Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Закрепление знаний детей о диких животных через интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки» государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии № 1имени Н.И. Ферапонтова города Новокуйбышевска городского округа НовокуйбышевскСамарской области

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

Составила воспитатель

Солдаткина С.Н.

Новокуйбышевск, 2021г.

Цель: закрепление знаний детей о диких животных через интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».

Задачи:

образовательные: обогащать словарь детей словом «интеллектуальная игра»; активизировать словарь детей; активизировать глагольный словарь; закрепить образование названий детенышей диких животных; упражнять в запоминании и проговаривании скороговорки, используя разную интонацию; упражнять в умении составлять небольшой рассказ – описание о каком-либо животном по картинкам и опорным вопросам; упражнять в умении подбирать слова-родственники;

развивающие: развивать связную речь; развивать память, зрительное внимание, мышление, артикуляционный аппарат; развивать умение использовать правильно в своей речи притяжательные прилагательные; развивать умение детей пересказывать сказку с элементами драматизации; развивать умение употреблять слова в единственном и множественном числе;

воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, взаимопомощь, доброжелательность, воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

Методы и приемы: наглядный (показ мультимедиа с изображением диких животных, видеообращение от Знайки, карточки с изображением диких животных); словесный (сюрпризный момент, объяснение, вопросы, рассказ детей с опорой на наглядный материал, мнемотаблицы, речевой образец, проговаривание скороговорки, поощрение); практический (дидактические игры, инсценировка, подведение итогов, анализ работы, индивидуальная работа).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам. Проведение дидактических игр «Кто, где живёт? », «Кто лишний? », «Назови маму», «Назови детеныша». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».

Материал и оборудование: картинки с изображением диких животных, мультимедиа, флажок, мяч, шапочки зверей-героев мини –сказки «Где мой домик?», крутящаяся стрелка, карточки с заданиями, эмблемы «Знатоки», призы (карточки с изображением хрустальной совы).

Ход НОД.                                                                                                                    Воспитатель и дети становятся в круг.

Приветствие.

                                                                                                                                          Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро.

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Приветливым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, и пожелаем доброго утра. А теперь улыбнитесь друг другу.  Возьмитесь за руки. Вы чувствуете тепло в ваших ладошках? Это вы передаете друг другу частичку своего тепла. Мы с вами одно целое.

Воспитатель: ребята, нам в группу пришло видео. И знаете от кого? От Знайки. Знайка прислал видеообращение. А что же в этом видеообращении? (слайд с видеообращением от Знайки):

«Здравствуйте, дорогие ребята. Я - Знайка. Ребята, я знаю, что вы хорошие, активные и знающие много всего интересного, дети. Я вам предлагаю поиграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Это очень интересная игра. Играя в неё, вы проверите свои знания. Я предлагаю проверить свои знания о животном мире. Желаю удачи».

Воспитатель: ребята, что значит интеллектуальная игра? Интеллектуальная – это от слова интеллект, что значит думать головой.

Воспитатель: а какие животные бывают?

Дети: домашние и дикие животные.

Воспитатель: правильно. Ребята, для нашей игры нужна команда знатаков. И эта команда – вы. У команды должны быть эмблемы, показывающие на то, что вы знатоки (прикрепляет эмблемы каждому ребенку).

Воспитатель: а какой же символ игры «Что? Где? Когда?». Это сова. Сова – это символ мудрости (на доске прикрепляется картинка с изображением совы и надписьюинтеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»).

Воспитатель: у каждой команды должен быть капитан. Мы будем выбирать капитана с помощью считалки (выбирается ребенок, который знает считалку про диких животных).

Воспитатель: итак, у нас есть капитан команды знатаков. А теперь посмотрите на игровое место. Столы, за которыми вы будете сидеть и стрелка, которую вы будете крутить. Эта стрелка, останавливаясь, будет указывать на карточку с заданием. И это задание вы будете выполнять.

И так, начинаем нашу игру. Занимайте свои места. Первым крутить стрелку я предлагаю капитану команды (капитан крутит стрелку).

Далее дети по очереди крутят стрелку и выполняют задания.

Задания:

*Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?».

Воспитатель показывает на экране животного и спрашивает детей, чья голова, чей хвост, чьи лапы (копыта) и т.д. Например, лиса – лисья голова, лисий хвост, лисьи лапы.

*Дидактическая игра «Назови семью».

