Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"
план-конспект занятия по развитию речи

Шмакова Елена Петровна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

"В поисках клада"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

"В поисках клада"

Воспитатель средней группы

Шмакова Елена Петровна

 

Ачинский  район

п.Малиновка

2021год.

Цель: Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр.

Задачи: 
Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;
закрепить умение использовать все части речи; закреплять умение  определять местонахождение звуков в слове; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии. 
Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи. 


Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.


Приёмы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.


Здоровьесберегающие технологии: физминутка.


Материал к занятию: конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника), солнце с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь), шкатулка со сладкими призами.


Раздаточный материал: подносы  с квадрами для звукового анализа слова.


Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок, разучивание физкультминутки. 

                                              Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель. – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. (Установление эмоционального контакта). Становитесь дети в круг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.

 Игра «Назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени». (Машенька – М…)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда вас ещё не было в детском саду, я на столе увидела странную шкатулку. Может посмотрим что там?
(Воспитатель берет шкатулку , она падает из рук, выпадает  разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Разрезные картинки?  Может, собрав их, мы узнаем от кого оно?
(Дети собирают картинки. (на картинке изображен волшебник).
Воспитатель: Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Все задания  я разбросал на лучиках солнышка, которое будет освещать ваш путь. Удачи вам!».

Основная часть:  

Воспитатель: Ребята, прежде  чем отправиться в это путешествие, вспомним наши правила. Напомните их, пожалуйста.

Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

Дети: Если хочешь отвечать, не шуми,
Только руку подними.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках).
Задание № 1
Игра "Загадки-отгадки"
( Воспитатель читает загадки, дети отгадывают их)
1."Летом бродит без дороги 
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос". (Медведь)

2. "Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета". (Заяц)

3. "Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет". (Волк)

4. "Хвост пушистый, 
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт". (Лиса)
(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, затем дети считают сколько они отгадали животных)

Игра "Из какой сказки?"
(После того как дети отгадали загадки, воспитатель предлагает вспомнить сказки, в которых есть эти персонажи: волк, лиса, медведь и заяц.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.


( Воспитатель берет следующий лучик, зачитывает задание)

Задание № 2
Игра «Назови одним словом» 
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

Задание № 3
Игра «Что лишнее? »
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
- самолет, машина, корабль, стол. (Стол)

Задание №4

Физкультминутка « Делай наоборот».

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.

Сели – (встали)

Опустили руки – (подняли руки)

Подняли руки – (опустили руки)

Закрыли глаза – (открыли глаза)

Закрыли рот – (открыли рот)

Открыли рот – (закрыли рот)

Показали ладони – (спрятали ладони)

Встали на пяточки – (встали на носочки)
Воспитатель: Как у вас хорошо получается!

Задание №5

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  

Сахар    –  соль

Чистота  –  грязь

Зима     –  лето

Потолок  –  пол      

   

узкая    –  широкая /юбка/    

длинное  –  короткое /платье/    

сильный  –  слабый /спортсмен/    

веселая  –  грустная /девочка/    

высокий  –  низкий /человек/        

   

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит     –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /книгу/

Взлетает  –  садится /самолет/

Надевает  –  снимает /свитер/

Задание №6

3.  Деление слов на слоги.

- Смотрите это картинка с изображением леса. Ч то мы видим с вами в этом лесу?

(Дерево и белку)

- Сколько слогов в слове белка?

(Два)

- Сколько слогов в слове дерево?

(Три)

- Сколько слогов в слове лес?

(Один)

- Ребята, составьте предложения с этими словами.

(В лесу живет белка. Белка живет в дупле на дереве.)

- Составьте предложение по этой картинке.

(Дети составляют предложения)

- Молодцы, и с этим заданием справились!

Задание №7

Д/И «Цепочка слов» карточки с картинками (карандаш шкаф флажок куст топор  ракета автобус сук ключ чайник кошка ананас сом  мак)  Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов.Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующем будет слово , которое начинается с того звука,каким кончается слово карандаш. У кого есть картинка со звуком ш , прикладываем к моей картинке. Когда будет выложена вся цкпочка слов дети хором называют все предметы слов.

Задание  6 «Подберите картинки по схеме» Теперь ребята садитесь за столы. внимательно рассмотреть схемы слов. Что обозначает первая схема? (это слово, в котором, например звук [С] слышится в начале). Аналогично рассматривается остальные схемы, где заданный звук слышится в середине и в конце слова. Выполнив задание, дети рассказывают, где находится звук.

Задание № 8
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на этой картинке? 
(На доске висит картинка, обозначающая слово клад.)
Дети: сундук с монетами, драгоценности, сокровище, богатство, клад.
Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД.
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове клад?
Какой первый звук в этом слове? 
Дети: Звук [К],  
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: Звук [Л],
Воспитатель: Какой третий звук в слове клад? 
Дети: Звук [А],
Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове? 
Дети: Звук [T]-
Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, вот и прошли мы почти все испытания, остался последний лучик, посмотрим, что же на нём написано:
"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 2шага вперёд, 3 шага влево, и т.д.
С наилучшими пожеланиями. Волшебник"
(Один ребенок идет, следуя инструкции воспитателя и находит клад. Там лежат шоколадные монетки).

Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В поисках клада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Цель занятия: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.Задачи:Образовательная: формировать умения обобщать, классифицировать; закрепить у...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Цель: Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр.Задачи: Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;закрепить умение использовать все части речи; закреплять уме...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "В поисках клада".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»Курцевич Наталья МихайловнаЛепеха Елена Александр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Театр» «В поисках Золотого ключика»

-формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей...