Конспект образовательной ситуации в старшей группе по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Теремок» методом моделирования»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Цель: формировать у детей умение рассказывать сказку методом моделирования.

Задачи:

Образовательная: формировать ассоциативное мышление, используя в пересказе знакомой сказки наглядные модели из геометрических форм и соотносить их с героями сказки, используя цвет и величину, как признаки животного; 

Развивающая: продолжать развивать уметь строить полные ответы на вопросы по содержанию сказки; совершенствовать интонационную выразительность речи;

Воспитательная: воспитывать способность внимательно слушать говорящего и умение следить за развитием действия в сказке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 137»

Конспект

образовательной ситуации

в старшей группе по развитию речи

«Пересказ русской народной сказки «Теремок» методом моделирования»

Дзержинск 2021

Тема: «Пересказ русской народной сказки «Теремок» методом                                    моделирования»

Тип НОД: коммбинированное

Образовательные области: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная.

Цель: формировать у детей умение рассказывать сказку методом моделирования.

Задачи:

Образовательная: формировать ассоциативное мышление, используя в пересказе знакомой сказки наглядные модели из геометрических форм и соотносить их с героями сказки, используя цвет и величину, как признаки животного;  

Развивающая: продолжать развивать уметь строить полные ответы на вопросы по содержанию сказки; совершенствовать интонационную выразительность речи;

Воспитательная: воспитывать способность внимательно слушать говорящего и умение следить за развитием действия в сказке.

Предварительная работа:

  • прослушивание сказки на диске;
  • просмотр мультфильма;
  • кукольный театр;
  • театр на фланелеграфе;

Словарная работа: мышка - Норушка, лягушка - Квакушка, зайчик - Побегайчик, лисичка - Сестричка, волчок – Серый бочок, медведь –Косолапый.

Материал: книга «Теремок», листы-заготовки, конверт с геометрическими фигурами на каждого ребенка (7 штук): серый маленький круг – мышка, серый большой круг – волк, белый круг – зайчик, оранжевый круг – лиса, коричневый большой круг – медведь, зелёный круг – лягушка, большой синий квадрат – это теремок, альбомные листы, краски, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики, фланелеграф, обручи.

Методы и приёмы:

  • наглядные - показ, рассматривание - театр на фланелерафе, декорации;
  • словесные – рассказ сказки, беседа, вопросы, загадка-описание;
  • игровые – сюрпризный момент-загадывание загадок; подвижная игра-эстафета «Посади репку».

Планируемые результаты: дети познают сказку через моделирование фигур – заместителей.

Ход

Действия воситателя

Действия детей

Общее приветствие:

Собрались все дети в круг –

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

Все друг другу улыбнемся.

Мы сегодня будем говорить о сказке «Теремок». - Что такое сказка?  Откуда к нам пришли сказки?

Давайте вспомним героев сказки, отгадав загадки:

  1. Летом в болоте вы её найдёте?

2. Длинное ухо, комочек пуха,

    Прыгает ловко, грызёт морковку?

3. Кто зимой холодный
    Ходит злой, голодный?
4. Неуклюжий косолапый
    Кто всю зиму сосёт лапу?)
5. Серенький шарик под полом шарит?
6. Хитрая плутовка всех обманет ловко ?
   Воспитатель выкладывает отгадки – картинки на фланелиграфе. 

   И последняя загадка: из какой сказки все эти герои?

   Как этих героев звали в сказке?

Молодцы, знаете все имена героев. Подойдите к столам и каждый возьмите себе конверт. Что лежит в конверте?

Сколько всего фигур?

Какой формы, размера и цвета?

А знаете, ведь это герои сказки превратились в геометрические фигуры. Как вы думаете, какой круг в кого героя сказки превратился?

У вас осталась ещё одна фигура. Какая она, и что будет означать в сказке?

   Сейчас мы будем рассказывать сказку «Теремок», используя фигуры – заместители персонажей этой сказки.

   Дети с помощью моделей выкладывают сказку каждый у себя на столе.

    Хотите пересказать сказку? Подумайте, какими голосами говорят животные?

Почему у разных животных разные голоса?

   Первый пересказ самого сильного ребенка – вся сказка; затем 2-3 раза дети повторяют сказку по частям, продолжая начатый рассказ.

А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка

 В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок.

Звери разные там жили,
Жили дружно, не  тужили.

Там и мышка

И лягушка

Зайчик

С лисонькой – подружкой

Серый волк – зубами щелк

В дружбе знали они толк.

Но набрел на теремок
Мишка косолапый

Раздавил он теремок
Своей огромной лапой.

Звери очень испугались,
Поскорее разбежались

А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый.

   А, давайте теперь превратим геометрические фигуры в героев сказки «Теремок», и каждый нарисует самого любимого героя из этой сказки.
   Дети подходят за столы, где заранее приготовлены материл к рисованию. 

Рефлексия – ресурсный круг.

Дети встают в круг каждый со своим рисунком.

   Сейчас каждый расскажет от имени своего героя, что понравилось? Что вызвало затруднения?

Сказка - это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает. Сказки к нам пришли из глубины веков.  Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.  Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. 

Лягушка

Заяц

Волк

Медведь

Мышка

Лиса

«Теремок»

Мышка - Норушка, лягушка - Квакушка, зайчик - Побегайчик, лисичка - Сестричка, волчок – Серый бочок, медведь –Косолапый.

Геометрические фигуры.

7 фигур.
Большой синий квадрат. Круги разного цвета и размера.

Серый маленький кружок – мышка, серый большой кружок – волк, белый кружок – зайчик, оранжевый кружок – лиса, коричневый большой кружок – медведь, зелёный кружок – лягушка.

Большой синий квадрат – это теремок.

Мышка – тонким, медведь – толстым и пр.

Мышка маленькая, поэтому и голос у нее тонкий; волк злой, грубый резкий, поэтому и голос у него грубый, хриплый и пр.

Присели, встали -  руки вытянуты.

Поклон.

Руки перед собой на носочках

Присели

Прыжки

Повертели «хвостиком»

Показали руками «пасть»

Поклон

Изобразить мишку

Стучат кулачок об кулачок

Бег на месте

Поднять руки вверх



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие» по мотивам русской народной сказки «Теремок» в младшей группе

Развитие речи у детей младшего возраста с помощью русской народной сказки " Теремок"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: Театрализованное представление по русской народной сказки "Теремок"

Конспект НОДпо развитию речи в средней группе  Тема: Театрализованное представление по русской народной сказки "Теремок"...

План-конспект занятия по развитию речи "Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

Цель: Познакомить детей с содержанием  русской народной сказки «Теремок»....

Конспект образовательной ситуации в младшей группе по развитию речи «Пересказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».

Конспект образовательной ситуации в младшей группе по развитию речи «Пересказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». Образовательная область: речевое, познавательное, соц...

Методическая разработка конспекта занятия в группе раннего возраста по развитию речи «Театрализация русской народной сказки «Теремок»»

Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство...