Новая образовательная технология – «Развивающий диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Петрунько  Ольга Васильевна

Презентация по теме "Новая образовательная технология – «Развивающий  диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новая образовательная технология – «Развивающий диалог» В соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы »

Слайд 2

Понятие: Что такое развивающий диалог? Развивающий диалог- обсуждение с детьми проблемной(противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

Слайд 3

Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники , со-трудники . Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА  Проблемная ситуация;  Дети активно включаются в диалог:  Дети задают вопросы;  Дети поддерживают беседу;  Детям интересно мнение других;  Проявляют своё отношение к сказанному;  Высказывают своё мнение;  Дети аргументируют своё мнение .  Использование новых слов;  Появляются суждения.

Слайд 5

КАКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД ПЕДАГОГОМ ? «Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности , ни о творчестве» Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова

Слайд 6

Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

Слайд 7

СТРУКТУРА РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА Проблемная ситуация Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации Обсуждение проблемы Структурирование ответов детей Анализ высказываний Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы) Проверка гипотезы и вывод

Слайд 8

Основная цель развивающего диалога - помочь развитию творческого, продуктивного диалектического мышления дошкольника. (форма мышления, позволяющая видеть противоречия в объектах познания и продуцировать на структурного преобразования этого противоречия новые идеи ) Действия диалектического мышления - обнаружение, постановка и решение диалектических мыслительных задач: - диалектическое превращение – базовое действие творческого мышления, когда для любой идеи всегда существует противоположная; - диалектическое объединение – появление чего-то нового в объекте через внутреннюю борьбу противоположностей; - диалектическое опосредствование – предполагает способность находить такое решение, когда взаимоисключающие потребности реализовываются в конкретных действиях и в результате удовлетворяются; - диалектическое обращение – предполагает, что результат того или иного процесса является его началом, а начало, наоборот, является состоянием, к которому процесс стремится; - диалектическое отождествление - противоположности рассматриваются как одно и то же.

Слайд 9

З адачи развивающего диалога: Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения); Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности; Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами; Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Слайд 10

КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ? Педагог – модератор:  Ставит проблему;  С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;  Не прерывает и не торопит детей ;  Не даёт готовых ответов;  Использует противоречия;  Аргументирует свой ответ.  Старается не упустить ни одного ребёнка;  Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).  Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

Слайд 11

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах ). ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ ?  Интересы и потребности детей;  Опыт;  Возраст;  Индивидуальные особенности детей;  Текущие события в группе.

Слайд 12

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: Задаётся проблемный вопрос ( Как вы думаете? Как вы считаете?) Выдвигаются версии детей с обоснованием; Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии Возвращаются к проблемному вопросу ( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников.

Слайд 13

Следующий этап — проблемные вопросы . Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера: Субъективный (Что вы думаете об этом?) Уточняющий (Верно ли?) Почемучкин (Объясните, почему?) Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?) Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

Слайд 14

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ МОЖНО ЛИ ВСЕГДА ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ? МОЖНО ЛИ ПЕРЕБЕГАТЬ ДОРОГУ НА КРАСНЫЙ СВЕТ, ЕСЛИ НЕТ МАШИН ? А ЕСЛИ ВЗРОСЛЫЙ ПЕРЕД ТОБОЙ ПЕРЕБЕГАЕТ? У МОЕЙ ПОДРУЖКИ ЖИВЁТ БЕЛАЯ КРЫСА ДОМА. КРЫСА – ДИКОЕ ИЛИ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ ? ПОЧЕМУ ЛЮДИ ХОДЯТ НА РАБОТУ ? КАК НАРИСОВАТЬ МАШИНУ В ДВИЖЕНИИ ? Что одновременно движется и не движется? КАК НАЙТИ НА ДЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ МАМУ СРЕДИ ЕЁ ПОДРУГ? ЗАЧЕМ ВЕРБЛЮДУ, КОТОРЫЙ ЖИВЁТ В ПУСТЫНЕ ТАКАЯ ТЁПЛАЯ ШЕРСТЬ ?

Слайд 15

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д ).

Слайд 16

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА ВОПРОСЫ ПРОДУМЫВАЙТЕ ЗАРАНЕЕ НЕ ДАВАЙТЕ ГОТОВЫХ ОТВЕТОВ НЕ ГОВОРИТЕ « НЕ ПРАВИЛЬНО!» ПОКАЗЫВАЙТЕ ДЕТЯМ , ЧТО ВСЕ ИХ ИДЕИ И ГИПОТЕЗЫ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ДЕТСКУЮ ИНИЦИАТИВУ РЕЗЮМИРУЙТЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ТО, ЧТО БЫЛО СКАЗАНО, НАЗЫВАЯ ДЕТЕЙ ПО ИМЕНАМ ПОЗВОЛЯЙТЕ ДЕТЯМ САМИМ УВИДЕТЬ И ПОНЯТЬ СУТЬ ПРОТИВОРЕЧИВОЙ СИТУАЦИИ ПОЗВОЛЯЙТЕ ДЕТЯМ САМИМ ОБСУДИТЬ, ЧТО ПРОИЗОШЛО ПРИНИМАЙТЕ НА СЕБЯ РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ

Слайд 17

Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг ) которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.

Слайд 18

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СЛУШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО ЛЮБЫЕ ИДЕИ ВАЖНЫ ОБЪЯСНЯТЬ, ПОЧЕМУ ТЫ ТАК СЧИТАЕШЬ ГОВОРИТЬ ПО ОЧЕРЕДИ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ ОТВЕЧАТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС

Слайд 19

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками , готовности к совместной деятельности .  Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.  Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила.  Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.  Обеспечение эмоционального комфорта.

Слайд 20

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА 1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми). 2. Содержание диалога переходит на новый уровень: охвачено большинство детей; проявляют своё отношение к сказанному ; высказывают своё мнение и аргументируют его. 3. Возникает диалог между детьми.

Слайд 21

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ Как изобразить движение? СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Мы одинаковые или разные? НОРМАТВОРЧЕСТВО Всегда ли нужно делиться своими игрушками? СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Как мы поздравим наших мам на 8 марта? ФИЛОСОФСКОЕ Что такое счастье? Как рождаются мысли ?

Слайд 22

Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по преемственности с дошкольными учреждениями "Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы» (презентация), Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового поколения"

Семинар для воспитателей Федеральные Государственные Требования к реализации новой общеобразовательной программы «От рождения до школы».Занятие с будущими первоклассниками по УМК "Предшкола нового пок...

Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...

Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 5 до 6 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,

Содержание рабочей программы составлено с учетом конкретных условий, образовательных потребностей, отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников....

Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО и инновационной программы «От рождения до школы»

Представляю презентацию по проведению педагогического мониторинга индивидуального развития детей и пример диагностической карты для средней группы....