Конспект ООД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель:  Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл.

Задачи: Учить детей понимать характер и поступки героев.

Развивать речь детей, мышление, слуховую и зрительную память. Воспитывать интерес к сказкам.

Учить четко произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krylatyy.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 140»

Конспект ООД

«Чтение русской народной сказки

«Крылатый, мохнатый да масляный».

Старшая группа.

Составила воспитатель:

Недобитко Татьяна Юрьевна

г. Дзержинск

2021г.

Цель:  Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл.

Задачи: Учить детей понимать характер и поступки героев.

Развивать речь детей, мышление, слуховую и зрительную память. Воспитывать интерес к сказкам.

Учить четко произносить слова, развивать интонационную выразительность.

Предварительная работа:  Чтение и рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Рисование и лепка на темы сказок.

Материалы:  книга со сказкой,  сюжетные картинки к сказке, фигурки героев сказки: воробей, блин, мышка

Ход занятия

Действия детей

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель проводит дидактическую игру«Что бывает?».

Воспитатель: Что бывает крылатое? 

 Правильно, птицы.

(Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением воробья).

Воспитатель: Что бывает мохнатое? 

Правильно, звери.

(Вывешивает на доску мышку).

Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое?

(Воспитатель вывешивает фигурку блина).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

 Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.

Воспитатель читает сказку.

После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.

Воспитатель: Вы поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет? Как же бывает?

Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» обернулось.

 Воспитатель: Припомните, как выглядел блин, когда вернулся с охоты?

Воспитатель: А с мышью что случилось?

Воспитатель: А каким нашёл блин воробья на завалинке?

Воспитатель: Когда же друзья мои так бывает?

Воспитатель: Коль так случилось, делать нечего: «Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».

Физминутка

-Жил да был в лесу, в домишке      

-Блин, воробышек, да мышка!

                                                               

-В лес ходили, щи варили,

да дровишечки рубили!

-Рассердился воробей,

раскричался на друзей!

Ножками затопал,

крыльями захлопал!          

-Больше всех работал - Я!

 Поменяемся друзья!

-Стала мышка щи варить. 

 

-Воробей дрова рубить.

-От лисы наш блин сбежал,

и бочок свой потерял!

                                                                           -В дом вбежал наш блин, и что ж?

-Плачут: воробей и мышь.

-Так всегда друзья бывает

Когда один на другого кивает!

                                                             

Воспитатель: Поиграем в театр – часть детей будет актерами, а остальные зрителями. Вспомните песенку Блина, когда он шел в лес дрова рубить.

Скажите – весело, сердито, грустно, обиженно…

Воспитатель: Вот, оказывается, какая интересная сказка. Мы с вами уже знаем много русских народных сказок. И сегодня узнали и рассказали ещё одну.

 - Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? 

- Чему научила вас эта сказка?

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила

-Вы молодцы ребята, хорошо сегодня  поиграли, мне очень понравилось.

Ответы детей.

Ответ детей. 

Ответы детей.

Плохо. 

Полбока лиса съела.

Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Дети негромко повторяют концовку сказки за воспитателем.

                                                     

(идут по кругу, взявшись за руки)

(загибают пальцы на обеих руках)

(идут по кругу)

(руки на поясе, ногами топают, руками машут                   вперед, назад)

(На ладошке пальцем выполняют круговые движения)

                                                        (руки в замке, взмахи сверху вниз)

(руки на поясе)

(сжать руки в кулачок, потереть глазки)

(протянуть руки вперед, кивок головой)

   

- Сказка называется «Крылатый, мохнатый да масляный»

- Сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому.

                                       

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

-  А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!

- Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поёшь? Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» старшая группа

    Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературн...

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помо...

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа.

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа....

Конспект по развитию речи Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и волк

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.Задачи: Учить детей участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы ...

Конспект по развитию речи чтение русской народной сказки "Хаврошечка" старшая группа

ЗАНЯТИЕ : Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толст...