Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».
презентация по развитию речи по теме

Юсупова Хадиджа Хизбуллаевна

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста Выполнила: Бякина Е.А. и Юсупова Х.Х., воспитатели МБДОУ «Детский сад №29» 25.01.2017г.

Слайд 2

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский , так же по данным Л.С. Выгодского , В.А.Сохина , О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.

Слайд 3

Наглядное моделирование – это создание заместителя изучаемого объекта, и работа с ним. Актуальность использования данного метода состоит в том, что: - Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; - Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; - В-третьих, применяя аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей.

Слайд 4

Преимущества метода моделирования в развитии психических процессов, личностных, интеллектуальных качеств и познавательных умениях. Новизна предлагаемого метода заключается в освоении дошкольниками знаков, которые выражены рисунком. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя». Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

Слайд 5

Цель применения наглядного моделирования: - изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. Основные задачи: - способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, - сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении - развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; - развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Слайд 6

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: - МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя - - СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок. - СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов

Слайд 7

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКОЕ

Слайд 8

ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ : геометрические фигуры, символические изображения предметов, предметные картинки, силуэтные изображения, планы и условные изображения, контрастная рамка.

Слайд 9

Предметное моделирование по символическим изображениям предметов (силуэты, контуры, условные обозначения) дети составляют рассказ, можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.

Слайд 10

Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

Слайд 11

Использование наглядного моделирования для заучивания стихотворений, поговорок, пословиц: - «Солнышко» Чтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей, Чтобы клейкие листочки Появились поскорей, Чтоб сочней была трава, Ярче неба синева, Светит солнышко вокруг – Наш горячий добрый друг.

Слайд 12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ.

Слайд 13

Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)

Слайд 14

Использование геометрических фигур, ориентируясь на качественную характеристику объекта (злой - добрый; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)

Слайд 15

Использование мнемотаблиц (схематичное изображение основных этапов сказки) для пересказа сказки. В качестве примера выступает наглядная модель сказки «Курочка Ряба» В образовательной деятельности метод моделирования, в работе с детьми 2 младшей группы , следует использовать: картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания, с помощью которого ребенок учиться составлять рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». В средней группе : использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов рассказов, пересказов сказок: « Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки, составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»

Слайд 16

Какие же результаты мы ждём от предлагаемого метода: - развитие связной речи, необходимой для взаимодействия с окружающими людьми; - приобретение навыков в применении условного обозначения объектов для составления рассказов, загадок; - развить умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, чтобы точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.



Предварительный просмотр:

Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».

  1. Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста Выполнила: Бякина Е.А. и Юсупова Х.Х., воспитатели МБДОУ «Детский сад №29» 25.01.2017г. 
  2. «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» «Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л.С.Выгодский, так же по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.

 

  1. Наглядное моделирование – это создание заместителя изучаемого объекта, и работа с ним.

Актуальность использования данного метода состоит в том, что:

- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;

- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

- В-третьих, применяя аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей.

  1. Преимущества метода моделирования в развитии психических процессов, личностных, интеллектуальных качеств и познавательных умениях.

Новизна предлагаемого метода заключается в освоении дошкольниками знаков, которые выражены рисунком. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя». Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию. 

  1. Цель применения наглядного моделирования:

- изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка. 

Основные задачи:

- способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста,

- сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении

- развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

- развивать умения детей точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. 

  1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

- МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ З-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание стихов; пересказ текстов с помощью воспитателя - - СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ пересказ литературных произведений; сочинение рассказов по игрушкам, картинам; составление загадок.

- СТАРШИЙ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ проявление интереса к самостоятельному сочинению; создание разнообразных видов творческих рассказов 

  1.  ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО - СХЕМАТИЧЕСКОЕ 

  1.  ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ : геометрические фигуры, символические изображения предметов, предметные картинки, силуэтные изображения, планы и условные изображения, контрастная рамка.

  1.  Предметное моделирование по символическим изображениям предметов (силуэты, контуры, условные обозначения) дети составляют рассказ, можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей. 

  1.  Использование наглядного моделирования в работе с дошкольниками. Рассказ по сюжетной картинке. В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.

  1.  Использование наглядного моделирования для заучивания стихотворений, поговорок, пословиц:

- «Солнышко» Чтоб скорей раскрылись почки

                          У берез и тополей,

                          Чтобы клейкие листочки

                           Появились поскорей,

                           Чтоб сочней была трава,

                           Ярче неба синева,

                           Светит солнышко вокруг –

                           Наш горячий добрый друг. 

  1.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ.

  1.  Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)

  1.  Использование геометрических фигур, ориентируясь на качественную характеристику объекта (злой - добрый; добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)

  1.  Использование мнемотаблиц (схематичное изображение основных этапов сказки) для пересказа сказки. В качестве примера выступает наглядная модель сказки «Курочка Ряба»

В образовательной деятельности метод моделирования, в работе с детьми 2 младшей группы, следует использовать: картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания, с помощью которого ребенок учиться составлять рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». В средней группе: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными. С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия: - рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; - пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»; - придумывание сказки, составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес» 

  1.  Какие же результаты мы ждём от предлагаемого метода:

- развитие связной речи,  необходимой для взаимодействия с окружающими людьми;

- приобретение навыков в применении условного обозначения объектов для составления рассказов, загадок;

- развить умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, чтобы точно, последовательно, связно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей"

•Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним; для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемо...

Игровое моделирование как средство развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо по...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

«Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литерат...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование массажных мячиков как средство развития речи детей дошкольного возраста"

        Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию массажного мяча в работе с детьми дошкольного возраста....

Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...

Презентация на тему: "Синквейн - как новая технология в развитии речи детей дошкольного возраста"

Актуальность данного метода«СИНКВЕЙН» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста , чт...