Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте Возраст 5-6 лет Тема занятия: «Знатоки родного языка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

север надежда леонидовна

Конспект занятия напрвленный на развитие фонематического слуха, умение подбирать слова на заданный звук, слова с противоположным значением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте

Возраст 5-6 лет

Тема занятия: «Знатоки родного языка»

Программное содержание:

Выявить уровень знаний детей.

 Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.

 Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении предложений.

Формировать  четкое произнесение звуков, артикуляцию.

 Развивать мелкую моторику.

 Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

«Дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И,  П, Р, М, С, Н;

 картинки для составления предложений; фишки; звуковые линеечки, раздаточный материал для звукового анализа;

пластилин, листы картона, дощечки для лепки.

Ход занятия:

 Дети, мы с вами в течение года добросовестно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, сочинять интересные рассказы.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

 Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем.

А что? Буквы.

 Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.

Много с буквами хлопот, уж такой они народ.

Много букв на дереве. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем.

Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем предлагает выполнить задание.

 БУКВА «А»  Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Жара –

Тяжелый –

Светлый –

Ложиться –

Грязный –

Говорить –

Добро –

 

БУКВА «Т»  Дидактическая игра « Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные –

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

 

БУКВА «О»  Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число.

Муравей – много муравьев.

Машина – много машин.

Тюльпан – много тюльпанов.

Стол – много столов.

Сын – много сыновей.

Кот – много котов.

Дом – много домов.

 

БУКВА «П»  Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»

Вспомните, из чего состоят предложения? Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.

Наступила весна.

Саша рисует красную машину.

Посадил дед репку.

 Возьмите картинки на столе и вернитесь на свои места. Даю пол минутки на составление предложения.

БУКВА «И»  Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.

Цветы стоят на вазе.

Юркий воробей собирать крошки.

В лесу растут сосна.

На черной небе блестят звезды.

 

БУКВА «С»  Дидактическое упражнение «Сколько слогов»

Кукла, мяч, кубики, машина, юла. Каким словом можно назвать все эти предметы? Игрушки.

 Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит»

 (с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)

 Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

 Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

(Изображать, как медведь достает и ест мед.)

 Облизывает лапу

Сластена косолапый.

(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)

 А пчелы налетают, сердятся,

Жужжат, медведя прогоняют.

(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

 А пчелы жалят мишку:

Не ешь наш мед, воришка!

(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

 Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

(Ходьба «вперевалочку».)

 Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

(Сесть на место, положить руки под щеку.)

 (И. Лопухина)

 

БУКВА «Л»  Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

 БУКВА «Р»  Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

На горе Арарат растет красный виноград.

 БУКВА «М»  Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове» 

Работа со звуковыми линеечками.

Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.

 БУКВА «Н»

 Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.

 Гласные тянутся в песенке плавной,

Могут заплакать и закричать,

Но не желают свистеть и ворчать.

 Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.

 А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

 Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.

 Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.

 Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»

Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.

 Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»

Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.

Лепка «Вылепи какую хочешь букву»

 Детям предлагается вылепить из пластилина любую букву, используя приемы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т. п. После окончания работы дети прижимают буквы к листкам картона и забирают свои работы домой.

 Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания родного языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи во 2 младшей группе по теме "Игрушки". Составление описательного рассказа с помощью схемы.

Програмное содержание:формировать умение детей отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ об игрушке.учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при пом...

Конспект итогового занятия по развитию речи в ясельной группе Тема: "В гости к бабушке Забавушке"

Цель: Учить детей произносить слова, называть показанные игрушки, указывать. Учить правильно произносить звуки в словах. Развивать умение постепенно, медленно выдыхать воздух через нос. Воспитыв...

Конспект итогового занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Тема:«Путешествие в деревню»

Цель: Формировать представление о домашних животных и домашних птицах, закреплять названия животных и их детенышей, их признаков, действий; обогащать и активизировать словарь; развивать внимание и наг...

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Радуга" на тему: "Насекомые"

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе "Радуга" на тему: "Насекомые" Цель: Обобщить и дополнить знания детей по теме «Насекомые»; улучшить об...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....

Конспект итоговое занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста Тема"На ферме у бабушки и дедушки"

Конспект итоговое занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста Тема"На ферме у бабушки и дедушки"...