«Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»
презентация по развитию речи

Рахимжанова Флорида Шамилевна

Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Все ответы на эти вопросы можно найти, применяя технологию наглядного моделирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»

«Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель Рахимжанова Ф.Ш.

Усть-Ишим 2021г.

Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Все ответы на эти вопросы можно найти, применяя технологию наглядного моделирования.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, мы активизируем внимание и мышление детей.

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложения, текст, научиться работать с ним.) Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.  

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.», т. к. наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Преимущества метода моделирования в развитии психических процессов, личностных, интеллектуальных качеств и познавательных умениях.

Новизна предлагаемого метода заключается в освоении дошкольниками знаков, которые выражены рисунком. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя». Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

Цель применения наглядного моделирования:

- изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Основные задачи:

- способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста,

- сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов;

- развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

- развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности.

Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения) При составлении рассказа, можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.

2. Предметно-схематическая модель. Здесь, выделенные в объекте существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.

Элементы моделей: геометрические фигуры, символические изображения предметов, предметные картинки, силуэтные изображения, планы и условные изображения

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками.

1.Составление рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

2.Заучивание стихотворений, поговорок, пословиц.

3. Использование моделей для составления творческих рассказов.

4. Использование мнемотаблиц (схематичное изображение основных этапов сказки) для пересказа сказки. В качестве примера выступает наглядная модель сказки «Курочка Ряба»

Мнемотехника произошло от греческого слова мнемоника.

Мнемоника – это искусство запоминания.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемодорожки это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

В образовательной деятельности метод моделирования, в работе с детьми 2 младшей группы, следует использовать: картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания, с помощью которой ребенок учиться составлять рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». В средней группе: использовать на занятиях упрощенные схемы для пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки, составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

Какие же результаты мы ждём от метода моделирования?

При регулярном использовании метода моделирования в работе по речевому развитию у детей дошкольного возраста наблюдается:

- развитие связной речи, необходимой для взаимодействия с окружающими людьми;

- приобретение навыков в применении условного обозначения объектов для составления рассказов, загадок;

- развитие умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, чтобы точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Усть-Ишимский детский сад №1» «Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста» Выполнила: воспитатель Рахимжанова Ф.Ш.

Слайд 2

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: 1. Во-первых, ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с общим недоразвитием речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; 2. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминание и усвоение материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; 3. В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 3

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложения, текст, научиться работать с ним.) Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Слайд 4

Преимущества метода моделирования Психические процессы: внимание, память, мышление, речь Личностные качества: самостоятельность, общительность, творческое воображение Интеллектуальные качества: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация Познавательные умения: наблюдать, видеть, слушать, думать, владеть символами

Слайд 5

Цель применения наглядного моделирования : изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Основные задачи : - способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, - сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов; - развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; - развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Слайд 6

Виды наглядного моделирования в работе с дошкольниками Предметное Предметно-схематическое

Слайд 7

Элементы моделей : -геометрические фигуры -символические изображения предметов -предметные картинки -силуэтные изображения -планы и условные изображения

Слайд 8

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Составление рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

Слайд 9

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Заучивание стихотворений, поговорок, пословиц

Слайд 10

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Составление творческих рассказов.

Слайд 11

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками Использование мнемотаблиц (схематичное изображение основных этапов сказки) для пересказа сказки. В качестве примера выступает наглядная модель сказки «Курочка Ряба»

Слайд 12

Ожидаемые результаты у детей (к концу обучения в ДОУ подготовительной к школе группе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, ...

Доклад на метод совете "Физ.минутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста"

quot;Физминутки – как средство  развития речи детей дошкольного возраста"...

Моделирование как средство развития речи детей старшего возраста

Предлагаемая методическая разработка содержит описание метода моделирования...

Игровое моделирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо по...

Метод моделирования – как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому во...

Метод "Синквейн" как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Необходима опора на личностно-ориентированный, системно-д...

перспективный план самообразования "Моделирование сказки как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Актуальность К.Д. Ушинский утверждал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит и...