Звуки С и Ш - друзья
план-конспект занятия по развитию речи

Подобайлова Екатерина Карловна

индивидуальное логопедическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звуки С и ш -друзья259.63 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

 «Звуки С и Ш – друзья»

(Дифференциация звуков [с] – [ш])

Цель: развитие фонематического слуха; закрепление навыка различения и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.

Задачи:

  1. Развивать точность и дифференцированность движений языка.
  2. закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С, с опорой на различные виды контроля;
  3. учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи
  4. учить выделять данные звуки в словах;
  5. учить находить место данных звуков в словах;
  6. развивать фонематический слух;
  7. совершенствование умений работы с деформированным текстом.

Оборудование. Картинки с изображением чайника, гусей, картинки на звук [C] (собака, лиса, автобус), картинки на звук [Ш] (шапка, машина, камыш), схемы для звукового анализа.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Посмотри на картинку. Что на ней изображено? Какой звук издает чайник, когда кипит? Звук с-с-с

Шуточный тест: действие, которое вы выберете, раскроет скрытые ...

А что изображено на этой картинке? Какой звук издает гусь, когда сердится? Звук ш-ш-ш.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/071a/0003feb9-9f439293/hello_html_1c66dbb6.jpg

Сегодня мы с тобой закрепим наши знания о правильном произношении звуков С и Ш.

    2. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы язычок нам поддавался, хорошо он занимался, надо мышцы укреплять, к дисциплине привыкать.

Упражнения для губ: «Улыбка» - «Трубочка», «Заборчик» - «Окно»

Упражнения для  языка: расслабляющие «Непослушный язычок», статические «Лопаточка», «Чашечка», «Парус», динамические  «Вкусное варенье», «Маляр», «Качели»

3. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.

Сравним наши звуки, где прячется наш язычок, когда произносит С и Ш.

Давай посвистим как чайник “с-с-с-с-с-с”

Где находится язычок, когда мы произносим звук С? (внизу)

А теперь пошипим как гуси "Ш-ш-ш-ш-ш"

Где находится кончик языка, когда мы произносим Ш? (вверху).

А что нам помогает в образовании этих звуков?

Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя).

      3. Характеристика звуков [с] и [ш].

Уточняется каждый элемент характеристики звуков, после чего ребенок дает характеристику самостоятельно.

Дай характеристику звукам:

Звук [с] -  согласный, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.

Звук [ш] -  согласный, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.

     4. Выделение звуков [с] и [ш] из ряда звуков, слогов, слов.

Подними руку вверх, услышав звук [ш], и опусти руку вниз, услышав звук [с]: ш, с, с, ш...; са-шу-ис-аш-су...; сок, шуба, песок, машина...

    5. Дыхательная гимнастика

вдохни через нос выдохни, произнося звук с-с-с-с-с;

вдохни через нос выдохни, произнося звук ш-ш-ш-ш-ш.

    6.  Работа с чистоговорками

Повторяем чистоговорки и имитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок (на Ш - руки складываем чашечкой, на С - руки в виде лопатки, вытянуты ровно).

ша-ша — у меня лапша       са-са — вот идет лиса

шу-шу -  я письмо пишу      су-су — гуляю я в лесу

аш-аш - у меня карандаш    ас-ас - мы пили квас

    7.  Игра «Кто внимательный?»

Разложи  картинки со звуками [с] и [ш],

под карточкой с изображением гуся - со звуком [ш]

под карточкой с изображением чайника - со звуком [с]

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1920690/c702e29f-d093-4039-b93c-56785a4a3efd/s1200?webp=falseC:\Users\USER\Desktop\яркой-красной-ш-япа-связанная-зимой-с-помпоном-79301908.jpghttps://fontalpina.com/images/dog-clipart-german-shepherd-16.jpghttps://printonic.ru/uploads/images/2016/02/20/img_56c8983cce649.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%B0-62514243.jpgC:\Users\USER\Desktop\My_Little_Sailor_VC_el (34).png

Скажи, на каком месте в этих словах стоят звуки [с] и [ш] (в начале, в середине, в конце), обозначь на схеме

 

 

 

 
 шапка             машина                     камыш

  собака              лиса                         автобус

    8. Игра «Не ошибись»

Добавь к слову слоги са или ша и назови целое слово:

гру-.., ли-.., ко-.., лап-.. , кры-…

   9.Игра  “Путаница”

А теперь послушай, правильно ли я буду говорить. Только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки.

Миса и Маса лежали в коляске,

Были они, безусловно, двойняски.

Лежали на улице свежие доски

На них отдыхали ленивые коски.

10.Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня работали?

Ответ ребенка.

Логопед: Звуки Ш и С - друзья,

Ш - шипит, а С - свистит.

Не забудем никогда!

Оценка работы на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои лучшие друзья, свистящие звуки [С] и [С\']»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РЕБЁНКОМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дифференциация свист...

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [р] в словах и предложениях "Мы построим Дом Друзей!"

Подробный конспект открытого индивидуального логопедического занятия....

Презентация к логопедическому занятию по автоматизации звука "Л" "Лунтик и его друзья"

Картинки с анимацией для произнесения звука "Л" в слогах, словах, чистоговорках....

«Звуки – наши друзья» НОД с детьми 4-5 лет

Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.Воспитатель:...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Звуки - наши друзья"

Конспект НОД по развитию речи в среденй группе "Звуки - наши друзья"...

Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....

Викторина «ЗВУКИ И БУКВЫ-НАШИ ДРУЗЬЯ»

Цель: Обобщение в игровой форме знаний о единицах речи, полученных детьми на логопедических занятиях.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29106702","attributes":{"alt":"","class":"m...