НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии, и использования проблемной ситуации по теме: "Весеннее путешествие".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Еналеева Марина Александровна

Цель занятия совершенствование устной речи детей. Обогащать и расширять представление детей о происходящих изменениях в природе описывать сюжетные картины по вопросам.

Совершенствовать умение составлять предложения из двух и более слов, объяснять назначение предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель: Еналеева М.А.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии, и используется проблемная ситуация.

Тема. Весеннее путешествие.

Реализация содержания в образовательных областях: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, конструктивная, двигательная.

Цель: совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Речевое развитие: обогащать и расширять представления детей о происходящих изменениях в природе описывать сюжетные картины по вопросам. Совершенствовать умение составлять предложения из двух и более слов, объяснять назначения  предметов, развивать мышление, речь, память, мелкую моторику рук.

Познавательное развитие: закреплять желание делать направленный интерес к животному миру, оценивать уважительное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.

Возможные достижения ребенка: имеет представление о путешествии, ритмично двигается в соответствии с характером музыки; называет все признаки и изменения, которые происходят весной, конструирует кораблик из грецкого ореха.

Методы и приемы: словесный, наглядный; рассматривание, разговор.

Формы: создание педагогической ситуации.

Оборудование: сюжетные картинки  «Весна на лугу», «Лес весной»,  «Водоем весной», «Подводный мир зимой», рюкзак, компас, резиновые сапоги, муляжи (овощи, фрукты), игрушки (кубики, куклы), скорлупа грецкого орех (почищенная), спички (очищенные от серы), белые бумажные флажки, карандаши.

Предварительная работа. Разучивание разминки. Индивидуальное  разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна».

Содержание  организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя.

Воспитатель. Дети, какое время года наступило? (Весна) что происходит в природе с наступлением весны? (ответы детей.)  послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Весна», которое рассказывает ребенок.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

 Ноги у весны.

Воспитатель. Хотите отправиться в весеннее путешествие? (Да.) тогда нужно выбрать транспорт.

Дети советуются друг с другом и решают: лучше всего путешествовать пешком, как туристы.

Воспитатель. Туристы берут с собой рюкзаки с необходимыми по дороге вещами.

Проводится  игра  «Собери рюкзак».

На столе стоят два рюкзака и разложены различные предметы. Дети встают и рассказывают, что нужно во время путешествия, объясняют свой выбор и складывают эти предметы в рюкзаки. Компас нужен, чтобы не потеряться в пути. Телефон нужен, чтобы сообщить близким, что с нами все в порядке.

Вместе с воспитателем дети объясняют, почему остававшиеся предметы не понадобятся, и даже будут мешать.

Воспитатель. Молодцы! Собрали рюкзаки правильно. Отправляемся в весеннее путешествие.

Звучит запись бодрой музыки, дети маршируют.

Воспитатель. Первая остановка  «Луг».

Вывешиваю на доску сюжетную картину «Весна на лугу». Дети садятся на стулья и рассматривают картину.

Воспитатель.  Что вы видите на этой картине? (Текут ручьи. Появляется трава. Распускаются  цветы. Светит солнце. Над лугом летают птицы. Летают и ползают насекомые. Около луга стоят деревья.) Почему на картине изображены ручьи? (Наступила весна и снег растаял.) Что делают насекомые? (Бабочка летает и садится на цветы, червяк ползет в сою норку в земле.) Опишите солнце. Какое оно? (Солнце лучистое, красное, красивое, яркое, теплое, веселое.) Как изображены на картине деревья: (Почти все деревья распустились и покрылись молодыми свежими листочками.)  А какая трава? (Трава свежая, ярко – зеленая.) Как называются первые весенние цветы? (Подснежники, первоцветы.) Почему они так называются? (Они только что показались из – под снега. Они первыми появились после зимы.)

Воспитатель. Молодцы! Мы побывали на лугу. Отправляемся дальше.

Звучит запись бодрой музыки, дети маршируют.

Вывешиваю картину «Лес весной». Давайте сначала поиграем, а потом познакомимся с весенним лесом.

Разминка «Грачи прилетели»

Дети выполняют движения по показу.

Как – то раннею весной

На опушке на лесной

(Стоят по кругу)

Появились птицы-

Не скворцы, и не синицы.

(Бегут на носочках по кругу.)

Это стая грачей, что ночи черней.

(Продолжая бег, машут руками, как крыльями.)

По опушке прыг – скок,

(Прыгают на двух ногах.)

Тут жучок, там червячок.

(Продолжая прыжки, резко опускают и поднимают голову – «клюют».)

