Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи на тему "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Cоловетская Наталья Николаевна

Конспект по развитию речи на тему :"Зима" в подготовтельной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

 «Здравствуй, Зимушка-зима»

Программные задачи.

Обучающие: уточнить и систематизировать знания детей о зиме, ее признаках, названия зимних месяцев. Упражнять детей в подборе прилагательных, глаголов к существительным. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Формировать умение грамматически правильно составлять предложения. Закреплять обобщающие понятия.  Образовывать прилагатьельные от существительных; образовывать  глаголы совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за». Согласование  словосочетаний существительных с, подходящими по смыслу  глаголов.

 Развивать внимание, память, речь; активизировать словарь детей по данной теме.

Воспитательные:  воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к природе.

Оборудование: Конверт с изображением снежинок, в конверте картинки с зимней тематикой, наборное полотно.

Предварительная работа. Беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок о зиме. Наблюдения в природе, игры на улице. Рисование на зимнюю тематику. (проводит воспитатель)

Ход ОД

Организационный момент.  На стульчик присядет тот, кто ответит на вопрос:

Словесная игра «Что бывает белым»

Дети перечисляют: белым бывает снег, (листок, футболка, стена…)                        

Звучит музыка  вьюги, в окно залетает  конверт.

Логопед: Дети, посмотрите, какой красивый конверт.

-Чем он украшен? (Снежинками)

-Как вы думает от кого этот конверт? (Предположения детей)

-Дети, на конверте есть подсказка – загадка.

- Вы узнаете от кого конверт, если отгадаете загадку.

Логопед загадывает детям загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила.

Логопед: Дети, про чтот эта загадка?  (Зима)

- Правильно, про зиму.

- А в конверте  что-то есть, сейчас посмотрим…

Логопед из конверта достает картинки и ставит на наборное полотно.

Логопед: Дети, какое время года изображено на картинках? (Зима)

- Правильно, зима. И сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

Логопед: отгадайте, про какой зимний месяц идет речь:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

Дети: Этотмесяц декабрь.

Логопед: Слушайте следующую загадку:

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

Дети: январь.

Логопед: и еще загадка:

 

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

Дети: - февраль.

Логопед: Правильно, вы назвали зимние месяцы. Повторите их по порядку.

-Логопед: Дети, посмотрите в коверте лежат  картинки про зиму. Посмотрите  и назовите зимние признаки?

 Дети: На улице мороз, вокруг много снега, люди одевают теплую одежду, день короче, ночи длиннее и т. д.

Логопед: Молодцы, вы назвали мне очень много признаков зимы. Но зима бывает разной и погода зимой тоже разная. Вот сейчас мы узнаем:

Игра: «Какая зимой погода?»

Если идет снег, то погода снежная;

Ветер- ветренная;

Мороз – морозная;

Холод – холодная…

Логопед: Вот мы и узнали, какая погода бывает зимой. А сейчас предлагю вам поиграть в игру:

«Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

Физкультминутка  « Зима»

Солнце землю греет слабо,                (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,                    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы                    (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.                     (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,                         (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,                                    (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.                      (Плавные движения руками.)

 Логопед:  Вот и отдохнули. А , сейчас я начну читать предложение, а вы его закончите, подобрав подходящие слова.

Зимой метель (что делает…метет.

Мороз щеки и нос (что делает…щиплет.

Зимой вода в реке (что делает… замерзает.

Заяц на зиму шубку (что делает) …меняет.

Мороз на окнах узоры (что делает…рисует.

Логопед: Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Что наделала зима?» 

( Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой  «ЗА»)

Зима пришла с морозами и всё … - (заморозила);

Метель мела и все тропина …( замела);

Река покрылась льдои и вся…-(заледенела);

Зима позвала вьюгу и все …-(завьюжила);

Снежная пороша  дорожки все..- (запорошила).

Игра с мячиками: «Какая зима?»

Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

Логопед: А сейчас, надо быть очень внимательными. Я буду читать слова, а вы из этих слов составьте предложения.

1. Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег).

2. Холодная, зима, наступила. (Наступила холодная зима).

3. Из, дети, горку, снега, сделали. (Дети из снега сделали горку).

4. Дорожки, ребята, от, чистят, снега. (Ребята чистят дорожки от снега).

5. Покрылась, льдом, речка, толстым. (Речка покрылась толстым льдом).

6. Мороз, на, рисует, узор, окнах. (Мороз рисует на окнах узор).

7. Ветер, в, воет, трубах. (Ветер воет в трубах).

8. Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки).

Логопед: Молодцы, вы составили правильные предложения.

Логопед:  Дети, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? (О зиме)

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали про зиму?

Мне очень понравилось сегодня с вами заниматься, вы были очень внимательными, и дружными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Насекомые»

Цель: Знакомство со звуками [л]и[л\']и связь с буквой. Закрепление навыков четкого произношения.Задачи:1. определение позиции звука в слове2. определение ударного гласного3. деление слова на слоги4. ра...

конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи

конспект НОД в подготовительной к школе группе по развитию речи...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»

Данное занятие поможет детям в игровой форме   подбирать образные выражения,научит отвечать на вопросы, высказывать свои суждения....

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ

Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: ознакомление дошкоьников с миром животных, развитиесвязной монологической речи.На занятии использовала элементы ТРИЗ технологии....