Воспитатель: у каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья. Назовите семью медведя.

Дети: папа медведь, мама медведица, детеныш медвежонок, все медвежата. Это медвежья семья.

Воспитатель: семья ежа?

Дети: папа еж, мама ежиха, детеныш ежонок, все ежата. Это ежиная семья.

Воспитатель: семья зайца?

Дети: папа заяц, мама зайчиха, детеныш зайчонок, все зайчата. Это заячья семья.

Воспитатель: семья лиса?

Дети: папа лис мама лисица, детеныш лисенок, все лисята. Это лисья семья.

Воспитатель: семья волка?

Дети: папа волк, мама волчица, детеныш волчонок, все волчата. Это волчья семья.

 Воспитатель: семья лося?

Дети: папа лось, мама лосиха, детеныш лосенок, все лосята. Это лосиная семья.

*Составь описательный рассказ о диком животном по схеме.

На экране показаны картинки с изображением диких животных. Дети слушают задание, смотрят на экран, где изображена схема и дикие животные и рассказывают о любом диком животном (внешний вид, среда обитания, чем питается, жилище) по схеме.

*1,2,5.

На полу разложены карточки с изображением диких животных обратной стороной. Воспитатель предлагает перевернуть карточку и назвать животного в единственном и множественном числе. Например, 1 – заяц, 2 – зайца, 5 – зайцев.

Физминутка (видео) «Следы».

*Игра – эстафета (с флажком). Дети стоят в кругу. У воспитателя флажок. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово - действие и быстро передать палочку дальше. Флажок должен дойти до воспитателя.

*Проговори скороговорку «Мёд медведь в лесу нашел: мало мёда, много пчёл».

Сначала скороговорку надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Затем медленно и чётко повторить скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Далее проговорить скороговорку нужно шёпотом. Все слова должны произноситься чётко и разборчиво.

Затем медленное повторить. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Далее детям  предлагается проговорить скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса.

*Показ мини – сказки «Где мой домик?».

Воспитатель: Однажды один, без мамы, лисёнок отправился путешествовать по лесу. Бегал, бегал он и понял, что заблудился. Лисёнок знал, что его дом - лисья нора. Вдруг видит чей-то домик на полянке, подбежал к нему лисёнок, постучался.

Лисёнок: Чей это домик?

Медвежонок: А тебе чей нужен?

Лисёнок: Я ищу лисью нору.

Медвежонок: Нет, это не лисья нора, это медвежья берлога.

Воспитатель:Расплакался лисёнок, никак не может найти свой дом. А навстречу ему бежит зайчонок.

Зайчонок: Лисёнок, почему ты плачешь?

Лисёнок: Я потерял свой домик .
Зайчонок:Не плачь, лисёнок, я отведу тебя к лисьей норе.

Воспитатель:Довёл зайчонок лисёнка до лисьей норы и бросился прочь.

А лисёнок закричал: Мамочка, мамочка, я дома, я так по тебе соскучился.

Лисица:Как я рада, что ты нашёлся. Не расстраивай меня так больше и не убегай далеко от лисьей норы.

Воспитатель: молодцы, ребята. Со всеми заданиями вы справились. И если команда победила, то ей вручают приз. На интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» знатокам вручают хрустальную сову. А вам свой приз приготовил Знайка. Вот такие карточки с изображением хрустальной совы он вам приготовил (вручает каждому ребенку).

Воспитатель: я вас поздравляю, вы молодцы. Вам понравилась игра?

Дети отвечают.

Рефлексия.

Воспитатель: что мы сегодня делали на нашей игре? Что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают.

Воспитатель: спасибо за игру.

Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки» государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии № 1имени Н.И. Ферапонтова города Новокуйбышевска городского округа НовокуйбышевскСамарской области

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Составила воспитатель

Солдаткина С.Н.

Новокуйбышевск, 2021г.

Цель:закрепление знаний детей о диких животных через интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».

