Конспект НОД по развитию речи. Осень
план-конспект занятия по развитию речи

Елена Александровна Миронова

Конспект НОД по развитию речи. Осень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi._osen.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г. Нягань Детский сад № 10 «Дубравушка»

Конспект НОД

по развитию речи на тему:

«Осень. Деревья.»

        

        Воспитатель:

Миронова Е.А.

подготовительная группа

        

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить различать                   породы деревьев. Продолжать учить решать противоречия. Устанавливать связи между явлениями природы.

Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

  Словарь:

  • Существительные: солнце, дождь, листья, деревья, леса.
  • Прилагательное: яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное, северное,

 проливной, моросящий, осенний, косой, унылый, березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, хвойные, лиственные, смешанные.

  • Глаголы: светит, греет, жгет, идет, льет, моросит, капает, желтеют, краснеют, опадают, осыпаются, вянут, облетают, шуршат.  

Материал: загадки, иллюстрации с изображением лиственного, хвойного, смешанных лесов, карточки с изображением листьев.

  1. Организационный момент. Пальчиковая игра: «Осенний букет»

Дыхательное упражнение: «Осенние листики».

     II.Сообщение темы занятия.

Ребята, давайте совершим путешествие в природу.

  • Какое сейчас время года?
  • Какая на улице погода?
  • Назови осенние месяцы?

1. Первая остановка    «Солнечная»

Какое солнце сейчас?

(Солнце не яркое. Летом оно грело, а сейчас не греет. Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть. Меньше оно светит, потому-то дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой солнце будет светить, и греть еще меньше. Если бы солнце светило всегда одинаково, то не было бы осени, зимы и весны)

Вопросы:

  • Какое солнце было летом?
  • Что стало с солнцем?
  • Почему оно стало хуже греть?
  • Почему оно меньше светит?
  • Какое солнце будет зимой?
  • Что было бы, если бы солнце светило всегда?

Задание:

Придумаем определения к слову «солнце».

Солнце – яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное, северное.

2.Вторая остановка:  «Дождливая»

Вопросы к детям:

  • Какой бывает дождь?
  • На что похож дождь?
  • Какой дождь бывает осенью?
  • Какой дождь бывает зимой?

(Дождь бывает разный. Летом идут веселые, грибные, слепые дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег.)

Задание:

Придумаем определения к слову «дождь»

Дождь – проливной, моросящий, промозглый, холодный, осенний, косой, унылый.

III. Физминутка. Игра:  «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

(Воспитатель – ветер, дети- деревья.

В конце игры листья опадают, и ветер собирает их в кучу.)

3. Третья остановка: «Лиственная»

Загадки:  

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень)

Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осень)

Что же это за девица?

Не гивея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

Вспомним название деревьев.

Какие деревья вы знаете?

(береза, ива, дуб, клен, рябина)

Что общего у всех этих деревьев?

(ствол, ветки, листья, корни)

Чем деревья отличаются друг от друга?

(формой листьев, цветом коры, толщиной ствола).

  • Игра: «Найди такой же листочек»

(березовый, ивовый, дубовый, кленовый, рябиновый)

  • Игра: «Что пропало»

(Перед детьми раскладываются картинки с изображением листьев. Просим заполнить их. Ребенок отворачивается, взрослый убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, какой лист убрали).

  • Игра: «Назови листья»

(Образование относительных прилагательных)

У клена…..кленовые;

У березы…березовые;

У ивы…..ивовые;

У рябины….рябиновые;

У дуба……дубовые.

  • Игра: «Подбери нужное слово»

Льет, моросит, капает… (дождь)

Краснеют, желтеют, опадают….(листья)

  • Игра: «Что лишнее и почему?»

Дуб, рябина, осень, осина.

  • Игра: «Продолжи предложения»

Осенью сбрасывают листья дубы…(клены, тополя, ивы, березы, клены).

