Консультация для родителей "Признаки нарушения речи ребенка раннего возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Крылова А.Ю.

Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным!

Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_narusheniya_rechi_rebenka_rannego_vozrasta.docx200.19 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки и причины нарушения речи ребенка раннего возраста.

Представьте себе, что речь ребенка - это глина: пока она сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным!

Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

  • К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
  • К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
  • К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
  • К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
  • К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
  • К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

Причины задержки речевого развития в раннем возрасте.

Появившись на свет, ребенок не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть языковая способность, которая позволяет в определенный период развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.

Реализуется языковая способность в ходе общения со взрослыми: ребенок подражает речи. Постепенно речь становится средством общения, познания и регуляции деятельности своей и окружающих.

Обычно речь ребенка развивается естественным образом, как бы «сама по себе». Однако в ряде случаев происходит сбой в развитии речи и начинает накапливаться задержка. Необходимо заметить, что у детей раннего и дошкольного возраста речь легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Причины нарушений речи могут быть самые различные, но их можно подразделить на внутренние и внешние, на имеющие биологическую и социальную природу.

Мы не будем рассматривать этот вопрос очень подробно, а остановимся лишь на основных аспектах проблемы. Для этого объединим биологические и социальные факторы, которые ведут к задержке развития речи, в две основные группы: внутренние и внешние.

 К внутренним факторам нарушения речи относятся:

1.Течение беременности и родов. Различные внутриутробные патологии, которые приводят к нарушению развития плода, недоношенность, родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Возникновению речевой патологии способствуют также токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.

2. Наследственные факторы. Это различные заболевания, имеющие генетическую природу. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

 3. Соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве. Если у ребенка слабое здоровье, он подолгу болеет, часто лежит в больнице, это неблагоприятно отражается на развитии его речи. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочнокишечные расстройства.

 4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

 5. Недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. К таким факторам можно отнести нарушения слуха или зрения у ребенка, нарушения в строении органов артикуляции, нарушения интеллекта, внимания, памяти и другие психоневрологические проблемы у ребенка (например, повышенная нервно-психическая возбудимость) и др.

6. Особенности личности и мировосприятия ребенка. Замкнутый характер ребенка, нежелание общаться, аутизм или аутистические черты личности, гиперактивность и др.

К внешним факторам нарушения речи обычно относят следующие:

1. Плохая экология (загрязнение воздуха, воды и т.д.). Постоянно воздействующие вредоносные факторы окружающей среды.

2. Психическая травма. Испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье могут вызвать заикание, отказ отьречи или другое нарушение.

3. Речевое окружение ребенка. Нарушения речи у родителей, вследствие чего могут возникнуть дефекты речи по подражанию (например, дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др.). Воспитание слышащих детей у глухих родителей. Недостаточное речевое общение, когда родители мало говорят с ребенком, ограничиваясь лишь бытовыми ситуациями.

4. Несовершенство социальных условий воспитания. Отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение и др. y Педагогические ошибки. Излишне завышенные или заниженные требования к ребенку. Гиперопека, сюсюкание по отношению к подросшему ребенку и др.

Причины задержки развития речи ребенка полезно знать для правильной постановки диагноза и построения плана коррекционной работы. Но не стоит зацикливаться на причинах, сокрушаться о допущенных ошибках, искать виновных и обвинять их. Главное — помогать ребенку, а это требует приложения сил, времени, внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Консультация для родителей по теме "Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду"

Цели рекомендаций: повышение психолого-педагогических знаний у родителей будущих воспитанников детского сада; развитие позитивного и доверительного взаимодействия родителей и педагогов детского ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Консультация для родителей «Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)»

Ознакомление родителей с развитием речи ребенка раннего возраста в онтогенезе (норма и «группа риска»)...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи ребенка раннего возраста

В данной статье рассмотрены основные новообразования в речевом развитии детей 2-3 летнего возраста, а также показаны некоторые приемы работы, которые могут проводиться родителями со своими детьми. Мат...