Конспект "Веселое путешествие на остров Грамматики"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Веселое путешествие на остров Грамматики.

Конспект занятия по развитию речи.

Цели:

Коммуникация:

  • Развитие навыков построения предложений по схеме и составление схемы для данного предложения;
  • Развитие связной речи – формирование навыков составления предложений и короткого рассказа по картине;
  • Развивать умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;

Социализация:

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
  •  Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
  • Развитие словаря: усвоение названий морских профессий и профессиональных действий;

Здоровье:

  • Укрепление организма.

Познание:

  • Развивать логическое мышление;
  • Сформировать знания у детей о значении воды в жизни человека;
  • Прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.

  • Беседы на тему «Вода на Земле»
  • Сюжетно-ролевая игра «Отважные мореплаватели»
  • Дидактические игры «Кто назовёт больше действий», «Отвечай быстро», «Капитан укладывает чемодан», «Круги на воде»
  • Рассматривание иллюстраций различных водоёмов, репродукция картин русских художников
  • Чтение художественной литературы «Живая вода» А.С. Пушкина.

Материалы для занятия.

  • Иллюстрации с изображениями различных кораблей;
  • Конверт с письмом;
  • Картинки-пазлы;
  • Лист со схемами предложений;
  • Карточки для игры «Превращения слов».
  • Кроссворд с загадками.

Ход занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Часть 1.

-Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное. Оно необычное по нескольким причинам. Никто из вас еще не знает, чем нам сегодня предстоит заниматься. Я тоже не знаю. Представьте себе, сегодня утром в нашем детском саду появилась таблица. А рядом с ней написаны загадки. Что бы этот значило? Как вы думаете?

-И я тоже думаю, что это кроссворд. А когда мы его отгадаем, узнаем, чем сегодня будем заниматься.

-чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки:

  1. По морю шумно идет, к берегу подойдет-сразу пропадет.(волна)
  2. Кругом вода, а пить нельзя. (море)
  3. Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце. (родник)
  4. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река)

-Итак, сегодня мы опять поговорим о воде, ее значении в нашей жизни. Мы продолжим путешествие по нашей планете под названием «Океан». Я приглашаю вас в путешествие, сегодня утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям старшей группы.

На конверте надписан обратный адрес «Остров Грамматики». Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.

«Дорогие ребята! Вам пишут жители острова Грамматики.

А вы знаете, что такое грамматика ? Это наука, которая изучает нашу речь, происхождение разных слов, строение предложений.

Мы приглашаем вас в гости на наш веселый остров. Мы знаем много интересных игр и с удовольствием научим вас играть в них.

Но путь к нашему острову труден и долог.

Вы должны сесть на Корабль Знаний и поплыть по Морю Вопросов и Ответов. Ждем вас с нетерпением!»

Часть 2.

Путешествие на корабле.

Этап 1.

-Прежде чем отправиться в путешествие, на Остров Грамматики, нам надо определить, кто попадет на Корабль знаний. В этом нам поможет игра «Волшебная палочка»

Описание игры. Дети стоят в кругу; в центре круга - ведущий, в руках у него карандаш, ручка или указка, обозначающие волшебную палочку. Заранее договариваются о правилах игры: говорит только тот, у кого в руках волшебная палочка, остальные молчат и не имеют права подсказывать. Если дети не согласны с ответом или высказыванием, они должны молча потопать ногами, если согласны – молча хлопают в ладоши.

Этап 2.

-Теперь мы должны подготовит корабль к долгому путешествию.

Задание. Разбившись на подгруппы, собрать цепочку из картинок. Объяснить свой выбор группы.

-Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, в которых есть что-то общее.

Пример.

Набор из трех картинок, на которых изображены холодильник, кухонная посуда, интерьер кухни. Эти картинки можно объединить общей темой «Кухня». На рисунке видно, что с помощью фигурных вырезов на боковых сторонах картинок они объединяются в одну общую цепочку. Дети, у которых были такие картинки, составили на следующем этапе команду, работающую на камбузе.

Другой набор картинок: лев, крокодил, слон и жираф в зоопарке. Этот набор можно объединить одной темой «Зоопарк». Дети, получившие эти картинки, составили команду, которая отправилась в плавание, чтобы доставить в зоопарк редких животных с далеких тропических островов.

Этап 3.

-Путешествие начинается. Морские профессии

Выясним, к каким морским профессиям подходят собранные в цепочки картинки. Формулируем профессиональные действия членов экипажа.

1. Капитан и его помощники — управляют движением корабля.

2. Боцман - следит за порядком на судне, чтобы всюду была чистота, чтобы все грузы были закреплены, чтобы все члены экипажа выполняли свои обязанности.