Всю зиму остаются зелеными сосны….(пихты, ели, кедры).

  • Игра: «Объясни словечко»

Разноцветные, листопад, проливной.

  • Игра: «Исправь предложение»

На клене желтеют березовые листья.

  • Глаголы:

Листья – желтеют, краснеют, опадают, вянут, осыпаются, шуршат, шелестят.

  • Прилагательные:

Листья - желтые, красные, сухие, мокрые, холодные, осенние.

  • Игра: «Сосчитай листочки»

(Согласование числительных с прилагательными и существительными)

Один дубовый листочек, два дубовых листочка, пять дубовых листочков.

- какие красивые листья: желтые, красные.

Вопросы:

  • Почему они такие?
  • Какие были летом? Какие весной?
  • Что с ними будет, когда зима придет?
  • Почему листья желтеют?
  • Почему листья облетают? (Готовься к зиме)
  • Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
  • С чем можно сравнить осенние листья?
  • Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)
  • На какие группы делятся деревья? (Хвойные, лиственные)
  • С каких деревьев не опадает листва? (С хвойных)
  • Чем отличается дерево от кустарника?

              Леса бывают разные:

- Если в них растут деревья, ветви которых покрыты листочками, то лес называют лиственным.

- Лес, где растут сосны, кедры, ели, пихты, лиственницы называют  хвойным.

 Как вы думаете, почему у этих лесов такое название?

- Бывают леса смешанные, когда встречаются все деревья: и хвойные, и лиственные.

4. Четвертая остановка: «Осенняя»

На этой остановке мы с вами постараемся понять, что происходит с природой, когда приходит осень.

Вопросы к детям:

  • С чего начинается осень?

(солнышко начинает меньше светить, становится холоднее).

  • Как изменяется долгота дня?

(меньше светит солнце, день становится короче)

  • Что приходит к нам с холодами?

(начинают желтеть и облетать листья с деревьев, исчезают насекомые)

  • Что происходит, когда исчезают все насекомые?

(птицы улетают в теплые края)

  • Что происходит с животными?

(одни животные меняют  шубки на теплые, а другие впадают в спячку)

  • Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

(выпадает снег, наступает зима).

 - Игра: «Хорошо- плохо»

Девочки будут говорить, когда осень – это хорошо, а мальчики – когда осень – это плохо.

   Хорошо – поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым.

    Плохо - идет противный дождь, мама не пускает гулять, на улице грязь.

VI. Итог занятия.

Игра: «Да или нет»

(дайте правильный ответ)

  • Осенью цветут цветы?             Да
  • Осенью растут грибы?             Да
  • Тучки солнце закрывают?       Да
  • Колючий ветер прилетает?      Да
  • Туманы осенью плывут?         Да
  • Ну, а птицы гнезда вьют?        Нет
  • А букашки прилетают?            Нет
  • Звери норки закрывают?          Да
  • Урожай все собирают?             Да
  • Птичьи стаи улетают?              Да
  • Часто – часто льют дожди?      Да
  • Достаем мы сапоги?                 Да
  • Солнце светит очень жарко?   Нет
  • Можно детям загорать?           Нет
  • Ну, а что же надо делать?
  • Куртки , шапки надевать?       Да

Понравилось ли вам путешествие по осени?

Выразите свое отношение к занятию с помощью цветных кружков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"

Конспект, где представлено много интересного для ребят....

Конспект занятия по развитию речи "Осенние забавы"

занятие для детей первой младшей группы...

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ"

Конспект НОД "Осенние листочки" по развитию речи, с использованием метода моделирования...

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Тема: Осень.Цель: формирование  умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....

Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет"

Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет" в группе старшего дошкольного возраста. Цель занятия: расширить представления о характерных признаках осени в живой природе....

Конспект занятия по развитию речи " Осенний лес"

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Осенний лес»Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.Сочинение сказки «Осенью в лесу».Цель:- развитие детского словесног...