Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: «Перелетные и зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Торгова Полина Валерьевна

Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе:

«Перелетные и зимующие птицы».

Цель:

Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Задачи:

  1. Продолжать расширять знания о перелётных и зимующих птицах.
  2. Расширять и активизировать словарь: насекомоядные, всеядные.
  3. Развивать связную речь.
  4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД   по развитию речи в старшей группе:

«Перелетные и зимующие птицы».

Цель: 

Закреплять полученные знания по теме: «Перелётные и зимующие птицы» 

Задачи:

  1. Продолжать расширять знания о перелётных и зимующих птицах.
  2. Расширять и активизировать словарь: насекомоядные, всеядные.
  3. Развивать связную речь.
  4. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; чтение художественной литературы о перелётных птицах, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями птиц, аудио запись с голосами птиц, два обруча, Буратино-кукла (сквозной персонаж).

Ход занятия:

Воспитатель:

Примерные ответы детей

Буратино:

-Здравствуйте, ребята!

- Мне загадали загадку, а я не могу её отгадать.

Ребята, вы поможете мне её отгадать.

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это . . .  (птица).

Воспитатель:

Сегодня мы будем говорить о птицах.

Каких птиц вы знаете?

На какие группы мы делим птиц?

Почему птицы улетают на юг?

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Насекомоядные птицы едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают жаворонки, скворцы, ласточки, стрижи, аисты.
Почему некоторые птицы остаются зимовать у нас?

Ребята, чем отличаются птицы от животных?

Ребята, Буратино приготовил для вас загадки.

Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

1).  Ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.  (Воробей)

2).  Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать

С первым снегов на рябине

Он появится опять.  (Снегирь)

3).  Кто из леса прилетит?

Кто на крыше затрещит?

Белобокая болтунья,

Говорушка, стрекотунья,

Белый бок и длинный хвост.

Что за птица – вот вопрос.   (Сорока)

4).   Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.   (Дятел)

5).   Непоседа-невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня . . .  (Синичка)

6).   Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет!

Видишь, кружат 20 пар

И кричат « Кар! Кар! Кар!»   (Ворона)

Загадки были о зимующих или о перелётных птицах?

А как мы с вами помогали зимующим птицам зимовать?

Ребята, у меня ещё остались картинки птиц, давайте их назовём.

К какой группе они относятся, какие это птицы?

(воспитатель показывает картинку грача)

Буратино:

-Я не знаю эту большую птицу, как она называется?

Пришла весна. Одни птицы пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу, а другие возвращаются на родину после долгой отлучки. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной.

А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края.

Воспитатель показывает грача на картинке.

Грач черный. У него есть клюв, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица.

- Какого цвета грач?

- Что у него есть?

- Чем покрыто тело?

- Грач – зимующая или перелетная птица?

(Воспитатель показывает скворца на картинке)

Посмотрите, ребята, это кто?

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Назовите части тела птиц?

Буратино:

-Я устал давайте немного отдохнём.

Физкультминутка

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу,

согнутую в колене, как можно выше, потом другую)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонитесь,

До носочка дотянитесь. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

-Теперь ты, Буратино, посиди и послушай, что дети знают про птиц.

Игра «Сравни» (с мячом)

(говорить нужно полным предложением)

Звери бегают, а птицы – ... (летают).

Скворцы поют, а вороны – ... (каркают).

Ворона – зимующая птица, а скворец – ... (перелетная).

У снегиря грудка красная, а у синицы – ... (желтая).

У воробья глаза маленькие, а у совы – ... (большие).

У сороки хвост длинный, а у синички – ... (короткий).

- Давайте, ребята сядем и послушаем голоса птиц, отгадайте чьи это голоса.

Буратино:

- Я ещё хочу играть, давайте играть.

Воспитатель:

- Хорошо, поиграем, но в этой игре есть правила.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

(на ковре лежат два обруча (перелётные и зимующие птицы) на столе перевёрнутые вниз «лицом» картинки. Дети берут по одной картинке и несут птицу «в свой» обруч.

Воспитатель спрашивает несколько детей и просит говорить полным ответом.

- Почему ты положил эту птицу в этот обруч?

Дети сели за столы.

Д.И. «Четвёртый лишний» (с картинками)

Ласточка-воробей-скворец-аист (нужно объяснить почему лишний воробей)

Голубь-жаворонок-ворона

Сорока-кукушка-ласточка

Дятел-сорока-аист-синица

Цапля-голубь-аист-грач

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

- Давайте, ребята, для Буратино повторим ещё раз о каких птицах мы с вами говорили?

Назовите зимующих птиц?

Назовите перелётных птиц?

- Давайте ребята попрощаемся с Буратино, ему пара уходить. А вы можете идти заниматься своими делами.

Ответы детей

Ответы детей.

Перелётные и зимующие

Ответы детей.

Люди птиц подкармливают, развешивают для них кормушки. Зимующие птицы-всеядные.

Птицы летают, тело покрыто перьями у птиц есть клюв.

Птицы выводят птенцов из яиц.

У животных тело покрыто шерстью нет крыльев, есть лапы.

Дети отгадывают загадки и показывают картинки птиц

Картинки вывешиваются на магнитной доске по мере отгадывания загадок.

Загадки о зимующих птицах

Ответы детей

Грач, кукушка, ласточка, скворец

Эти птицы относятся к перелетным

Грач чёрный

У грача большой, белый, острый клюв

Тело покрыто перьями чёрного цвета

Грач перелётная птица

Это скворец

Туловище, голова, хвост, клюв, крылья.

Звучит аудиозапись с голосами птиц. Дети отгадывают

Например, это скворец, он перелётная птица.

Лишний воробей, потому, что он зимующая птица, а другие перелётные птицы

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Зимующие птицы

Образовательные задачи. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”, познакомить детей с новой птицей- клестом, его внешним видом, повадкам...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе « Перелетные птицы»

Конспект  интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в старшей группе в соответствии с ФГОС на тему: “Перелетная птица – лебедь&rdquo...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: « Зимующие птицы»

Данный конспект разработан для открытого занятия в старшей группе...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект ООД по развитию речи в старшей  группе  на тему «Зимующие птицы»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить название зимующих птиц в речи  детейЗадачи:Развивать и расширять словарный запас у детей по теме –  Зимующие птицыРазвивать связную речь  Развивать память, вн...

НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Зимующие птицы".

Задачи: Формировать понятие «зимующие» птицы. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Развивать представление о видах питания зимующих птиц. Учить детей составлять описательны...