Сообщение на тему: "Развитие речи на музыкальных занятиях"
консультация по развитию речи

Симакова Татьяна Алексеевна
Сообщение для педагогов на тему : "Развитие речи на музыкальных занятиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_razvitiyu_rechi_-_kopiya_-_kopiya.docx21.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

СООБЩЕНИЕ

на тему: «Развитие речи на музыкальных занятиях»

для педагогов

 

                                                                                                           Подготовила:

                                                                                         Симакова Татьяна Алексеевна

                                                                                         музыкальный руководитель

                                                                                         высшей квалификационной категории

                                                                                         согласовано: старший воспитатель 

                                                                                         ___________________ Хисамиева А.Ф.

                                                                                         дата проведения: «2» декабря 2021 г.  

                                                                                   

        

2021 г.

                                      «Музыка – это истинная, всеобщая человеческая речь»

                                                                                                              Карл Вебер

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

 От степени сформированных речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке.      Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. На музыкальных занятиях работа по развитию речи идёт через разные виды музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности:

1) Слушание музыки

2) Пение

3) Музыкально-дидактические игры

4) Музыкально-ритмические движения

5) Игры на детских музыкальных инструментах

Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Музыкальная и разговорная речь имеют определённые  черты сходства:

-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;

-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);

-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.

Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками,  во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. я постоянно работаю над такими компонентами языка и речи, как:

-развитие словаря;

-обучение  чтению стихов;

-формирование диалогической речи;

-ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и башкирской);

-воспитание культуры речевого общения;

-развитие дыхания.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка»     (Л.Генералова).

Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений.     К  музыкально – ритмическим движениям   относятся  танцы: парные,  с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.

 При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.

Слушание музыки: является ведущим видом музыкальной деятельности. В своей работе по слушанию, я часто сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Словарь «эстетических эмоций» обогащает речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваем у детей компоненты устной речи.

Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку.

Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки.        Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

«… Для  ребёнка  голос –  самый     доступный  и  первейший инструмент»−

писал  Л. Стоковский.

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –

Пение:

Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:

-дети не поют, а говорят;

-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

-плохо запоминают тексты песен, их названия;

-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;

-затрудняются в передаче ритмического рисунка.

 В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней я на них фиксирую внимание.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

1.В работе над дыханием я стараюсь сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую игры

 «Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.

2. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

3. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

  -совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

 - культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

 - формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

 -развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

  Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д.  – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие  автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Включаю разнообразные попевки, для развития фонематического слуха, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о)  в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Дом большой» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение  и пропевание по ступенькам, по лесенкам  и т.д) .

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.

Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями, для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.

«Ум ребенка находится на кончиках его                 пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.

Пальчиковые игры:

Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму» . На своих занятиях, я использую обязательно пальчиковую гимнастику, где мы вместе с детьми не просто инсценируем стихотворение пальчиками или ладошками, но включаем в репертуар и музыкальные пальчиковые игры. «Улитка», «Котенька, коток» и т.д. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.

Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.  На музыкальных занятиях использую инструментальные игры (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.

Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), обогащению словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.  

На музыкальных занятиях я использую игры, как хороводные, игры- приветствия («Поприветствуй друга», «Здравствуйте, ладошки», «Музыка, здравствуй»), классические, национальные и т.д., с целью концентрации внимания детей, развитию координации движений, речи и артикуляции, развития ритмического слуха и умение действовать согласованно, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения. Поэтому в подготовке музыкального сопровождения использую разнообразный музыкальный материал: классическую музыку, русскую народную, детскую. В своей практике применяю исполнение детьми песен, как под «живую музыку», так и под фонограммы – минусовки.

Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей также используются благоприятно на музыкальных занятиях

Таким образом, развитие речи дошкольников осуществляется всесторонне в разных видах музыкальной деятельности. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...

сообщение на тему "Развитие музыкального творчества в детском саду"

Развитие творческих способностей детей через все виды музыкальной деятельности...

Сообщение на тему:" Развитие речи через воображение "

В сообщение говориться о том,как можно развивать воображение детей через образы,как помочь ребёнку запоминать и воспроизводить материал....

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Сообщение на тему: «Развитие интереса к родному краю в процессе музыкального воспитания»

   «Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к...