3. Главный механик — отвечает за исправную работу двигателя судна.

4. Кок — морской повар, готовит пищу на корабельной кухне — камбузе.

Физкультминутка .

Физкультминутка «Теплоход»

От зеленого причала Оттолкнулся теплоход,

Наклоны вправо-влево.

Он назад шагнул сначала -Раз, два!

А потом шагнул вперед -Раз, два!

Выполняют по два шага назад-вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Идут, ставя стопы носками внутрь-наружу.

Этап 4.

— Путь по Морю Вопросов и Ответов очень сложен. Наш корабль ожидают разные испытания. Мы должны понять, почему с кораблем происходят те или иные события. Попробуйте закончить мою фразу:

«Наш корабль отправился в плавание, потому что...»

«На корабле объявлена тревога, потому что...»

«Моряки причалили к необитаемому острову, потому что...»

«Корабль сел на мель, потому что...»

Этап 5.

-Вот мы и прибыли на веселый остров Грамматики. Его жители очень любят играть. Их любимая игра «Составь предложение». Они приглашают вас поиграть в нее. Надо придумать предложения по картинкам. Но придумать мало. Надо еще определить, какая схема подходит к вашему предложению. Схемы указаны вот на этом листе бумаги. Правило одно: нужно придумать по одному предложению от каждой команды.

Этап 6.

-А вот и еще одна интересная игра. О ней мне тоже рассказали жители острова Грамматики. Поиграем в «Превращения слов». У меня есть слова, которые могут превращаться в другие слова, если в них заменить всего одну букву.

Например, если в слове коза заменить подчеркнутую букву к на р, то получится слово роза. Каждой команде выдается карточка с написанным на ней словом. Замените в слове подчеркнутую букву и получите новое слово, и, может быть, не одно.

Слова: речка — ручка; речка — печка; речка — репка, рейка.

Заключение.

-Вот и добрались мы до Острова Грамматики. Его обитатели очень любят читать книги. Они и нам для чтения прислали свою любимую книгу.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети должны объяснить свой выбор. Правильность подбора выясняется совпадением отверстий пазлов.

Дети разбиваются на команды по морским профессиям.

• Он перевозит пассажиров;

• Он перевозит грузы;

• Корабль-исследователь, должен открыть и описать новые страны;

• Получено бутылочное письмо с просьбой о помощи;

• Найдена карта с отметкой о спрятанных сокровищах;

• Пиратский корабль отправился на разбой;

• Корабль-защитник ищет пиратские корабли и вступает с ними в бой;

• Это научный корабль, он остановится посреди моря, и аквалангисты будут изучать морских обитателей;

• Приближается пиратский корабль;

• Корабль сел на мель;

• На корабле начался бунт;

• Обнаружена серьезная поломка;

• Приближается серьезная буря;

• На корабле закончились еда и вода, и нужно пополнить запасы;

• Корабль исследовательский, нужно изучить остров и занести его на карту;

• Корабль после шторма нуждается в починке;

• Корабль ушел от преследования пиратов и спрятался в бухте;

• На корабле заболело много матросов. Им нужен покой и отдых;

• Именно на этом острове спрятан клад, отмеченный на карте;

           • На этот остров высаживают                              заговорщиков и бунтовщиков.

• Это его морская буря вышвырнула;

• Был сильный туман и моряки не увидели мель;

• Рулевой заснул на вахте;

• Рулевой оказался плохо обучен;

           • Эта мель не была обозначена на    карте. Наверно, появилась недавно, после землетрясения.

Дети составляют предложения.

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ГРАММАТИКИ»

1.     Образовательная:Закреплять умение называть слова на твердые и мягкие согласные звуки.2.     Развивающие:А) Продолжать развивать зрительно-пространс...

Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Грамматики » (применение пособий по обучению грамоте в подготовительной группе)

В данном конспекте раскрывается опыт работы на занятиях по обучению грамоте - именно применение дидактического наглядного, раздаточного материала, сделанного своими руками. Материал подготовила Крулик...

НОД "Путешествие по стране Грамматика" в подготовительной группе

Организация непосредственно организованнойобразовательной деятельностипо разделу «Обучение грамоте»«Путешествие по стране Грамматика»подготовительная логопедическая группа НОД    "...

НОД "Путешествие в страну грамматику"

Образовательная область "Коммуникация"...

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие на Остров Грамматики"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие на Остров Грамматики" с применением учебного интерактивного демонстрационного оборудования-интерактивной системы SMART BOARD...

Занятие по развитию речи "Путешествие на Остров Грамматики"

Цель данного занятия развить навыки построения предложений и активизация словаря....