Задачи:

образовательные:обогащать словарь детей  словом  «интеллектуальная игра»;активизировать словарь детей;активизировать глагольный словарь; закрепить образование названий детенышей диких животных;  упражнять в запоминании и проговаривании скороговорки, используя разную интонацию; упражнять в умении составлять небольшой рассказ – описание о каком-либо животном по картинкам и опорным вопросам; упражнять в умении подбирать слова-родственники;

развивающие: развивать связную речь; развивать память, зрительное внимание, мышление, артикуляционный аппарат; развивать умение использовать правильно в своей речи притяжательные прилагательные; развивать умение детей пересказывать сказку с элементами драматизации; развивать умение употреблять слова в единственном и множественном числе;

воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, взаимопомощь, доброжелательность,воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

Методы и приемы: наглядный (показ мультимедиа с изображением диких животных, видеообращение от Знайки, карточки с изображением диких животных); словесный (сюрпризный момент, объяснение, вопросы, рассказ детей с опорой на наглядный материал, мнемотаблицы, речевой образец, проговаривание скороговорки, поощрение); практический (дидактические игры, инсценировка, подведение итогов,  анализ работы, индивидуальная работа).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам. Проведение дидактических игр «Кто где живёт? », «Кто лишний? », «Назови маму», «Назови детеныша». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Волк во рву».

Материал и оборудование: картинки с изображением диких животных, мультимедиа, флажок, мяч, шапочки зверей-героев мини –сказки «Где мой домик?», крутящаяся стрелка, карточки с заданиями, эмблемы «Знатоки», призы (карточки с изображением хрустальной совы).

Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

 Игровая

-Приветствие.

-Игровая ситуация «видеообращение от Знайки».

- Игровая ситуация. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

 Познавательная

- Беседа «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

Коммуникативная

- Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?».

- Дидактическая игра «Назови семью».

- Описательный рассказ о диком животном по схеме».

- «1,2,5»

- Чтение скороговорки (Мёд медведь в лесу нашел: мало мёда, много пчёл).

-Игра-эстафета (с флажком).

                            Двигательная

- Физминутка «Следы» (видео).

Социально-коммуникативная

- Инсценирование мини – сказки «Где мой домик?».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1

Игровая ситуация

Приветствие.

«Видеообращение от Знайки»

Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями.

Включает видеообращение от Знайки.

Дети здороваются с гостями. Смотрят на экран и слушают Знайку.

Доставляется эмоциональный настрой на образовательную деятельность.

2

Воспитатель знакомит детей с новым словом «интеллектуальная», объясняет, от какого слова образовалось это слово (от слова-интеллект, т.е. думать головой). Показывает на экране заставку игры «Что? Где? Когда?»

Дети слушают, смотрят на экран.

Формируется мышление.

3

Воспитатель рассказывает детям о символе игры «Что? Где? Когда?». Это сова. Сова – это символ мудрости (на экране появляется изображение совы).

Дети слушают, смотрят на экран.

Формируется мышление.

4

Воспитатель спрашивает детей, какие бывают животные.

Дети отвечают.

Развивается связная речь, мышление.

5

Воспитатель объявляет детям, что они команда знатаков и показывает эмблему на экране. Затем вручает детям эмблемы с изображением совы.

 Дети прикрепляют эмблемы на одежду.

Доставляется радость от вручения эмблемы.

6

Воспитатель предлагает выбрать капитана команды с помощью считалки и спрашивает, кто знает считалки про диких животных.

Дети стоят в кругу, ребенок читает считалку.

Выбирается капитан.

7

Воспитатель объясняет правила игры.

Дети слушают.

Развивается зрительное внимание, мышление.

8

Воспитатель приглашает детей занять свои места за игровыми столами.

Дети рассаживаются за игровыми столами.

Доставляется эмоциональный настрой на игру.

9

Воспитатель приглашает капитана крутить стрелку (волчок). На экране появляется изображение стрелки с цветными карточками.

Капитан крутит стрелку, дети наблюдают.

Развивается зрительное внимание, наблюдательность.

10

Воспитатель читает задание.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?».

Воспитатель показывает на экране животного и спрашивает детей, чья голова, чей хвост, чьи лапы (копыта) и т.д. Например, лиса – лисья голова, лисий хвост, лисьи лапы.

Дети слушают задание.

Смотрят на экран и отвечают (используют в ответах притяжательные прилагательные).

Доставляется настрой на выполнение задания.

Развивается связная речь.

11

Воспитатель приглашает следующего ребенка крутить стрелку. На экране появляется изображение стрелки с цветными карточками.

Ребенок крутит стрелку. Дети наблюдают.

Развивается зрительное внимание наблюдательность.

12

Воспитатель читает задание.

Дидактическая игра «Назови семью».

Воспитатель предлагает детям назвать семью животного.

Дети слушают задание, смотрят на экран и  отвечают.

Развивается связная речь, развивается умение подбирать слова-родственники.

13

Воспитатель приглашает следующего ребенка крутить стрелку. На экране появляется изображение стрелки с цветными карточками.

Ребенок крутит стрелку.

Дети наблюдают.

Развивается зрительное внимание.

14

Воспитатель читает задание.

«Составь описательный рассказ о диком животном по схеме».        

Дети слушают задание, смотрят на экран, где изображена схема и дикие животные и рассказывают о любом диком животном.

Развивается связная речь, память, мышление.

15

Воспитатель приглашает следующего ребенка крутить стрелку. На экране появляется изображение стрелки с цветными карточками.

Ребенок крутит стрелку. Дети наблюдают.

Развивается зрительное внимание, наблюдательность.

16

Воспитатель читает задание.

«1,2,5».

На полу разложены карточки с изображением диких животных обратной стороной. Воспитатель предлагает перевернуть карточку и назвать животного в единственном и множественном числе. Например, 1 – заяц, 2 – зайца, 5 – зайцев.

Дети слушают задание и по одному поднимают с пола карточки и называют животного в единственном и множественном числе.

Развивается связная речь, память, мышление.

17

Воспитатель включает на экране видео физминутки «Следы».

Дети выполняют движения, глядя на экран.

                                                 

Развивается двигательная активность.

18

Воспитатель приглашает следующего ребенка крутить стрелку. На экране появляется изображение стрелки с цветными карточками.

         Ребенок крутит стрелку. Дети наблюдают.

Развивается зрительное внимание, наблюдательность.

19

Воспитатель читает задание.

Игра-эстафета (с флажком).

Дети слушают задание. По кругу передают флажок и каждый рассказывает о действиях животного, которого назовет воспитатель (подбирают к животному подходящее слово-действие).

Развивается память, мышление

20

Воспитатель приглашает следующего ребенка крутить стрелку. На экране появляется изображение стрелки с цветными карточками.

Ребенок крутит стрелку. Дети наблюдают.

Развивается зрительное внимание, наблюдательность.

21

Воспитатель читает задание.

Проговори скороговорку (Мёд медведь в лесу нашел: мало мёда, много пчёл).

Воспитатель объясняет, что скороговорку нужно проговаривать в разном темпе, а потом с разной интонацией.

Дети слушают задание. Выполняют вместе с воспитателем.

Развивается связная речь, артикуляционный аппарат, память, внимание.

22

Воспитатель приглашает следующего ребенка крутить стрелку. На экране появляется изображение стрелки с цветными карточками.

Ребенок крутит стрелку. Дети наблюдают.

Развивается зрительное внимание, наблюдательность.

23

Воспитатель читает задание.

Показ мини – сказки «Где мой домик?».

Дети слушают задание.

Группа детей показывают сказку. Остальные смотрят.

Развивается связная речь, интонационная выразительность, память, наблюдательность, интерес к сказке.

24

Воспитатель благодарит детей за хорошую игру, за активность, самостоятельность и дарит детям приз – карточки с изображением хрустальной совы (приз от Знайки).

Дети принимают призы, благодарят.

Доставляется радость, хорошее настроение.

25

Рефлексия.

Воспитатель задает детям вопросы о том, что делали на игре «Что? Где? Когда?», что понравилось.

Дети отвечают.

Развивается связная речь, память, внимание, мышление.

26

Воспитатель благодарит детей за игру.

Дети тоже  благодарят воспитателя.

Доставляется радость, хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Какие бывают дома»

laquo;Какие бывают дома»Цель: уточнение представлений детей о разнообразии человеческих жилищ.Задачи:1. Систематизировать знания детей о жилищах разных народов;2. Развивать познавательный...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»   Р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Животные для зоопарка Деда Мороза»

Конспект НОД «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий в подготовительной группе. Тема: «Животные для зоопарка Деда Мороза». Цель: Формироват...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...


 

Комментарии

Исаева Светлана Валерьевна

Занятие полностью достигло цели. Работа с детьми системная, последовательная, результативная. Обеспечивает нормативные уровни развития и образования детей в соответствии с действующей программой, эффективно использует современные дидактические методы. Устанавливает тесный контакт с воспитанниками, умеет решать педагогические проблемы.