Воспитатель. Какая птица одна из первых прилетает к нам весной? (Грач.) верно.  Недаром мы с вами поиграли в игру «Грачи прилетели».

Какие еще птицы прилетают весной? (Ласточки, скворцы, жаворонки,)

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья и рассмотреть сюжетную картину.

Воспитатель. Что вы видите на картине? Чем занимаются дикие животные весной? (Медведи просыпаются и выходят из берлоги. Белка убирает свое жилище.  Заяц почти сменил белую зимнюю шубку на летнюю серую. Ежи просыпаются, выходят из своей норы.) Что делают насекомые? (Они летают, ползают, ищут себе еду.) Верно. Насекомые тоже радуются весеннему солнышку, летают, порхают.  Как вы думаете, почему насекомые зарываются глубоко в землю, в земле пережидают морозы. А комары на дне прудов.

А деревья меняются весной? (Ели и сосны остаются весной такими же, как конечно, ели и сосны хвойные деревья, и по них говорят: «зимой и летом – одним цветом» но и они, как вся природа, весной обновляются: на ветках появляются почки, которые растут и превращаются в молодые побеги). Хорошо в лесу! Нам пора в путь. Отправляемся к ближайшему водоему.

Звучит запись бодрой музыки, дети маршируют.

Воспитатель. Третья остановка «Река». Вывешиваю сюжетную картину «Водоем весной». Дети садятся и рассматривают картину.

Воспитатель. Что вы видите на картине? (Река почти безо льда. Рыбаки сидят с удочками.) А как выглядела река зимой? (Она была скованна льдом. Зимой все замерзает, потому-то сильный мороз.) Как вы думаете, что происходит с рыбой зимой?

Начинается дискуссия: одни дети говорят, что рыба спит глубоко на дне водоема, другие утверждают, что рыба погибает, а третьи предполагают, что рыба может плавать подо льдом.

Решение проблемы воспитатель вывешивает картину «Подводный мир зимой». Дети рассматривают и описывают.

Воспитатель обобщает высказывания: лед, который сковывает зимой водоем, не дает воде замерзнуть. Там подо льдом сохраняется достаточно тепла, чтобы рыба могла спокойно плавать и кормится водорослями, более мелкой рыбешкой зимой. Зимнюю рыбалку называют подледным ловом – во льду рыбаки просверливают лунки и опускают в воду «под лед» леску с крючком. Весной в определенный период рыба начинает нереститься, то есть выводить потомство, поэтому именно в это время рыбу ловить запрещено.

На картине вы видите детей, которые пускают кораблики. Вы когда – ни будь, так играли? (Да.) Где вы это делали? (В ручье, в луже.)  А сегодня мы будем пускать кораблики в тазу. И не простые кораблики, а сделанные своими руками.

Дети подходят к столам и изготавливают из скорлупы грецкого ореха. Каждый ребенок раскрашивает флажок и по желанию печатает свое имя, насаживает флажок на спичку, закрепляет «древко» флажка при помощи пластилина внутри скорлупки.

Воспитатель. Корабли готовы к плаванью? (Готовы.) Запустить корабли!

Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к своему тазу с водой, который стоит на столе. Дети опускают кораблики на воду вдоль одной стороны таза.

Проводиться дыхательная гимнастика.

Воспитатель. Чтобы кораблики приплыли к  противоположной стороне таза, надо сделать вдох носом и плавный длительный выдох через рот, направляя воздушную струю на поделку.

Можно устроить соревнование «Чей кораблик приплывет быстрее?» необходимо следить за правильным выполнением детьми вдоха и выдоха.

Итог.

Воспитатель.  Молодцы! Вот и подошло к концу наше весеннее путешествие. Какие остановки мы делали? Что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Анализ сказки "Волк и лиса". Решение проблемных ситуаций"

 Занятие проведено с использованием методик технологии ТРИЗ: анализ литературных произведений, решение проблемных ситуаций....

НОД по физическому развитию в средней группе на основе народных игр с использованием здоровьесберегающих технологий

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.  Одним  из приоритетных направлений педагогической деятельности является применение в условиях детского...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Весна в Фиолетовом лесу» с использованием авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Цель: закрепление представлений о сезонных изменениях весной в живой и неживой природе. Задачи: Расширить кругозор о весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживо...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы"

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Составление рассказа по картинке с использованием мнемотаблицы"...

Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе "На помощь лесным друзьям"( с использованием здоровьесберегающих технологий)

Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе "На помощь лесным друзьям"( с использованием здоровьесберегающих технологий)...