Занятие по развитию связной речи с элементами обучения грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Орлова Надежда Алексеевна

Занятие по развитию связной речи с элементами обучения грамоте

«Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию связной речи с элементами обучения грамоте

«Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы»

Коррекционно-образовательные цели:

- Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме « Весна» (весна, капель, проталины, подснежник, почка, таять, пахнуть, распускаться, сосулька).

- Совершенствование грамматического строя речи (умения согласовывать прилагательные с существительными), навыка звукового анализа слов, навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели:

- Развитие связной речи с использованием мнемотаблицы, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, тонкой моторики, выразительности движений.

Воспитательные цели:

- Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, мультимедийный экран, аудиозапись пьесы П. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года» и пением птиц в весеннем лесу, мольберт, репродукция картины И. Грабаря «Март», рассказ Г. Скребицкого «Март», мнемотаблица к рассказу «Март», буквы и зрительные сигналы для составления схемы слова и предложения.

Предварительная работа. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать; первыми проталинками. Разучивание стихов Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Алферова, И. Токмаковой, Л. Кудрявской. Разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка», «Пчела», игры малой подвижности «Веснянка».

Ход занятия

  1. Организационный момент. 
  2. Логопед 

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги. Я приглашаю вас на логопедическое занятие. Сегодня выдался чудесный весенний день.

- Дети, вы только  что прослушали небольшой отрывок из музыкальной пьесы, которую написал русский композитор П. И. Чайковский  и называется она «Подснежник»).

Логопед. Посмотрите на экран, это подснежник. Рассмотрите его. Какой он? (дети должны подобрать как можно больше слов-определений к слову «подснежник»)

Дети. Нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелеными листиками и прекрасным белоснежным цветком.

Логопед. Приметой какого времени года является появление подснежников? (приметой весны)

- А сейчас я хочу предоставить слово Насте.  

Прибежал подснежник

В мартовский лесок.

Заглянул подснежник

В чистый ручеек.

И, себя увидев, крикнул:

«Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна»   Л. Кудрявская

- Дети, какие приметы весны вы еще знаете?

- Давайте составим предложения о весне. Помогут вам в этом картинки-подсказки.  Каждое ваше предложение должно начинаться со слова «Весной». (дети составляют предложения по индивидуальным картинкам)

-Дети, какое предложение вам понравилось больше?

- Давайте составим схему этого предложения.

- Настя, сколько слов в твоем предложении?

- Артем, назови первое слово предложения.

- Дима назовет второе слово предложения.

- Ксюша, назови третье слово предложение.

- Покажите мне начало предложения. С какого слова начинается?

- Покажите мне конец предложения. Каким словом заканчивается?

- Что вы поставили в конце предложения? (точку)

2. Рассматривание картины И. Грабаря «Март».

Логопед. Посмотрите на экран. Перед вами  картина известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март».

-Какое время года изобразил художник? (март)

-Что вы видите на картине? (небо, снег, землю, деревья)

- Расскажите, какое небо на картине? (высокое голубое)

- Какой снег? (Снег рыхлый, темный.  На снегу появились первые проталины)

- Захар, я знаю, ты приготовил стихотворение про снег. Прочитай, пожалуйста.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.  А. Толстой

- Какая земля? (Земля на проталинах оттаивает, она влажная)

- Какие деревья? (У берез ветки кажутся розовыми, потому что деревья уже проснулись после зимнего сна и по ним движется сок)

Логопед. Дети, какое настроение у вас вызывает эта картина?

Дети. Когда смотришь на эту картину, настроение радостное, веселое.

- Дети, если бы мы с вами оказались на лесной поляне, что бы мы ощутили на своем лице?

 Дети. Мы ощутили бы на лице теплые солнечные лучи и легкий свежий ветерок.

Логопед. А что бы мы услышали в весеннем лесу?

Дети. Пение птиц.

Логопед. Давайте послушаем.

Логопед включает аудиозапись пения птиц.

Логопед. Конечно же. Понравилась ли вам картина «Март»?

- Почему?

Дети по очереди дают ответы на вопрос.

Дети, я думаю, вы устали. Давайте отдохнем. Вставайте в круг.

3. Координация речи с движениями

«Веснянка»

Дети. Солнышко, солнышко-

          Золотое донышко.

          Гори, гори ясно,

          Чтобы не погасло.

          (идут по кругу, взявшись за руку)

Логопед.  Побежал в саду ручей.

                 Прилетели сто грачей.

                (бегут легким бегом, «летят» по кругу,)

Дети.  А сугробы тают, тают,

           А цветочки подрастают.

          (медленно приседают, тянутся на цыпочках, руки вверх)

 Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Пчела»

Ласточка, ласточка

Милая касаточка.

- Ты где была?

- Ты с чем пришла?

- Я за морем бывала.

- Весну добывала.

-Несу-несу,

Весну-красну.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек,

И веселый мотылек.

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза.

