Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Курцевич Наталья Михайловна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»

Курцевич Наталья Михайловна

Лепеха Елена Александровна

Воспитатели МБДОУ «Детский сад №138»

 

Цель: Формирование навыка словообразования глаголов приставочным способом средствами дидактической игры.

Задачи:

1. Обучать детей умению употреблять предлоги с глаголами, образованных приставочным способом.

2. Формировать умение образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида обозначающие похожие действия.

3. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

4. Воспитывать стремление детей к грамматической правильности речи.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Чтение сказки «Золотой ключик»; Отгадывание загадок; дидактические игры на словообразование.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка (изображение на экране лисы Алисы, кота Базилио), аудиозаписи музыки, звуков, задание лисы Алисы, песня из к/ф «Золотой ключик» -Буратино,

игрушки: черепаха, кот, Буратино, Мальвина, Пьеро, эмблемы героев, бумажное письмо с загадками, наборное полотно с картинками, мяч, бумажные листочки, золотой ключик из картона, диск с к/ф «Золотой Ключик».

Ход деятельности

  1. Организационный момент. Педагог заводит детей в помещение группы и ставит в круг.

Воспитатель: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать! (Дети выполняют действия соответствующие словам воспитателя)

Воспитатель: Дети, где мы очутились? Мы с вами очутились в гостях, а у кого сейчас узнаем. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо с просьбой о помощи. А от кого пришло письмо, не известно, здесь только загадки.

Загадки:

  1. Основная часть.

Воспитатель: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно разделиться на 3 команды:

1-ая команда будет помогать Буратино;
2-ая команда – Мальвине;
3-ая команда – Пьеро.

(Раздаются эмблемы)

Составление рассказа по серии картинок

«Добавь словечко» (Договаривание предложений приставочными глаголами)

Физкультминутка:

Буратино потянулся

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: Мы вошли с вами в лес. Смотрите, кто - то там прячется за деревом. (На экране появляется Лиса Алиса)(Голос с экрана)

Игра кажи наоборот»

Дыхательная гимнастика:

Дети сперва дуют тихо, постепенно увеличивая интенсивность.

Воспитатель достает из листьев Черепаху Тортиллщу.

Воспитатель: Тортилла мне сказала по секрету, что золотой ключик у нее. Но она просто так его не отдаст. Ей хочется поиграть.

Игра «Назови законченное действие»

Воспитатель: Назовите действие, которое уже закончено.

  1. Заключительная часть. Итог деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности средствами дидактической игры «В поисках Золотого ключика»

Курцевич Наталья Михайловна

Лепеха Елена Александровна

Воспитатели МБДОУ «Детский сад №138»

Цель: Формирование навыка словообразования глаголов приставочным способом средствами дидактической игры.

Задачи:

1. Обучать детей умению употреблять предлоги с глаголами, образованных приставочным способом.

2. Формировать умение образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида обозначающие похожие действия.

3. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

4. Воспитывать стремление детей к грамматической правильности речи.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Чтение сказки «Золотой ключик»; Отгадывание загадок; дидактические игры на словообразование.

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка (изображение на экране лисы Алисы, кота Базилио), аудиозаписи музыки, звуков, задание лисы Алисы, песня из к/ф «Золотой ключик» -Буратино,

игрушки: черепаха, кот, Буратино, Мальвина, Пьеро, эмблемы героев, бумажное письмо с загадками, наборное полотно с картинками, мяч, бумажные листочки, золотой ключик из картона, диск с к/ф «Золотой Ключик».

Ход деятельности

  1. Организационный момент. Педагог заводит детей в помещение группы и ставит в круг.

Воспитатель: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать! (Дети выполняют действия соответствующие словам воспитателя)

Воспитатель: Дети, где мы очутились? Мы с вами очутились в гостях, а у кого сейчас узнаем. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо с просьбой о помощи. А от кого пришло письмо, не известно, здесь только загадки.

Загадки:

  1. Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино)

  1. 2Была она артисткой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

  1. Он поэт и музыкант,

Видимо, большой талант.

И еще несчастен он…

Отчего же? Он влюблен! (Пьеро)

Воспитатель: Правильно. Буратино, Мальвина и Пьеро в своем письме просят нас помочь им найти золотой ключик. Ребята, вы готовы помочь нашим героям?

(Раздается стук в дверь. Помощник воспитателя вносит игрушки буратино, мальвины и пьеро)

Воспитатель: А вот и сами герои к нам в гости пришли. Ребята, отправляемся в путешествие на поиски золотого ключика.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно разделиться на 3 команды:

1-ая команда будет помогать Буратино;
2-ая команда – Мальвине;
3-ая команда – Пьеро.

