Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лямина Светлана Сергеевна

Программное содержание:

  • активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
  • развивать навык словообразования;
  • вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
  • закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
  • развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
  • развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление.
  • воспитывать бережное отношение к посуде, желание
    содержать ее в чистоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе

«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Составитель: Лямина С.С.

Программное содержание:

  • активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
  • развивать навык словообразования;
  • вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
  • закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
  • развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
  • развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление.
  • воспитывать бережное отношение к посуде, желание
    содержать ее в чистоте.

Предварительная работа:

  • рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
  • чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин».
  • отгадывание и разучивание загадок о посуде,
  • игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.

Оборудование:

  • конверт с заданиями, плакат с силуэтными изображениями предметов посуды;
  • посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,
    салфетница, чайная ложка;
  • столовые приборы: ложка, вилка, нож;
  • столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;
  • кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
  • карточки на каждого ребенка;
  • простые карандаши на каждого ребенка;
  • две картины для игры «Что разбилось?»;
  • полочка, два свободных стола;
  • салфетки из ткани для сервировки стола;
  • корзина с угощением;
  • мяч

Методы и приемы: сюрпризный момент: письмо от посуды, загадывание загадки, дидактические игры: «Какая посуда спряталась», «Что без чего», «Накрой на стол», «Что разбилось»

Словарная работа: сервиз, сервировать.                                    

 Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в группу, в это время вбегает плачущая Федора с криками:

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)

- Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?

Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.

В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

В: Почему же она плачет, может она заболела?

Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала.

В: Что же делать? Как же бабушке помочь?

(В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом).

конверт

Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора! (удивленно), да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре).

Ф: (Открывает конверт и читает).

Здесь какая - то загадка. (Читает):

Ты не сядешь за обед,

Если в доме меня нет.

(делает задумчивый вид) - Ничего не понимаю! Что это?

В: Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать.

Д: Посуда.

В: А как вы догадались?

Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

В: Федора, да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.

Ф: «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать):

- Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?

В: Ребята, поможем Федоре?

Д: Да, поможем.

В: (К Федоре) Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.

Ф.: Я не умею!

В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.

Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.

В: Ну, что, Федора даешь обещание?

Ф.: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

     Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

В: Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Ты, бабушка, (Обращается к Федоре) посиди, отдохни, а мы немного разомнемся, да к делу приступим!

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Н. Нищева

В: Первое задание «Угадай, какая посуда спряталась»? (Воспитатель вывешивает на доске плакат и приглашает детей): Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы спрятались?

посуда

(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение) Например: это чашка - чайная посуда, из чашки пьют чай и т.д.

В: Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды. А сейчас второе задание:

Игра «Что разбилось?»

В: Посмотрите на картинку (показывает детям) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку).

посуда

В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что разбила. А что же она разбила? Догадайтесь (Вывешивает другую картинку, дети рассматривают ее и называют разбившийся предмет).

посуда

В: А сейчас нужно выполнить третье задание:

Игра «Что без чего?»

В: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой. Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части. (Раздает листочки, дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).

Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д.

В: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

Игра «Накрой на стол»

В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.

1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).

3 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.
После этого проверяется правильность выполнения задания.

Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).

В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.

В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?

Д: Сервиз, чайный сервиз.

В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

Д: Набор посуды

В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

Д: Накрывали.

В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.

Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).

В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.

Игра «Что из чего»

В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.

Ф: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).

Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла - …      (стеклянный)    

Ваза из хрусталя - …       (хрустальная)

Ложка из дерева -   …      (деревянная)

Нож из стали -       …       (стальной)     

Вилка из метала -   …       (металлическая)       

Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)          

Кувшин из глины -   …     (глиняный)

Чашка из фарфора –   …     (фарфоровая)

В: А сейчас внимательно посмотрите на столы, на полочку, какие еще предметы посуды вы можете назвать?

Д: Фарфоровая чашка, фарфоровый чайник, фарфоровое блюдце, фарфоровая сахарница.

В: Ну, что, Федора! Давай следующее задание.

Ф: (Заглядывает в конверт).

- Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили меня!

В: Федора, а ты разве ничего не заметила?  Посуда давно вернулась! Помоги мне, пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).

В: Вот посмотри, Федора, чай уже готов.

Ф: А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).

В: Если все готово можно и гостей к столу приглашать!

(Дети приглашают гостей за стол).

Список литературы:

1. Брозаускас Л.Г., Нужная А.Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).

2. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).

3. Нефедова К.П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей,   гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе Тема  «Бабушка Федора в гостях у детей»  (по лексической теме «Посуда»)   Программное с...

«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

laquo;Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Семейные традиции»

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Семейные традиции»...