Устали - поиграем. Встаем свободно и повторяем движения и слова за мной:  

Физкультминутка:

Тучи в небе кружатся, 
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица. 
(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится, 
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.

В:У каждого времени года есть свои приметы.

Сейчас мы с вами вспомним приметы осени:

Это что за невидимка

Хлопает в саду калиткой,

 На столе листает книжку,

Шорохом пугает мышку,

Сорвал с бабушки косынку,

 Покачал в коляске Димку,

Поиграл листвой, поверьте!

 Ну, конечно, это… (ветер)

- По городу дождик осенний гулял,

 Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит. (лужа)

- Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

 Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук

 Нет, не впустим, милый друг! (дождь)

В: Осень - замечательное время года. Давайте назовём слова, которые относятся к осени ласково и поиграем в игру «Назови ласково»

Дидактическая игра “Назови ласково

(показываю картинки)

 лист-листочек, лужа-лужица, дождь-дождик, туча-тучка, берёза-берёзка, осина-осинка и.т.д.

Малоподвижная игра «Назови гриб!»

Дети образуют круг. В центре Мухомор(ребенок)  с мячом.

Мухомор.

Ну-ка, Миша (Таня…), не зевай!

Гриб  съедобный-мяч лови и скорее называй! Несъедобный- мячик не лови.

Мухомор кидает мяч любому ребенку, он его ловит, возвращает Мухомору, называя гриб.

(воспитатель  показывает картинки вырезанных грибов,  складывает их в корзинку, если ребенок назвал)

Молодцы ребята, целая корзинка грибов

Игра «С какого дерева листочек?»

Как много на ковре листочков! Выберите себе один листик и мы с вами поиграем в игру « С какого дерева листочек?

Дуб (картинка)- те дети у кого листочек дуба поднимают его вверх.

Лист какой? (дубовый)

Береза, те дети у кого листочек березы поднимают его вверх.

Лист какой? (березовый)

 «Клен», те дети у кого листочек клена поднимают его вверх.

Лист какой? (кленовый)

Воспитатель: Молодцы! Мне не удалось вас запутать, вы точно определили листья. 

Соберем красивый осенний букет из листьев. Вот какой красивый у нас букет из осенних листьев получился и полная корзинка грибов! Дары осени!

 Спасибо, осень. Нам, ребята  пора возвращаться в детский сад!

Заключительная часть:

Воспитатель: 

Чем мы сегодня занимались?

Что нового узнали? Чтобы было легким, что трудным, что больше всего понравилось?

Что расскажете родителям, когда придете домой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ образовательной деятельности (речевое развитие) в старшей группе «Русская береза»

Цель: Познакомить детей с поэзией С. Есенина, как одним из жанров художественной литературы. Расширять представление о березе. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно пере...

Конспект образовательной деятельности речевому развитию Тема «Путешествие по произведениям С.Маршака»

Задачи:  систематизировать знания детей по творчеству С.Я. Маршака; - способствовать умению узнавать тексты знакомых произведений, выразительно читать отрывки из них;  развивать умение драма...

Конспект образовательной деятельности"Речевое развитие"во второй младшей группе

Конспект образовательной деятельности "Речевое развитие" во второй младшей группе, составление рассказа по картине...

конспект образовательной деятельности "Речевое развитие" (обучение грамоте) в подготовительной группе

Развивать умение детей выделять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги....

конспект образовательной деятельности Речевое развитие. "Чтение рассказа К. Ушинского "Петушок с семьёй".

Программное содержание: расширять представление детей о домашних птицах: петухе, курице, цыплятах; продолжать учить различать их, продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых ра...

Конспект Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» В средней группе (возраст детей 4-5 лет)

Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова&raqu...