Полетали-полетали,

От усталости упали.

4. Рассказывание стихотворений о весне.

Логопед. Дети, я снова хочу дать слово вам. Вы выучили много стихов о весне. Расскажите небольшие отрывки из стихотворений. Следите за произношением звуков. Рассказывайте четко и выразительно.

С. Абрамов

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф. Тютчев

А. Ермолаев

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами.

Ж. Лысов

Черные проталины

На полях видны.

Видно очень теплые

Ноги у весны.

 И. Токмакова

И. Кунин

Отшумели все метели

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели

И сосульки в ряд висят.

Д. Татаркин

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

А. Бояркин

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна.

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна!

 А. Алферов

5. Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы.

Логопед. Вы замечательно прочитали стихи, а я прочитаю вам рассказ Георгия Скребицкого «Март». Он тоже как будто специально написан к этой картине. Слушайте внимательно.

Март — первый месяц весны. На земле еще лежит снег. Но посмотрите, как ярко светит солнце. Лучи солнца греют лицо, руки. Небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Снег начинает таять. Появляются первые проталины. В полях журчат маленькие ручейки. Ручьи, первые проталины - это начало весны.

Беседа по рассказу

Логопед. О чем этот рассказ?

Дети. Этот рассказ о весне.

Логопед. С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа. Вам поможет 1-ая карточка.

Дети. Март — первый месяц весны.

Логопед. Чем март похож на зиму?
 Вам поможет 2-ая карточка.

Дети. На земле еще лежит снег.

Логопед. Что сказано о солнце в рассказе?

- Смотрите на 3-ю карточку.

Дети. Солнце светит ярко. Лучи солнца греют лицо и руки.

Логопед. Что сказано о небе? Вам поможет 4-я карточка.

 Дети. Небо синее-синее.

Логопед. Что раскинулось по небу? Смотрите на 4-ю карточку.

Дети. По небу раскинулись пушистые облака.

Логопед. Что начинает таять в марте? Вам поможет 5-ая карточка.

- Что появляются на пригорках? Смотрите на 6-ую карточку.

Дети. В марте начинает таять снег, появляются первые проталины.

Логопед. Что такое проталины!

Дети. Прота́лина — место, где ста́ял снег и открылась земля. 

Логопед. Что сказано в рассказе о ручейках? Смотрите на 7-ую карточку.

Дети. Маленькие ручейки журчат в полях.

Логопед. Как еще можно сказать по-другому? Замените слово журчат на другое.

Дети. Звенят, поют.

Логопед. Какие приметы говорят о начале весны?

Дети. Ручьи, проталины говорят о начале весны.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать.

Карточки в этом вам помогут.

Педагог читает рассказ повторно.

Предлагает пересказать рассказ.

6. Составление  схемы слова март. 

 Логопед. Давайте поиграем в игру «Живые звуки».

- Что это?

Дети. Машина

- Дима, на какой звук начинается слово машина?

- Звуком М будет Дима.

- Что это?

Дети. Акула

- Артем, назови последний звук в этом слове.

- Звуком А будет Артем.

- что это?

Дети. Муравей.

- Ксюша, назови звук, который я выделила голосом.

- Звуком Р будет Ксюша.

- Что это?

Дети. Тигр.

- Илья, назови первый звук в этом слове.

-Звуком Т будет Илья.

Логопед. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове четыре звука.

Логопед. Назовите согласные звуки. Сколько их?

 Дети. В слове три согласных звука.

Логопед. Какие они?

Дети. [М], [р], [т]. Это твердые согласные звуки.

Логопед. Назовите гласные звуки.

 Дети. Один гласный звук [а].

Логопед. И наконец, сколько слогов в этом слове? Почему?

Дети. В этом слове всего один слог, потому что в нем один гласный звук. Вспомните правило.

Логопед. Теперь прикрепите слова на доске по порядку.

- Дети посмотрите еще раз на слово МАРТ и запомните все звуки. Сейчас мы составим звуковую схему этого слова.

Логопед произносит слово март утрировано.

https://konspekta.net/stydopediaru/baza2/202889645983.files/image024.jpg

После каждого вида задания, логопед интересуется у детей, справились ли они с заданием. Просит поаплодировать самим себе.

8. Окончание занятия

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им понравилось, а потом оценивает их работу.

- Ребята, я благодарю вас за работу.  Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности на тему: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Учить рассматривать пейзажные картины; познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе репродукции картины «Золотая осень»....

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе «Как оленёнку маму искали»

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе «Как оленёнку маму искали»...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами биоэнергопластики в подготовительной к школе логопедической группе.

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи с элементами биоэнергопластики  в подготовительной к школе логопедической группе по сказке С.Я.Маршака "Кошкин дом". Дети оче...

Конспект занятий по развитию связной речи с элементами сказкотерапии "Расскажем сказку"

Развивать связную речь, обучать детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по вопросам.  Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстни...