Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вайлерт Инна Анатольевна

Конспект НОД по развитию речи "Осень золото роняет" в группе старшего дошкольного возраста. Цель занятия: расширить представления о характерных признаках осени в живой природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №31общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно – речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект Непосредственной образовательной деятельности

по «Речевому развитию»

в группе старшего дошкольного возраста

«Осень золото роняет»

Разработала и провела:

воспитатель Вайлерт И.А.

Санкт-Петербург

2016

Цель: Расширять представления о характерных признаках осени в живой природе.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить  представления об осенних изменениях в живой природе;

-Формировать представления об образе жизни лесных зверей, птиц и подготовке их к зиме.

Воспитательные:  

-Воспитывать любознательность, заботливое отношение к природе;

Развивающие:

-Развивать слуховое и зрительное внимание;

-Пополнять активный словарь.

Материалы и оборудование:  репродукции с изображением леса осенью, осенние листья берёзы, клёна, дуба, рябины, иллюстрации с изображением птиц, животных, изображение людей в осенней одежде. Плоды деревьев: крылатки клёна, жёлуди, ягоды рябины, боярышника.

Магнитофон, диск с записью произведений П. И. Чайковского из сборника «Времена года».

Предварительная работа:

-Беседа «Время года «Осень», «Осенние месяцы»;

-Чтение стихов и загадок об осени;

-Дидактические и подвижные игры.

                                     Ход  занятия  

I Организационная часть

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ – загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь (рассказ читается  под музыку П. И. Чайковского из сборника «Времена года»).

- В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто – то ходит под клёнами  и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к теплым синим морям.

II Основная часть

Воспитатель: О каком времени года идёт речь? (осень). По каким признакам вы определили, что осень? (На деревьях листья жёлтые, красные. Много листьев опадают  с деревьев, по ночам бывают заморозки. Летнюю одежду поменяли на демисезонную).

Пришла без красок и без кисти

     И перекрасила все листья (осень)

Рассматривание – описание листьев деревьев

Воспитатель: Давайте рассмотрим  осенние листья. (Раскладываем листья на столе). Волшебница – осень раскрасила каждый листок в свой цвет. Посмотрите, какие разные листья у деревьев.

- Помогайте мне находить слова для описания формы листьев:

Лист липы напоминает… (сердечко), 

у осины он … (круглый),

а у берёзы … (заострённый), 

край дубового листа … (с округлыми вырезами), 

а лист клёна …(с широкими лопастями).

Воспитатель читает загадки, а дети находят этот лист на столе.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, её клюют (рябина)

Все клёны стали рыжие,

Но ни один не дразниться,

Раз все равны мы рыжие –

Кому какая разница! (клен)

Воспитатель: Ребята, какой первый месяц осени? (Сентябрь). 

Сентябрь – задумчивый месяц «хмурень», то и дело идёт мелкий нудный дождь. И вдруг на несколько дней небо очищается от облаков и устанавливается хорошая ясная погода, словно лето решило  на прощание побаловать нас теплом и солнечным светом. Эту замечательную пору ранней осени называют «бабье лето».  Скворцы собираются большими стаями,  рассаживаются на проводах и громко щебечут, словно совещаются перед отлётом. Деревья начинают менять окраску листьев.  

У меня для вас есть еще одно замечательное стихотворение, про осень:

Раз, два, три, ветка клёна, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень жёлтою косой.

Воспитатель: Я вам называю деревья, а образовывайте от него прилагательные, какой лист будет с этого дерева.

Например: береза – березовый, осина - .., рябина - …

клен – кленовый, тополь - …, ясень - .. , яблоня - …

Подвижная игра:  «Собери листья быстрее»

В игре участвуют 4 человека. На полу разложены и перемешаны листья дуба, клёна, рябины, осины. Все листья в одинаковом количестве. По сигналу дети собирают листья.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, что 23сентября  - дата осеннего равноденствия, когда убывающий день по продолжительности сравнялся с ночью? Он будет продолжать убывать, становясь всё короче и короче, вплоть до 22 декабря.

Воспитатель: Какой же у нас месяц следует за сентябрем? (Октябрь). Правильно, октябрь – это середина осени. В первой половине месяца бывают и тёплые дни, но чаще надолго устанавливается ненастная погода с холодным ветром.  Октябрь отличается резкой сменой погоды: с утра тепло, а среди дня вдруг похолодало. Дожди идут обычно с середины октября. Люди говорят: «Плачет октябрь холодными слезами». 14 октября – Покров. Раньше говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда  - зимушка – зима». То есть в день Покрова обычно всегда ждут выпадения первого снега. В октябре уже не увидишь скворцов и грачей, но в холодном небе ещё раздаются прощальные крики гусиных и журавлиных стай.

Расправив широкие крылья,

Над жёлтым простором полей

Плывёт в небесах эскадрилья

                                Спешащих на юг журавлей.     (М. Исаковский.)

Воспитатель: Звери,  которые не собираются спать зимой,  переодеваются в тёплый  зимний  мех. (Показать изображение белки). Это белка, но уже не рыжая, а какая она? (Серая). Она «шубку» поменяла на более тёплую.

- Подберите слова, какая у белки шубка – (беличья, пушистая, теплая …)

-Заяц тоже, как и белка, одежду поменял. Каким становится заяц? (У зайца сначала белеет хвост, потом – задние лапы, потом наступает очередь белеть спине, за ней ушам).

Воспитатель: Давайте вспомним детенышей животных:

У белки – бельчата;

У зайца – зайчата;

У медведя –

У лося –

У лисы –

У барсука -

Воспитатель: А сейчас мы сыграем в игру-имитацию. Я буду читать стихотворение и показывать вам движения, а вам нужно будет повторять за мной и быть внимательными.

Игра-имитация «Зайцы»

Жили-были зайцы (кистями рук показать «ушки»)

На лесной опушке (Прямые руки вверх, пальцы врозь).

Жили-были зайцы (кистями рук показать «ушки»),

В беленькой избушке (показать «домик»).

Мыли свои ушки (показать «умывание»),

Мыли свои лапки (правой рукой потереть левую),

Наряжались зайчики (покрутить кистями рук внизу),

Надевали тапки (потопать правой и левой ногой).

Подвижная игра «Хитрый лис»

Зайцы прыгали, резвились на лесной полянке.

(Дети имитируют прыжки зайцев)

Вдруг откуда ни возьмись,
Появился хитрый лис.

Зайцы, быстро прячьтесь в лес,

А не то, он вас всех съест! (убегают в разные стороны)

Кого лис догнал, тот становится водящим лисом.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо исполняли роли лисы и зайцев.

Природа замерла, нахмурилась сурово,

   Поблекнувшей листвой  покрылась земля,

                               И холодом зимы повеял север снова

                В раздетые леса, на тёмные поля.       (И.Суриков)

Воспитатель: О каком месяце идёт речь? (О ноябре)

- Ноябрь  – это предзимье, месяц «листогной». Природа засыпает, готовится к зиме. Ощущается приближение зимы. Погода неустойчивая: потепления сменяются резкими похолоданиями тихие дни – ветреными. Сегодня идёт дождь, а завтра – снег с дождём. Снег то покроет землю, то снова растает. Уже нет золотой рощи; вся её красота внизу, на земле, истлевает. В ноябре растения погружаются в зимний сон, замирают, движение соков в них прекращается. К концу месяца земля уже промёрзла. Пруды и речки покрылись молодым ледком. Многие рыбы  ушли на дно, чтобы там спать.  К концу ноября может выпасть снег, который уже не растает до самой весны. 21 ноября – Михайлов день: «Мужик с  телегой прощается, в сани забирается».  Звери, обитающие в наших краях, готовятся к наступлению холодной и голодной зимы.

- Пережить эти тяжёлые  времена можно по-разному. Одни животные впадают в спячку. Что  это за животные? (медведь, ёжик, барсук, суслик). Другие меняют летнюю шерсть на более тёплую, но и белеют. Как вы думаете, что это за животные?  (Заяц – беляк, горностай и ласка). 

Воспитатель: Зайцы, лисицы, волки, рыси, кабаны, олени, косули запасов не делают. Вся их надежда – на быстрые лапы, тёплую шкуру, выносливость и осторожность. - Скажите, а какие животные делают запасы на зиму? (Белки,  кроты, мыши, хомяки, барсуки, ежи и др.)

Воспитатель: Ну, а пока где-то далеко в лесу животные готовятся к зиме, мы с вами тоже подготовимся, сыграв в интересную игру.

    Осенняя природа щедра и богата своими подарками, которые она дарит человеку. Какие же это дары? (овощи, фрукты, ягоды, грибы)

Игра: «Что мы сделаем с плодами»

Воспитатель показывает карточку с изображением плодов, ягод (Грибы, рябина, шиповник, боярышник, малина, огурец, яблоки и др.), а дети должны рассказать, какой зимний припас можно из этого сделать.

Например, грибы – солить, мариновать, сушить;

Яблоки – варенье, повидло, компот, сушить;

Воспитатель: выходя на природу, помните, что она ваш друг, которого нужно любить и охранять.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать словами (Это я! или Это не я!). Понятно всем? Начинаем:

- Кто природу обожает, весной деревца сажает? (Это я!).

- Кто любитель отдыхать и поляну засорять? ( Это не я!).

- Кто желает помогать и лесных зверят спасать? ( Это я!).

- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать? ( Это не я!).

- Кто в любую непогоду любит матушку – природу? ( Это я!).

- Кто конфеты обожает, фантики везде кидает? ( Это не я!)

III Заключительная часть:

- О каком времени года мы сегодня говорили? (Осень).

- Перечислите, пожалуйста, месяцы, которые входят в осеннее время года? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Какие изменения происходят в природе с приходом осени? (Падают листья, холодает, день становится короче, птицы улетают на юг, животные делают запасы, меняют мех на более теплый, некоторые уходят в спячку и т.д.)

- А в каком месяце обычно выпадает первый снег – покров? (Октябрь).

- Какой месяц в народе называют «хмурень», за его дождливую погоду? (Сентябрь). - А как вы объясните выражение «Осень золото роняет»? Что это за золото такое мы повсюду встречаем на улице? (Осеннее «золото» - это желтые листья, что падают с деревьев).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Помните, что у природы нет плохой погоды, а человек – это часть природы и относиться к ней он должен бережно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи «Золотая осень»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по развитию речи: "Золотая осень".

Цели:1.Познакомить детей с характерными признаками осени.2.Учить дифференцировать красный и желтый цвет.3.Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный вдох.4.Развива...

Конспект по речевому развитию «Петушок ‒золотой гребешок» в первой младшей группе

Конспект по речевому развитию в первой младшей группе соответствует программному содержанию современной образоватальной программе "Теремок" для детей раннего возраста...

Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"

Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"...

Конспект ООД по развитию речи "Золотой луг"

Знакомство воспитанников с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»...

конспект нод по развитию речи " Золотая осень"

Занятие по развитию речи в  логопедической старшей группе...