"Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки"
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лукина Елена Владимировна

Материал может быть полезен педагогам ДОУ в работе по развитию и обогащению речи у дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №14»

Консультация для воспитателей

"Развитие и обогащение словаря

детей дошкольного возраста  

в процессе восприятия музыки"

Подготовил: музыкальный руководитель Лукина Е.В.

Саранск, 2021

Слушание (восприятие) музыки - уникальный вид музыкальной деятельности, развивающие возможности которого обеспечивают не только музыкальное развитие ребёнка дошкольного возраста, но и способствуют общему психическому развитию.

Музыка – это прежде всего, язык чувств. Известный музыковед Б.В. Асафьев писал: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». Следовательно, музыкальное искусство включает в себя еще и интеллектуальное начало.

Слушание (восприятие) музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел. Однако, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности. Так перед разучиванием песни, танца, оркестровой пьесы или перед работой над игрой - драматизацией, музыкальное произведение нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с разнообразием музыкальных жанров, со средствами музыкальной выразительности. В процессе восприятия музыкального произведения, сначала побуждаем ребёнка к сопереживанию художественного образа, а затем - к размышлению об услышанном произведении. В процессе беседы о музыке и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Дети подготовительной к школе группы при анализе музыкального произведения должны ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятие и ощущения.  Для определения характера музыки использовать разнообразные прилагательные, музыкальные термины и понятия (регистр, динамика, темп, исполнитель).

Для достижения оптимального результата в развитии и обогащении словаря детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки, в своей работе я использую следующие методы и приемы:

  • прием сравнения. Сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра. Ребенка просят выделить характер, специфику звучания каждого произведения, сравнить их и высказать свои впечатления, мысли. Практика показывает, что словарь детей (для описания характера произведения) очень скуден. Он сводится лишь к использованию минимума прилагательных (весёлая музыка, грустная). Поэтому, необходимо расширять словарь детей, используя разнообразие прилагательные русского языка.
  • приём создания танцевальных композиций. Побуждают фантазию детей выразить в танце. Это позволяет дошкольникам наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения.
  • метод «Рисование музыки». Этот метод предполагает передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);
  • метод «Музыкальные фантазии». Этот метод направлен на развитие воображения и речи детей (дошкольники составляют рассказ, навеянный музыкальным произведением).
  • метод «Коллективное сочинение». Дети поочерёдно придумывают продолжение истории, навеянной музыкой. Этот метод не очень прост, т.к. требует умения подстроиться под содержание ранее придуманной истории. Однако, практика показывает, что данный метод полюбился детям.

Т.о., в процессе восприятия музыкального произведения, у детей дошкольного возраста происходит обогащение не только эмоционального опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических чувств, но и происходит развитие всех психических процессов (мышление, воображение), развивается и обогащается речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Обогащение словаря детей прилагательными в процессе восприятия музыки.

Работая музыкальным руководителем достаточно длительное время, я часто сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что вы...

Особенности старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.В.А. Сухомлинский...

«Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»

Образовательный проект. Цель проекта:формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством с...

Семинар-практикум на тему «Раскрытие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки»

Цель: узнать, изучить, повторить - какие методы и приемы можно использовать в педагогической деятельности для развития творческой активности дошкольников в процессе музыкального восприятия...