(Раздаются эмблемы)

Составление рассказа по серии картинок

«Добавь словечко» (Договаривание предложений приставочными глаголами)

(Воспитатель рассказывает рассказ и по ходу выставляет на наборное полотно картинки)

Воспитатель: И вот наши герои отправились в лес. Чтобы добраться до леса, им надо выйти из дома, дойти до моста, подойти к мосту, перейти мост, сойти с моста, пройти по дороге, войти в лес.

Буратино поедет на машине. Какие действия он будет совершать? (выехал из гаража, доехал до моста, въехал на мост, переехал мост, съехал с моста, поехал по дороге, въехал в лес) – отвечает 1-ая команда.

Мальвина полетит. Какие действия он будет совершать?

Аналогично. Отвечает 2-ая команда.

Пьеро побежит. Какие действия она будет совершать?

Аналогично. Отвечает 3-ая команда.

Физкультминутка:

Буратино потянулся

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: Мы вошли с вами в лес. Смотрите, кто - то там прячется за деревом. (На экране появляется Лиса Алиса)(Голос с экрана)

Лиса Алиса: Здравствуйте, ребята. А вы знаете кто я? (ответы детей). Правильно, я лиса Алиса. Я сижу тут уже с самого утра. Я писала письмо в соседний лес, а оно упало. И все буквы перепутались. Поможете мне разобраться?

Весной поддул теплый ветер.

Раннее солнышко загревает землю.

На лугу перецвели красивые цветы.

Медведь ранней весной засыпает.

Птицы пропоют на деревьях.

В наш лес не пришла весна.

Мы переждем вас в гости.

Поезд переедет по рельсам.

(Голос с экрана)

Лиса Алиса: Спасибо ребята, вы так мне помогли, теперь я могу отправить письмо нашим друзьям в соседний лес. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Лисой Алисой.

Игра кажи наоборот»

(Раздается мяуканье. На экране появляется Кот Базилио)

Воспитатель: Ой, кто это? (Ответы детей)

Воспитатель: Кот Базилио хочет с вами поиграть в мяч. Вы ловите мяч и говорите противоположное по смыслу слово – «наоборот».

Прилетел – улетел

уходить — ...; заходить — ...;

прибежать — ...;

заехать — ...; приехать - …;

влетать — ...; прилететь-…;

подплыть - …;

открыть — ...;

нагрузить -…;

налить -…;

уносить -…;

и т.д.

Воспитатель: Дети вы молодцы! Как ловко справились и Кота Базилио порадовали. Но расслабляться рано, ключик мы так и не нашли.

Воспитатель: Есть у меня идея, давайте поищем ключик в этих листьях. (На полу лежат бумажные листья, а под ними Черепаха Тортилла)

Дыхательная гимнастика:

Дети сперва дуют тихо, постепенно увеличивая интенсивность.

Воспитатель достает из листьев Черепаху Тортиллщу.

Воспитатель: Тортилла мне сказала по секрету, что золотой ключик у нее. Но она просто так его не отдаст. Ей хочется поиграть.

Игра «Назови законченное действие»

Воспитатель: Назовите действие, которое уже закончено.

1 Конь скакал, скакал по дороге, и наконец …. (прискакал)

2. Пешеход шел, шел и, наконец .... (пришел)

3. Мама мела, мела пол и, наконец…. (подмела)

4. Машина ехала, ехала, и наконец…. (приехала)

5. Ласточка летела, летела, и наконец…. (прилетела) и т.д.

Воспитатель: Давайте вспомним еще раз действия, которые вы назвали правильно, и соединим пальцы рук попарно, проговаривая их.

Воспитатель: Молодцы, все правильно проговорили.

Звучит песня из к/ф «Золотой ключик» – Буратино

Черепаха Тортилла вручает детям золотой ключик.

  1. Заключительная часть. Итог деятельности.

Воспитатель: Молодцы ребята, со всеми играми – заданиями вы отлично справились и помогли нашим героям найти золотой ключик. А за то, что вы так хорошо все выполняли, они дарят нам в группу диск с к/ф «Золотой ключик».

Попрощайтесь с гостями.

Педагог проводит небольшую беседу с детьми о впечатлениях от путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Нет милее дружка, чем родная матушка»

Мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастлив...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности "Поход в магазин "Мебель"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности - составление описательного рассказа по картинке по теме "Мебель" с помощью мнемотаблицы ( план-схема описате...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с ЗПР ( РАС) дошкольного возраста в ходе совместной деятельности...

Конспект занятия тпо развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности тема "Овощи"

Цель:   Учить детей составлять описательный  рассказ об овощах с опорой на схему.·        Задачи: Учить детей узнавать овощи по описанию.&middo...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Путешествие в страну Красивой речи »

Цель: обобщение и активизация словарного запаса посредством участия в словестно – речевых играх....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности "Пересказ рассказа Е.И Чарушина "Лисята"

Данное занятие проводится в старшей группе компенсирующей направленности. Проводя данное занятие, мы формируем у детей умение связно пересказывать текст, опираясь на мнемотаблицу. Обогащаем активный с...