Конспект непрерывной образовательной деятельности Обучение рассказыванию детей с ОНР в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа «Еж» Е.И. Чарушина.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Коваль Елена Владимировна

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по воспитанию "чувства языка" - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ezh3_1.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18  ИМЕНИ В.А.МАМИСТОВА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                            СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Конспект

непрерывной  образовательной деятельности

Обучение рассказыванию детей с ОНР в старшей  группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» Е.И. Чарушина.

Воспитатель

                                                                                 Высшей  квалификационной категории                        

Коваль Е.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,   «Физическое развитие».

Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

1. Познакомить детей с рассказом Е. И. Чарушина «Ёж». Закреплять представление детей о еже, воспитывать познавательный интерес к природе.    Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадки; Познавательное развитие»)

 2.  Содействовать формированию умения пересказывать связно, в логической последовательности с опорой на мнемотаблицу.   Закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять  в подборе слов-признаков, глаголов по теме. Расширять  словарь антонимов, формирование навыка подбора разных по значению слов. («Речевое развитие»).

3.Вызвать желание общаться со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности и игр. («Социально – коммуникативное развитие»).

4. Воспитывать   чувства ритма и темпа, координация общих движений.  («Физическое развитие»).

5. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища. Воспитывать любовь к животным и заботу о них.

Методы и приемы:

1.Словесный: художественное слово, беседа, обсуждение, загадывание загадок.

2.Наглядный: рассматривание демонстрационного материала, дидактическая игра « Кто, где живет»

3.Практический: игровые упражнения с мячом «Что умеет делать ежик»; проведение физминутка  "Маленький ежик"

Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными,  портрет Е.И. Чарушина, картина «Еж», рассказ Е. Чарушина  «Еж», фонограмма звуков ежа, музыкальная физминутка.

Предварительная работа:

 чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги

Е. Чарушина «Моя первая зоология»; беседа с детьми о диких животных;

разучивание физкультминутки.

Словарная работа: свернулся, закатили,  зазевались, удрал. 

 Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята началось наше занятие. Внимательно слушай, другим не мешай. Когда тебя спросят, тогда отвечай. Пока вы были дома, у нас в группе кто-то наследил,  чьи это следы? 

1. часть

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь,  что это за звуки? (включить фонограмму  фырканье  ежа). Кто- то фыркает, пыхтит.

А поможет вам моя загадка: Под соснами, под ёлками.  Лежит мешок с иголками.

Дети: еж.

(вывешивается картинка ежа)

 Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! отгадали правильно. 

Воспитатель: Ребята ежик  какой?

Дети: маленький, колючий, шустрый, голодный, тощий.

Воспитатель: Ежик всю зиму спал, а весной проснулся.

Дети слушают  воспитателя.

Дети слушают фонограмму фырканья ежа

Дети смотрят, слушают загадки и дают ответ

Дети мотивированы на образовательную деятельность

Дети знают

Ориентируются в своей системе знаний: отличают  новое от уже известного.

2.Основная часть

Воспитатель: (Предлагает сесть на стульчики).

Ребята, я хочу сегодня вам

прочитать удивительный  рассказ,

который называется «Еж», а написал его детский писатель Е.И. Чарушин. (на доске - портрет писателя, картинка ежа). Он написал очень много рассказов для детей о животных. Прошу слушать внимательно.

(на доске - портрет писателя, картинка ежа). Какие рассказы этого писателя мы уже

читали?

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатили ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в блюдце. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес. Понравился вам рассказ?

Дети сидят на стульях и слушают рассказ

Активизируется мыслительная деятельность детей.

Воспитатель: Все ли слова вам были понятны в рассказе? Объясните слова:

Что значит –закатили? – положили.

А что обозначает слово - свернулся? (лег клубочком, шариком). 

А что значит –зазевались? (значит отвлеклись, занялись другим делом). - Ежик  «удрал к себе обратно в лес»,  что значит?  (убежал)

Беседа по содержанию рассказа

Отвечают на вопросы полным предложением.

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) 

-Куда ребята закатили  ежа (ребята закатили  ежа в шапку)

- Как вы думаете, зачем они положили его в шапку? (потому что он колючий)

-Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Во  что налили ребята молоко? (ребята налили молоко  в блюдце).

-Ежик сразу стал пить молоко?

(нет).

-А что он тогда делал? (он полежал, а потом задвигался).

-Когда ежик  поел, что было потом? (ежик снова свернулся шариком)

А когда ребята зазевались, что сделал ежик? (ежик удрал к себе в лес)

Дети слушают и отвечают на вопросы

Дети формулируют  собственное мнение и позицию.

Физкультминутка

 "Маленький ежик"

Маленький ежик, четвероножек.

На спине листок несет,   

Песенку поет:

Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну  лису.

Маленький ежик, четвероножек.

На спине грибок несет,   

Песенку поет:

Туфты, туфты, туфты, туф –

На спине грибок несу,

Самый сильный я в лесу,

Но боюсь одну  лису.

Дети встают в врассыпную и выполняют движения и поют  текст физкультминутки

Развивается внимание, координация речи с движением

 (Повторное чтение рассказа  с установкой на пересказ)

Воспитатель: А теперь послушайте еще раз рассказ внимательно, для того чтобы пересказать.

Предлагаю вам ребята пересказать этот рассказ по цепочке: один начинает, другой завершает. В этом вам помогут картинки  Выкладывание схемы.

 В конце один-два ребенка повторяет полностью рассказ целиком.

Воспитатель: (игра с мячом)

Что умеет  делать ёжик?

Дети: бегать, спать, есть, нюхать, сворачиваться, разворачиваться, топать, фыркать, пыхтеть.

Дети рассматривают схему – рисунок, определяют последовательность пересказа.

Формируется  умение  слушать взрослого.

Развивается логическое мышление.

3. Итог занятия.

Рефлексия

Воспитатель:  Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? ( «Еж»)

Кто автор этого рассказа? (Е. И.Чарушина ). Чей пересказ понравился больше?

Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Задел на будущую  деятельность: воспитатель дарит блокноты с изображением ежика, чтобы дети могли нарисовать самим сюжет рассказа «Еж» и  дома рассказать своим родным.

     

Дети делятся впечатлениями, анализируют собственную деятельность.

Дети адекватно воспринимать оценку своего пересказа  окружающими.

Дети ощущают положительные эмоции от результатов своей деятельности и мотивированы на другую деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).

Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).Цель: Формирование навыков пересказа коротко...

Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: « Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».

Связная речь. Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка».Словарь и грамматика. Учить детей сравнивать изображённых на картинках курицу и цыплёнка по размеру, цвету, подбирать ...

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группеТема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)...