«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сайкина Ольга Сергеевна

«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_fedoru_po_razvitiyu_rechi_st.gr_.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Основная образовательная область: «Речевое развитие»,

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», « Физическое развитие».

Задачи:

  • активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
  • развивать навык словообразования;
  • вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
  • закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
  • развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
  • развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление.
  • воспитывать бережное отношение к посуде, желание
    содержать ее в чистоте.
  • упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
  • закрепить знания детей о гласных  и согласных звуках, определение первого звука в слове.
  • упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

Предварительная работа:

  • рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
  • чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин».
  • отгадывание и разучивание загадок о посуде,
  • игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.

Оборудование:

  •  плакат с силуэтными изображениями предметов посуды;
  • посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,
    салфетница, чайная ложка;
  • столовые приборы: ложка, вилка, нож;
  • столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;
  • кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
  • карточки на каждого ребенка;
  • простые карандаши на каждого ребенка;
  • слайды для игры «Что разбилось?»;
  • три свободных стола;
  • салфетки из ткани для сервировки стола;
  • корзина с угощением;
  • мяч
  • цветы красного и синего цвета

Методы и приемы:

 Практические: сюрпризный момент угощение для детей,  дидактические игры: «Какая посуда спряталась», «Что без чего», «Накрой на стол», «Что разбилось», “Скажи наоборот», «Назови, чей предмет: мой, моя, мое».

Словарная работа: сервиз, сервировать.                                    

 Ход занятия

Минутка вхождения в занятие.

Звучит аудиозапись песни  «Улыбка» (муз.В.Шаинского, сл. М Пляцковского.)

Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбк. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Вбегает плачущая Федора с криками:

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)

- Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?

Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.

В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

В: Почему же она плачет, может она заболела?

Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала.

В: Что же делать? Как же бабушке помочь?

Ответы детей.

Федора:  Может вы и поможете  мне маленькие дети,  если отгадаете мою  загадку: 

   "Ты не сядешь за обед,

     Если в доме меня нет".

(делает задумчивый вид) Что это?

В: Ребята, а вы догадались?

Д: Посуда.

В: А как вы догадались?

Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

В: Федора, посуду ты сможешь вернуть, но нужно будет выполнить задания которые встретятся тебе на пути.

Федора  начинает плакать:

- Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

В: Ребята, поможем Федоре?

Д: Да, поможем.

В: (К Федоре) Постараемся помочь тебе выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь  содержать ее в чистоте.

Ф.: Я не умею!

В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.

Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.

В: Ну, что, Федора даешь обещание?

Ф.: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

В: Ну что ж, не будем терять времени отправимся в путь. Чтобы посуда вернулась нам нужно не мало потрудиться. Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

ля-ля-ля – вот моя земля;

ли-ли-ли – мы козу пасли;

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

  • Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем
  • Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только двух цветов: красные и синие. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно,  не изучали, что они обозначают?/
  •  Это звуки: гласные и  согласные/.

- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этому цвету /дети называют/.

- А теперь переверните цветы, видите картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах /бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/

- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

  •  Ребята, посмотрите, здесь разбросаны шишки. Это кто же их набросал?
  • /Белка/
  •  Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше.

Кукольный театр

  •  Белочка: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  

Сахар    –  соль

Чистота  –  грязь

Зима     –  лето

Потолок  –  пол          

узкая    –  широкая /юбка/    

длинное  –  короткое /платье/    

сильный  –  слабый /спортсмен/    

веселая  –  грустная /девочка/    

высокий  –  низкий /человек/          

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит     –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /книгу/

Надевает  –  снимает /свитер

Белочка:  Молодцы ребята справились с заданием, идите прямо.

- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.

- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».

- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.

  • А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
  • Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, кажется, они даже не ожидали что вы знаете многозначные слова. Но нужно выполнить еще одно задание. При выполнение этого задания принимаются как хоровые ответы, так и индивидуальные, выбор делают сами дети.
  • Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

/иллюстрации/    

медведь   лиса       солнце

волк      белка       окно

лось      сорока   дерево

аист      ворона   яблоко

- Ребята, мы опять справились с заданием

  •  Нужно идти дальше, а сил совсем нет, Садитесь на полянку сейчас отдохнем и отправимся дальше.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник, (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,              ( дети приседают, правая рука на поясе, левая опущена)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,            ( руки в стороны кружатся на месте)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,          (стоя на месте поднимают руки вверх и делают "замочек")

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.             (берутся за руки и делают круг)

Он посуду нам принес.

Н. Нищева

 Воспитатель: - Идем ребята дальше. Посмотрите какая интересная картина, может это и есть Федорина посуда. Но здесь нужно выполнить задание.

Игра «Чего не стало?»

В: Посмотрите на картинку (показывает детям слайд) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку).

В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что потеряла. А что же она потеряла? Догадайтесь (слайд), дети рассматривают его и называют  потерявшийся предмет).

В: А сейчас нужно выполнить еще задание:

Игра «Что без чего?»

В: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой. Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части. ( Дети  берут листочки садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).

Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д.

В: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

Игра «Накрой на стол»

В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.

1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).

3 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.
После этого проверяется правильность выполнения задания.

Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).

В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.

В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?

Д: Сервиз, чайный сервиз.

В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

Д: Набор посуды

В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

Д: Накрывали.

В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.

Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).

В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.

Игра «Что из чего»

В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.

Ф: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).

Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла - … (стеклянный)

Ваза из хрусталя - …(хрустальная)

Ложка из дерева - …(деревянная)

Нож из стали - … (стальной)

Вилка из метала -… (металлическая)

Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)

Кувшин из глины -… (глиняный)

Чашка из фарфора – … (фарфоровая)

В: Федора, а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась!

Ф: Спасибо ребята вы выручили меня помогли вернуть посуду. Теперь я ее буду беречь, ухаживать за ней.

Воспитатель: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как будет это происходить? Мне было приятно помогать Федоре и мне приятно было выполнять с вами задания я встаю в центр круга и протягиваю руку, а дети по очереди которым тоже понравилось помогать  подходят пожимают руку и говорят «Спасибо за приятное занятие» и берутся за руки. Детям, которым было, не интересно остаются стоять на месте» (После церемонии)

 Федора: А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).

В: Если все готово можно и гостей к столу приглашать!

(Дети приглашают гостей за стол).

Список литературы:

1. Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).

2. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).

3. Нефедова К.П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей,  гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"

В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие    включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Программное содержание:активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;развивать навык словообразования;вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый...

ООД "Бабушка Федора в гостях у детей" (лексическая тема "Посуда")

конспект занятия в логопедической группе по лексической теме "Посуда"...

Конспект НОД по Р. Р. с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Предметный мир» "Бабушка Федора в гостях у детей"

Развитие дифференцированного восприятия трудового процесса, вычленение его компонентов. Конкретизация представлений о труде взрослых; представления о жизни человека в городе (быт, дом, транспорт, заво...

«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе Тема  «Бабушка Федора в гостях у детей»  (по лексической теме «Посуда»)   Программное с...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)...